«Кинотавр — 2020». Дневники фестиваля, 13 сен 2020, 15:55

Будни «Кинотавра — 2020»: филантропия и хандра

В первый конкурсный день на «Кинотавре» показали фильм о Елизавете Глинке с Чулпан Хаматовой в главной роли и историю о хандрящих 30-летних.
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба)

Обычная для «Кинотавра» картина: жаркое сочинское солнце печет с самого утра, а за спешащими в Зимний театр зрителями наблюдают из спасительной тени кустов вальяжные коты. Они-то как раз никуда не торопятся, но — последователи гофмановского кота Мурра — разговор о кино поддержать наверняка бы могли, слишком уж часто проходящие мимо делятся друг с другом впечатлениями от увиденного.

Субботняя программа началась с конкурса короткого метра и продолжилась питчингом сериальных проектов: авторы представляли свои идеи руководителям всех основных онлайн-платформ. Возможность — из редких, формат — из понятных. Пять минут на презентацию, столько же — на вопросы. Запомниться хотелось каждому, так что волнение сценаристы, режиссеры и продюсеры могли скрыть едва ли. И хоть разброс сюжетов оказался велик (тут вам и космос, и хоррор-история из одной советской коммуналки, и предложение взглянуть на сомнения сегодняшних 30-летних), артисты Максим Матвеев и Александр Паль на слайде «дримкаст» встречались нередко. Приз в итоге достался комедии о подростках, которые жить скучно точно не собираются.

Владимир Бек и Антон Коломеец представляют свой проект (Фото: пресс-служба)

То же можно сказать и о героях другой комедии — «Хандры» Алексея Камынина, открывшей вечером основной конкурс. Три снимающих одну квартиру приятеля — три представителя своего поколения (и снова привет, 30-летние). Данила Якушев, Михаил Тройник и Кирилл Ковбас превращены сюжетом в диджея, новоиспеченного москвича и режиссера, который с завидным постоянством видит во сне Андрея Тарковского. Один день из их жизни можно описать коротко — это попросту хаос. Не по плану идет более-менее все и это самое «все» еще придется как-то исправить, по крайней мере попытаться. В эпизодах поджидает весь свет кинотеатрального мира в лице, например, Тимофея Трибунцева, Юлии Ауг, Ани Чиповской, Равшаны Курковой и Ивана Янковского.

Команда фильма «Хандра» (Фото: пресс-служба)

Фильм режиссер Камынин делал о себе и своих друзьях. Они действительно много лет делят квартиру, бродят по переулкам Китай-города, попадают в странные ситуации. А учитывая, что по образованию Алексей — журналист, шутят здесь не только про повестку, но и про то, как сложно сдержаться и не поправить, когда кто-то путает ударение в слове позвонить или в фамилии писателя Одоевского (это и вовсе что-то вроде легкого подмигивания выпускникам филфака и журфака). Как часто случается с независимым кино, история добиралась до экрана долго и упорно, а теперь замерла в ожидании первых зрителей — «Хандра» придет в прокат вместе с октябрем.

Команда фильма «Доктор Лиза» (Фото: пресс-служба)

Завершило конкурсный день посвящение Елизавете Глинке — работа Оксаны Карас «Доктор Лиза» с Чулпан Хаматовой в роли хрупкой неугомонной женщины с по-настоящему большим сердцем. Сюжет снова укладывается в один день и тоже наполнен изрядным количеством событий. Дом, фонд, больница, Павелецкий вокзал, где ждут голодные бездомные, снова фонд и еще с десяток мест, оказаться в которых еще утром доктор Лиза не планировала. Это и есть ее жизнь, ведь помочь нужно многим, а останавливаться нельзя. Другими словами, по Москве она перемещается быстрее, чем секундная стрелка по циферблату подаренных мужем часов. На календаре 2012-й год и вечером наблюдаемого нами «сегодня» они собираются отметить 30-летие совместной жизни. Однако вечер — что-то вроде финиша в беге с препятствиями, и до него еще нужно добраться.

«Доктор Лиза» — пример фильма, который должен понравиться всем. Ведь в своей бесконечной гонке героиня не забывает об иронии, а порой и сарказме, компанию Чулпан Хаматовой (играет она блестяще, но разве это новость?) составляют Константин Хабенский и Андрей Бурковский, а при некоторых поворотах сюжета глаза зрителей наверняка увлажнятся. В таком контексте хочется верить, что, выйдя из зала, если не все, то многие из них зайдут на сайты благотворительных фондов и захотят им помочь.

Приз жюри — товарищам, золото — кочевникам: как закрылся Венецианский фестиваль.