Жизнь, 05 авг 2020, 13:01

#пронауку: дружба с отличниками помогает студентам учиться лучше

Российские ученые из Высшей школы экономики выяснили, что круг общения влияет на академические результаты студентов, меняет поведение и успеваемость.
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk.ru)

Команда из Института образования ВШЭ и Института социальных наук Амстердамского университета провела анализ социальных связей в образовательной среде, используя метод стохастического акторно-ориентированного моделирования. Он широко используется для изучения эволюции социальных связей и разделения процессов социального отбора и влияния. С его помощью ученые проследили, как успеваемость респондентов меняется в зависимости от их круга общения.

В работе учитывали академические результаты участников и их знакомых: с некоторыми они предпочитали проводить время, с другими — выполнять задания по учебе.

К исследованию привлекли 117 студентов, изучив около 700 социальных связей и построив две модели студенческого поведения. Первая прослеживает связь дружбы с успехами в учебе, вторая показывает влияние совместного выполнения домашнего задания на успеваемость.

Оказалось, что у студентов, которые дружат с отличниками, результаты в учебе лучше, чем у их сверстников, которые практикуют только совместные занятия, предпочитая дружить с близкими по уровню знаний однокурсниками.

«Студенты не усваивают знания через своих помощников по учебе: этот сетевой канал не способствует росту академических достижений», — констатируют авторы исследования. Зато учащиеся, которых просят о помощи с заданиями, повышают свою успеваемость и быстрее обзаводятся дружескими контактами.

«Мы демонстрируем, что неформальные социальные контакты повышают производительность, а вспомогательные — нет. Результаты подчеркивают важность дружбы в образовательной среде и способствуют дискуссии о распространении этого типа поведения и социальных связей», — заключают авторы исследования.

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию.