Основательницы магазинов винтажа — о критериях отбора и ценах
Рынок вторично используемых товаров (и интерес к винтажу) растет быстрее, чем традиционный ретейл: отчасти к этому привели экономический кризис и тренд на осознанное потребление. Какие вещи можно считать винтажными, на что следует обращать внимание, выбирая одежду и аксессуары, как правильно их носить, чтобы не выглядеть гостьей из прошлого — на эти и другие вопросы ответили владелицы винтажных магазинов.
Ольга Лефферс, основательница галереи винтажных украшений и аксессуаров VintageDream
По одной версии, винтажными называют вещи, созданные с 20-х по 90-е годы XX века. По другой — изделия, возраст которых находится в промежутке 20–50 лет. Я придерживаюсь первой, поэтому в коллекции галереи в большинстве собраны изделия, датированные в период с 30-х по 90-е годы XX века. Есть еще несколько критериев для распознавания винтажной вещи: принадлежность к определенной модной эпохе и ярко выраженный стиль. Например, геометрия в платьях характерна для 20-х годов XX века; мужской силуэт пиджака с широким плечами — признак 40-х; в 50-х в тренде были пышные юбки-колокола.
Мы рассказываем клиентам о существующих и исчезнувших брендах, учим читать маркировки, подсказываем, как носить винтаж. Помимо консультаций каждый может увидеть, примерить и приобрести ценные экземпляры из коллекции галереи. Сегодня она насчитывает свыше 10 тыс. изделий и дает возможность соприкоснуться с историей моды: к примеру, у нас есть костюм, созданный при жизни Коко Шанель, украшения Christian Dior 1970-х, сумка Versace 1990-х годов.
Поиск коллекционного винтажа — настоящая охота. Украшения, аксессуары и одежду я нахожу преимущественно на аукционах. Большинство из них закрытые с ранней регистрацией в несколько этапов. Все торги проходят в режиме реального времени, в часовом поясе страны аукциона. Иногда приходится вставать в три или четыре утра, чтобы успеть отобрать и купить самые ценные лоты. Был случай, когда я уже сидела в самолете, который готовился ко взлету, а в этот самый момент проходили торги. Я чудом успела зарезервировать нужный лот.
Настоящим коллекционерам историческая ценность вещи важнее, чем внешний вид. Зачастую они приобретают изделия не для частых выходов в свет, а для трепетного хранения. В каком-то смысле, это инвестиция, ведь цены на коллекционный винтаж растут. Для всех остальных на первом месте внешний вид, актуальность, соотношение цены и качества.
Chanel, Dior, Yves Saint Laurent — вот бренды, на которые я советую обратить внимание. Кроме того, многие предпочитают украшения от американского бренда Trifari, главным дизайнером которого долгие годы был Альфред Филиппе, создававший ювелирные украшения также для Cartier. Подытожу список брендом Coro, известный своими уникальными брошами-дуэтами. За ними охотятся все коллекционеры мира.
При покупке винтажного изделия я рекомендую использовать энциклопедию Карлы и Роберто Бруниалти «American Costume Jewelry: Art & Industry, 1935-1950». В ней собрана информация о маркировках, брендах и коллекциях известных модных домов. По маркировке в книге можно узнать год или десятилетие создания изделия. Как правило, все украшения изображают в натуральную величину, можно сравнить размер изделия с помощью иллюстрации. Если украшение меньше, чем фотография в книге, это подделка, так как для создания копии необходимо снять форму и создать молт, а это неизбежно, уменьшает размер.
Самое дорогое колье, в котором не было ни грамма драгоценных металлов или камней, было продано за $25 тыс. Это было подиумное кутюрное колье в египетском стиле с жемчугом и стеклом Грипуа (Gripoix) от Chanel. В галерее VintageDream представлены еще более ценные экземпляры — украшения Jossef of Hollywood, которые можно увидеть на знаменитых актрисах 40-х гг. Например, шею Элис Фэй в фильме «Та ночь в Рио» украшало колье с искусственными топазами и бриллиантами, а Элизабет Бергнер в картине «Парижский запрос» (1941 г.) появляется в броши золотого цвета с искусственным овальным топазом. Эти уникальные украшения приравниваются к музейным экспонатам. С этой «звездной» коллекцией могут сравниться лишь редкие экземпляры, которые также есть в галерее — например, ранние украшения Chanel со стеклом Грипуа (Gripoix) 30-х годов.
Екатерина Борисова, основательница шоурума винтажной одежды и украшений Mix&match vintage
Большую часть одежды я покупаю в западной Европе. Отбираю на блошиных рынках, винтажных и благотворительных магазинах, мелкооптовых базах, с некоторыми продавцами удалось наладить деловые отношения и получить у них интересные условия, много закупаю на открытых и закрытых онлайн-аукционах, сотрудничаю с дилерами с estate-сейлов в США, в Азии — с мелкооптовыми поставщиками с возможностью выбора по онлайн-каталогам. Для формирования интересного ассортимента приходится использовать разнообразные источники по всему миру.
Когда-то мы начинали с платьев. Сегодня в подборках есть верхняя одежда, костюмы, юбки, брюки, повседневные и вечерние платья, японские шелковые кимоно и винтажная бижутерия. В основном мы специализируемся на брендовых вещах: у нас есть архивные Giorgio Armani, Ralph Lauren, Jil Sander, Yves Saint Laurent, Prada. Кроме того, мы находим прекрасные образцы от менее известных у нас домов: архитектурные пальто и платья от Pauline Trigere, мохеровые ирландские кейпы, психоделический трикотаж 60-х от Goldworm и готические бархатные платья от Laura Ashley.
Первое время изучение архивов и интернет-ресурсов помогало в аутентификации вещей. В англоязычной части интернета собрано много полезной информации об изменении логотипов и дизайна бирок винтажных брендов по годам, клеймам, формам лапок и застежек у винтажной бижутерии и способах идентифицировать подделки. Со временем наработалась экспертность, и сейчас я узнаю крой лацкана Ralph Lauren и Giorgio Armani даже не видя бирки, и наоборот, увижу, если дизайнерская бирка пришита к неродной вещи. При возникновении сомнений мы всегда запрашиваем дополнительную экспертизу.
Мы предлагаем винтажные вещи прет-а-порте и прет-а-порте де люкс (реже кутюр) по цене мидл-маркета. Цены формируем для каждой товарной группы с поправкой на состояние, бренд, редкость и актуальность и особенности нашего рынка. Например, одежда неизвестного у нас американского дома, закрывшегося в 60-е, которая расторговывается на американских аукционах до сотен и тысяч долларов, имеет мало шансов быть проданной по ее мировой рыночной цене в России. Исходя из цены продажи мы формируем закупочный бюджет и лимит для каждой позиции. Некоторые особо интересные образцы мы можем купить и сверх установленного лимита и продавать с минимальной наценкой, если хотим, чтобы они были в коллекции.
Винтаж в последние несколько лет драматически подорожал. Предложение, наоборот, уменьшилось, а курсы валют выросли. Но мы стараемся находить новые источники для закупок, непредставленные интересные винтажные бренды и вводить новые товарные группы, чтобы оставаться на плаву.
Все наши вещи проходят серьезную предпродажную подготовку. Одежда, которая к нам поступает, уже прошла антибактериальную обработку, чтобы избавиться от ее специфического запаха, все позиции отправляются в химчистку. При необходимости мы делаем мелкий ремонт или реставрацию, оцениваем вещь по 10-бальной шкале, фотографируем хайлайты и отправляем на продажу. Все это требует временных и финансовых затрат, но благодаря такому подходу большинство вещей выглядит новыми. Для российского рынка это очень важно: люди ожидают идеальное состояние у вещи, которой от 20 до 100 лет, в противном случае чаще всего отказываются от покупки. В отличие, например, от США, где даже разрыв ткани не по шву на платье 50-х годов не будет основанием для скидки.
За винтажными вещами, если это не редкие раритеты, требуется такой же уход, как и за повседневной одеждой. Стирка или сухая чистка в соответствии с маркировкой. Если же маркировки не сохранилось, то лучше спросить у вашего винтажного дилера рекомендации по уходу. Если нет уверенности, что можно стирать, лучше сдать вещь в химчистку. Если вы покупаете вещь у проверенного продавца, то он сам расскажет о всех нюансах, недостатках и уходе.