Как турист Роман Трофимов провел 110 дней в аэропорту Манилы
История туриста из эстонского города Йыхви очень напоминает сюжет «Терминала» с Томом Хэнксом, где главный герой застрял в транзитной зоне аэропорта и провел там несколько месяцев. Только в отличие от голливудского фильма эти события произошли с Романом Трофимовым наяву, а причиной всему стала вспышка коронавируса. Как оказалось, на Филиппинах к моменту прибытия его самолета уже ввели чрезвычайное положение, и Романа из аэропорта не выпустили. Назад он не смог улететь из-за отмененных рейсов. Зато о своих приключениях путешественник подобно рассказывал в Facebook.
Вылет
Поездка в Юго-Восточную Азию была давней мечтой Романа. «Рассматривал Таиланд и Филиппины и не мог решить, в какую страну лучше поехать на несколько месяцев, чтобы отдохнуть от стресса и суеты городской жизни, которую мои нервы уже не выдерживали, — поделился герой в своем Facebook 29 июня. — Мой [выбор] остановился на Филиппинах во многом из-за того, что здесь английский второй официальный язык, да и жизнь дешевле, чем в Таиланде. Для справки: виза жителю Эстонии нужна, потому что я счастливый обладатель Эстонского паспорта иностранца и не являюсь гражданином ни одной страны мира. Имею только постоянный вид на жительство в Эстонии, но это обычная ситуация для русских, родившихся в Прибалтийской части СССР».
Несколько недель подряд Трофимов занимался оформлением визы и покупкой авиабилетов. В итоге в начале марта полетел в Таиланд, а через неделю решил отправиться в Манилу. «Сам полет прошел без особых приключений, за исключением допроса, устроенного мне при выезде из РФ в Новосибирске, потому что пограничник никогда не видела паспорт иностранца. Как только она его не вертела! Каждую страницу на свет проверяла и спрашивала, откуда я такой взялся? В Таиланд приземлился вечером 13 марта, сил хватило только добраться до отеля и завалиться спать».
Таможенный контроль
Самолет Романа приземлился в аэропорту Манилы 20 марта. «Дождавшись своей очереди у окна таможни, предъявил паспорт на проверку со вложенным обратным билетом. Сотрудница паспортного контроля проверила документы и сказала, что мне нужно пройти интервью с другим работником иммиграции. Меня отвели в сторону, где за пустым столом сидел молодой, но какой-то оч нудный канцелярский тип. Он попросил предоставить паспорт и все документы, которые есть у меня с собой, и (как он объяснил) по итогам этого интервью он решит, можно ли мне будет попасть в страну или нет. Промелькнула мысль, может я по ошибке приземлился в США, или с какого перепугу такие сложности туристу из ЕС попасть на Филиппины? Из документов у меня был паспорт, ID-карта, две банковских карты и обратный билет».
«Дальше, когда придирки к документам уже исчерпались, сказал, что на Филиппинах было объявлено состояние бедствия и в Маниле установлен усиленный карантин. Передвижение за пределы Манилы невозможно. На выездах посты и все отели закрыты. Еще сказал, что, поскольку у меня нет брони отеля в Маниле (я летел в Себу), а на данный момент открыты только дорогие пятерки типа Hilton, Ritz Carlton и т.д., мне не хватит денег, чтобы там прожить две недели. И вообще, даже если бы у меня было достаточно средств, скорее всего, усиленный карантин через две недели продлят на более длительный срок и мне нечем будет здесь заняться, кроме как сидеть в отеле. Поэтому он принимает решение отправить меня обратно, якобы для моей же пользы».
Паспорт Роману так и не вернули. Заступившая на смену начальница иммиграционной службы положила его себе в карман и объяснила, что действует согласно правилам, установленным в стране. Таким образом, неожиданно для себя молодой человек оказался на попечении авиакомпании. Однако представители AirAsia вскоре сообщили, что они прекращают все международное сообщение с Филиппинами. «А это значит, что мне нужно ждать две недели, пока не закончится усиленный карантин, и лишь тогда они меня смогут вывезти. На вопрос, куда я смогу полететь, мне объяснили, что существует только два возможных направления: либо обратно в страну, из которой был мой рейс на Филиппины (то есть в Таиланд), либо в страну моего постоянного проживания. Моя одноразовая виза в Таиланд уже была использована, новую могут выдать только в посольстве в Финляндии. Следовательно, Таиланд не вариант, вернуть меня могут только в Эстонию», — вспоминает Роман в Facebook.
Зона прибытия
«Меня привели к месту с перевернутыми скамейками, где какой-то парень спал на одеяле, расстеленном прямо на полу. Мне сказали, что вот здесь я буду ожидать две недели. При этом уточнили, что еду я должен покупать за свой счет и по возобновлению полетов обратный билет тоже должен купить я сам». Терминал готовился к закрытию из-за вспышки пандемии. Представителей авиакомпании в нем уже не было, потому что большинство вылетов отменилось. Практически никакие рестораны в аэропорту тоже не работали, и еду можно было купить только снаружи.
По словам Трофимова, в первые дни он все-таки надеялся на то, что полеты возобновятся. Когда решение проблемы затянулось, он решил завести социальные сети, чтобы придать огласку ситуации. «Я даже не знал, как пользоваться соцсетями. Все пришлось учить сейчас в аэропорту».
«Душа не было, только грязный туалет, где даже не меняли мыло для рук. Тараканы были по всему терминалу и ползали прямо по мне, когда я спал, постоянный свет и громкая музыка на весь терминал, которая включалась автоматически каждые 10 минут, круглосуточно днем и ночью одна и та же песня. Каждый день сотни прилетающих филиппинских OFW (работников за границей) проходили мимо нас, нам даже не дали маски для защиты от вируса, а пол в том месте, где мы спали, никогда не мыли».
Терминал
Оказалось, что в аэропорту были и другие пассажиры, которых не впустили в страну. По словам Романа, на них сотрудники аэропорта оказывали давление каждый день: запугивали, что терминал скоро закроют, что всем нужно быстрее улететь на родину.
«Когда иммиграция отказала мне во входе в страну, меня вывели к этому месту, где на полу спало 3 человека, и сказали, что мне нужно ждать до 15 апреля, пока не возобновят полеты. Я должен за свои деньги покупать еду, но, кроме фастфуда Jollibee, ничего не было, все рестораны в терминале и его окрестностях были закрыты, да и в этом выбор был ограничен, а цены взвинчены. Я думал, что умру здесь в терминале, спать было невозможно, еды не было, даже окна не было. У меня в тот момент не было телефона, чтобы позвонить кому-либо».
На второй день нахождения в аэропорту Роман соорудил своими руками транспарант и устроил одиночный пикет в зоне прибытия. Один из пассажиров, прилетевших на Филиппины, сделал фото и отправил его в посольство Эстонии в Японии, откуда с ним пытались связаться. Решить ситуацию, к сожалению, не получилось. Дело в том, что авиакомпания избегала любых контактов, а охранники, которых AirAsia приставила к «заложникам» в аэропорту, отказывались говорить с консулом или называть свое имя.
Обратный билет
Домой Роман Трофимов должен был вернуться через Нидерланды: вывозной рейс на 7 июля ему организовал эстонский МИД. Трофимов вылетел из Манилы в Амстердам, где у него была запланирована пересадка, и оттуда он отправился бы в Таллин. Но не успел на посадку.
8 июля турист рассказал, что пропустил свой самолет. «Не вижу причин переживать — днем раньше, днем позже, я буду дома. Моя главная цель была обрести свободу и выбраться из филиппинского плена, и она достигнута. Я теперь свободный человек», — написал он. Уже на следующий день Роман Трофимов поделился кадрами из эстонского аэропорта. Правда, на этом история про «Терминал» не закончилась. «Меня добавили в черный список на Филиппинах, и теперь туда путь заказан», — поделился Роман в комментариях на Facebook.
Кто прав?
Тем временем лоукостер AirAsia рассказал свою версию событий газете The Philippine Star. По словам представителей компании, авиаперевозчик покрыл все расходы Трофимова на размещение, а для пассажиров, оставшихся в подобной ситуации, было организовано трехразовое питание.
The Times of Israel также приоткрывает подробности этой истории. Как стало известно корреспонденту газеты, после недельного заточения Романа Трофимова эстонским властям удалось выбить для него в аэропорту небольшую комнату с кроватью, кондиционером и общим душем. Кроме того, у 36-летнего программиста были претензии не к отсутствию еды, а к ее однообразию: изданию Трофимов рассказал, что как вегетарианец он не мог есть курицу с пропаренным рисом, которую предлагали в аэропорту. МИД Эстонии в своем комментарии The Times of Israel подчеркнули, что путешественник, отправляющийся на Филиппины во время локдауна, должен был осознавать последствия своего решения. Более того, еще в начале всех приключений Трофимову было предложено воспользоваться займом на покупку обратного билета, но тот отказался.
Вполне вероятно, что точку в этой истории поставит судебное разбирательство: 14 июля Роман Трофимов сообщил о намерении взыскать ущерб с AirAsia через суд.