Жизнь, 06 июл 2020, 18:43

#пронауку: как фильмы об апокалипсисе помогают пережить пандемию

Психологи из Чикагского университета решили выяснить, есть ли среди синефилов, чья главная страсть — фильмы об апокалипсисе и хорроры, устойчивые к панике из-за пандемии COVID-19. Оказалось, что есть.
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk.ru)

Климатический кризис, эпидемия смертоносного заболевания, разрушительные землетрясения, зомби-апокалипсис, нашествие пришельцев и падение метеоритов — словом, переполох, с которым так самозабвенно работают мастера блокбастеров, пригодился некоторым любителям кинематографа в период пандемии коронавируса.

Исследование, проведенное в Чикагском университете при небольшой выборке (всего 310 добровольцев), показало, что увлеченные фильмами о катастрофах зрители наиболее подготовлены к экстренным ситуациям.

Мрачные сценарии, разыгранные в таких картинах, аудитория может воспринимать как инструкцию по выживанию, которая помогает справиться с паникой и игнорировать накал страстей в соцсетях и СМИ.

«Если это хороший фильм, он вас затягивает и вы ставите себя на место персонажей, поэтому непреднамеренно репетируете возможный сценарий событий, — отметил психолог Колтан Скривнер. — Мы думаем, что люди таким образом учатся справляться с кризисными ситуациями. Похоже, что, за исключением спроса на туалетную бумагу, они точно знали, какие запасы стоит сделать».

Кадр из фильма «Заражение» (Фото: kinopoisk.ru)

К этим выводам специалисты пришли, опросив волонтеров об их предпочтениях в фильмах и впечатлениях о просмотренных картинах. Затем их спрашивали о том, насколько они подготовлены к пандемии и какие переживания испытывали во время карантина: раздражительность, депрессию или тревожность.

В выигрыше оказались любители хорроров и фильмов о катастрофах или выживании в постапокалипсис, где общество разрушается или уже предстает изрядно потрепанным событиями в прошлом. Их состояние психологи оценили как устойчивое и в умственном, и в практическом плане.

Авторы исследования предполагают влияние нескольких факторов на поведение добровольцев. Например, фильмы вроде «Заражения» Стивена Содерберга (картина 2011 года, кстати, стала необычайно популярной в разгар пандемии) представляют аспекты эпидемии, такие как карантин, нехватка ресурсов, всеобщая паника. Увидев это на экране, зритель будет знать, как примерно могут развиваться события.

«Вы сто раз видели такое в кино, так что реальность просто не застанет вас врасплох, — добавил Колтан Скривнер. — Фильмы — это еще и возможность потренироваться перед наступлением черной полосы».

Фильм «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца о семье, скрывшейся от эпидемии в глухом лесу, показывает, как паранойя может стать причиной еще большего горя, чем его источник.

Кадр из фильма «Оно приходит ночью» (Фото: kinopoisk.ru)

Исследователь полагает, что люди испытывают потребность в подобных зрелищах, потому что они позволяют пережить катастрофические события и хаос социального краха в безопасности.

Матиас Клэзен, психолог из Орхусского университета (Дания) и соавтор исследования, сказал, что фильмы могут помочь людям подготовиться к страшным ситуациям так же, как воображение позволяет нам репетировать свидания или различные дискуссии.

«Наша способность населять виртуальные миры — миры нашего собственного творчества, а также те, что показаны в кино и книгах, — дар естественного отбора; работа биологического механизма, который развился, потому что давал нашим предкам преимущество в борьбе за выживание», — заключил Клэзен.

Уроки пандемии: как выйти из самоизоляции и не сойти с ума.