#пронауку: что станет с планетой, если человечество вдруг исчезнет
Глубоко в тропических лесах Гватемалы скрылся один из самых известных памятников цивилизации майя: Тикаль, городище возрастом примерно 2 тыс. лет, превращенное в руины. Захватывающее открытие посетило Алана Вайсмана, когда он бродил пешком по окрестностям цитадели: «Вы пробираетесь сквозь густой тропический лес, через деревья и холмы, пока археологи объясняют вам, что на самом деле вы идете по пирамидам и городам, которые еще не раскопали».
Другими словами, мы знаем о таких местах, как Тикаль, потому что люди приложили огромные усилия, чтобы обнаружить и восстановить их. Между тем бесчисленное множество других цивилизаций прошлого так и остаются погребенными. «Просто поразительно, как быстро природа может похоронить нас», — отмечает Вайсман.
Ландшафт тропического леса Гватемалы позволяет представить, как могла бы выглядеть вся планета, если бы человечество в одночасье перестало существовать. В последнее время эта леденящая душу идея воспряла из-за пандемии COVID-19, которая вынудила людей на несколько месяцев запереться дома и освободить общественные места, где начали появляться дикие животные.
Существует несколько теорий гибели человечества, но ни одна из них не предполагает, что все 7,6 млрд людей исчезнут в одно мгновение. Относительно скорому развитию подобной трагедии может способствовать смертоносный вирус, но пока что человечество вполне успешно отражает атаку новых инфекций, пишет Live Science.
Ко всеобщему счастью, вымирание человечества остается в рамках мысленных экспериментов таких исследователей, как Алан Вайсман. По его гипотезе, обезлюдевшие мегаполисы начнут разрушаться из-под земли. Сначала под воду уйдут метрополитен и канализация — буквально через 36 часов после исчезновения людей. Затем настанет очередь нефтеперерабатывающих заводов и атомных электростанций: в отсутствие человеческого контроля сбои приведут к пожарам, взрывам и разрушительным токсичным осадкам: «Радиация будет бить фонтаном», — говорит Вайсман.
Самым ярким свидетельством нашего существования станут горы мусора, которые будут «украшать» безлюдные пейзажи еще тысячи лет. Зато нефтяные отходы за несколько десятилетий переработают растения и бактерии. На расщепление химикатов уйдет несколько столетий; некоторые стойкие органические загрязнители останутся на Земле миллиарды лет вплоть до ее гибели.
Пока планета будет справляться с загрязнением, грунтовые воды постепенно разрушат металлические конструкции, поддерживающие наземные магистрали. Обрушатся проспекты, образовав посреди городов огромные котлованы. Скрупулезно уложенная тротуарная плитка через несколько зим растрескается от морозов, дав пространство растениям. Через несколько сотен лет асфальтовых дорог и мостов не станет.
Первыми жертвами запустения станут стеклянно-металлические конструкции. У каменных домов шансов задержаться на Земле больше. Бетонные здания постепенно укроет зарослями деревьев и кустарников, что даст огромное количество органического материала, который в случае засухи легко воспламенится на солнце. Серия жесточайших пожаров пронесется по улицам и проспектам, бетонные конструкции обуглятся, растеряют прочность и обрушатся на землю. Улицы станут лугами и лесами. На это уйдет около 500 лет, предполагает ученый.
За пределами городов природа устроится на отвоеванных территориях гораздо быстрее: популяции насекомых быстро восстановятся, растения начнут бурный рост. Почва, реки и озера наконец оздоровятся, более не подвергаясь вредному воздействию химикатов. Дикие животные выйдут из своих гетто. Все это ускорит рост глобального биоразнообразия, которому человечество основательно препятствовало всю историю своего существования.
Исследователи уверены, что если бы люди не расселялись по Земле и не уничтожали популяции мегафауны, вся планета могла бы быть такой же разнообразной, как экорегион Серенгети в Восточной Африке.
Научная работа Серена Форби из Гетеборгского университета (Швеция) показала, что без разрушительного воздействия людей центральные области современных США и некоторые регионы Южной Америки славились бы сегодня богатейшей мегафауной, слоны были бы обычными обитателями Средиземноморских островов, а носороги гуляли бы по Северной Европе.
Сможет ли Земля возродить исчезнувшие виды после гибели людей? Ей потребовались бы миллионы лет, чтобы оправиться от прошлых вымираний, подсчитал Форби и его коллеги.
Определенно, без людей планете существенно полегчает. Но все же нельзя сбрасывать со счетов последствия климатического кризиса — самого губительного наследия человечества. По словам Вайсмана, взрывы на заброшенных АЭС и нефтеперерабатывающих заводах станут причиной экстремально высоких уровней выбросов углекислого газа в атмосферу. Если объем парниковых газов достигнет критических значений, средняя температура начнет расти, что приведет к таянию ледников и запустит цепь непрерывных процессов изменений климата.
Однако Алан Вайсман допускает, что все будет не так мрачно: во времена Юрского периода в атмосфере было в пять раз больше диоксида углерода, чем сегодня, что привело к окислению океанов. Но даже в этих условиях часть морских обитателей выжила: «Несмотря на экстремальные повреждения, природа всегда найдет выход».
Планете долго придется вести борьбу за свое благополучие после исчезновения людей, но в конечном итоге она будет процветать, уверен исследователь. Вайсман считает, что визуализация мира без человечества — чрезвычайно полезное и ценное занятие, которое помогает людям критически оценивать свои действия и принимать во внимание ущерб, который они наносят окружающей среде.
«Я хотел бы, чтобы люди увидели картину, в которой природа возрождается и залечивает раны, нанесенные нами. И после этого, может быть, настанет время вернуть людей в этот пейзаж».