Впечатления, 08 сен 2020, 18:22

На Венецианском кинофестивале показали три фильма из России

Зрители увидели драму о подавлении протеста в Новочеркасске, ленту о захвате заложников в театральном центре на Дубровке и притчу о чукотском китобое, который ищет любовь.
Читать в полной версии
(Фото: imdb)

В основном конкурсе 77-го Венецианского кинофестиваля состоялась премьера фильма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» с Юлией Высоцкой в главной роли. На пресс-конференции постановщик охарактеризовал свою работу как «документ эпохе» и «греческую трагедию Медеи и Антигоны в советскую эпоху».

Картина «Дорогие товарищи!» рассказывает о расстреле мирной демонстрации рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в 1962 году. Тогда погибли 25 человек, еще более 85 получили ранения. Семерых участников демонстрации приговорили к расстрелу, свыше сотни получили по десять лет лишения свободы.

Главную героиню фильма, партийную работницу, сыграла Юлия Высоцкая. По сюжету, ее дочь пропадает во время подавления демонстрации.

«Главное — это характеры людей, это как Медея или Антигона в античности, а политические события служат только фоном», — цитирует режиссера ТАСС. На вопрос, можно ли в картине проследить корни процессов, происходящих в некоторых странах в наше время, Кончаловский ответил, что проводить параллели не запрещает: «Я пишу симфонию, а дальше дело зрителя ее понимать. Жизнь вообще амбивалентная: хорошее соседствует с плохим, уродливое с красивым, неискреннее с высоким».

Съемки фильма, основанного на реальных событиях, засекреченных в советское время, Андрей Кончаловский завершил в сентябре 2019 года. В широкий прокат «Дорогие товарищи!» выйдут в ноябре.

Фильм «Конференция» Ивана Твердовского показали в параллельной программе авторского кино. Это игровая лента, в которой воспроизводятся воспоминания заложников театрального центра на Дубровке. Свидетели трагедии в «Норд-Осте» в 2002 году пытаются собрать поминальный вечер спустя 18 лет. Протокольные правила требуют от них записать мероприятие на бумаге как «конференцию».

Твердовский первым снял художественный фильм о теракте на Дубровке. Трагедия унесла жизни 174 или 130 человек (данные общественной организации «Норд-Ост» и официальной статистики расходятся) и нанесла многим людям психологическую травму. Автору фильма в 2002-м было всего 11 лет, но он хорошо помнит шок от произошедшего.

Во время подготовки сценария Иван Твердовский встречался с заложниками и документировал их воспоминания — по ходу сюжета каждый из собравшихся на поминальный вечер будет проговаривать травмы, пытаясь открыть всем — и зрителю, и себе — путь к преодолению фобии, выход из молчания. При этом в фильме задействованы и профессиональные актеры: Ян Цапник, Ксения Зуева, Олег Лапшин.

Продюсеры «Конференции» надеются выпустить фильм в прокат в конце октября, приурочив релиз к годовщине захвата заложников.

«Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам

Притчу «Китобой» Филиппа Юрьева показали в рамках параллельной программы авторского кино «Венецианские дни». Дебют режиссера тепло приняла фестивальная публика — история 15-летнего чукотского охотника, который встречает в видеочате любовь всей жизни на соседнем континенте, напоминает сюжет фильма «Sheena667» Григория Добрыгина. Однако Юрьев был одержим идеей не только показать стремление человека стать частью огромного мира, но и отразить уникальный механизм этого стремления.

Кадр со съемок фильма «Китобой» (Фото: rockfilm.ru)

Реальное против виртуального: зачем смотреть фильм «Sheena667»

«Во время своего путешествия по Крайнему Северу я побывал в нескольких изолированных деревнях, где меня заинтересовала одна история. Из небольшого поселения увезли всех девушек на практику в столицу округа, а парни остались наедине со своей жаждой романтических приключений, — рассказывает режиссер в интервью порталу "ПрофиСинема". — Поэтому интернет стал для них единственным спасением от скуки. Все разговоры этих ребят сводились к тому, видел ли кто "этот новый клип" или кто кому написал в соцсети. Этот сюжет подтолкнул меня к работе над сценарием».

Помимо основной романтической интриги, Юрьев показывает экзотический китобойный промысел — хлеб чукотских деревень.

«Охота на кита — один из самых красивых, величественных и одновременно страшных и жестоких процессов. В фильме можно увидеть настоящих китобоев, они очень гордые люди со сложным характером. Общаются они с узким кругом людей, поэтому вовлечение их в съемки не документального, а именно игрового кино оказалось непростой задачей», — говорит Юрьев.

Продюсером проекта выступил Алексей Учитель: он поддержал идею, как только прочел сценарий. Главную роль сыграл Вова Онохов, мальчик из местного детдома на Чукотке. Также в фильме снялись Кристина Асмус («Текст») и Арье Вортхальтер («Обещание на рассвете»). После Венецианского кинофестиваля «Китобой» покажут на «Кинотавре», который пройдет в Сочи 11–18 сентября.

Венецианский фестиваль продлится до 12 сентября. В программе основного конкурса покажут фильмы Эммы Данте «Сестры Макалузо», Киеси Куросавы «Жена шпиона», Амоса Гитая «Ночь в Хайфе», Энн Хуэй «Любовь после любви», Юлии фон Хайнц «А завтра весь мир», Мишель Франко «Новый порядок», Хилала Байдарова «Среди рассыпанных смертей» и Хлои Джао «Земля кочевников».

Первый после карантина: как открылся Венецианский кинофестиваль.