Как индустрии выживают в период пандемии: фитнес
То, что по мере распространения коронавируса московские фитнес-клубы закроют на карантин, было вполне ожидаемо. Однако соответствующее постановление все же застало врасплох как владельцев, так и посетителей клубов. Казалось бы, еще вечером пятницы 20 марта москвичи, заедающие стресс от потока тревожных новостей, могли утешать себя мыслью, что на выходных с лихвой отработают доставку из ресторана на велотренажере или групповых занятиях. Но уже в субботу разлетелась новость о приостановлении работы фитнес-клубов, а заодно бассейнов и аквапарков. Причем закрыть свои двери эти объекты обязали в тот же день, 21 марта.
О каких потерях идет речь
По данным специалистов Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), оборот рынка фитнес-услуг составляет 167 млрд руб. — половину этой выручки генерируют клубы Москвы и области. Как подсчитал РБК, московскому фитнес-клубу с бассейном средней ценовой категории площадью 2,5 тыс. кв. м день простоя обходится в 200-300 тыс. руб. Эти подсчеты учитывают продажи клубных карт и допуслуг, а они полетели вниз, как только стало понятно, что коронавирус в России — реальная угроза. В интервью Business FM президент АОФИ и глава сети World Gym Ольга Киселева отметила, что продажи по отрасли к моменту закрытия клубов уже упали на 70%, что было «за гранью любой рентабельности». Под угрозой сокращения до 600 тыс. человек.
«Отсутствие возможности работать и получать выручку ставит под угрозу существование клуба, ведь аренду и основные расходы никто не отменял, — делится с "РБК Стиль" руководитель клуба спорта и красоты My Place Ксения Никитина. — Расходы на персонал погашать без выручки также невозможно, но и увольнять персонал — плохое решение, ведь тренеры и составляют основную ценность клуба. В это сложное время выжить клубу поможет только сформированный внутренний запас прочности из своих резервных фондов. У крупных клубов он, в основном, сформирован, а вот у небольших студий, скорее всего, нет».
Генеральный директор сети фитнес-клубов World Class Николай Прянишников считает, что помочь бизнесу сегодня сможет только государство: «Мы рассчитываем на поддержку [государства], так как речь идет не о бизнес-интересах, а о сохранении индустрии, которая работает над здоровьем нации в целом». В этом контексте все чаще вспоминают и о нацпроекте «Демография», одна из задач которого — увеличение доли людей, занимающихся физической культурой и спортом, до 55% к 2024 году.
К слову, правительство включило фитнес-индустрию в список отраслей, наиболее пострадавших от эпидемии COVID-19, — это позволит спортивным клубам и студиям, в частности, претендовать на отсрочки по платежам налогов и страховых взносов (кроме НДС и НДФЛ) и дальнейшую рассрочку на их погашение практически до окончания 2021 года. Тем временем бизнес ждет от государства более решительных шагов: например, введения налоговых каникул. Ведь уплата отсроченных налогов в условиях отсутствия прибыли для бизнеса, пережившего карантин, может обернуться катастрофой. Президент АОФИ Ольга Киселева уверена, что выжить хотя бы 70% игрокам отрасли позволят признание сложившейся ситуации в стране форс-мажором, предоставление бизнесу субсидий на уплату налогов, отсрочки по выплатам кредитов и заморозки процентной ставки, реструктуризация долгов и комплексный подход к разрешению споров по арендной плате. По подсчетам АОФИ, такие меры поддержки фитнес-индустрии обойдутся государству в 28 млрд руб., если говорить об удержании бизнеса на плаву во время режима самоизоляции, или в 46 млрд руб., если говорить о первых трех-четырех месяцах работы клубов после открытия.
Бизнес сплотился
В кризисных ситуациях особенно важно уметь договариваться не только бизнесу и государству или бизнесу и сотрудникам, но и предпринимателям между собой. В условиях, когда единственной стратегией выживания для каждого конкретного человека становится самоизоляция, для бизнеса такой стратегией становится консолидация.
В начале апреля около 70 представителей бизнеса и предпринимательских объединений, от Федерации рестораторов и отельеров до Парфюмерно-косметической ассоциации, подписали межотраслевое письмо в адрес председателя правительства Михаила Мишустина, в котором предложили свой пакет мер, необходимых для поддержки компаний. Среди прочих его пописали и представители таких сетей, как World Class, Alex Fitness и X-Fit, формирующих тройку крупнейших игроков российского рынка фитнес-услуг.
На этом фоне усиливается и роль отраслевых организаций. Например, в Екатеринбурге открылось уральское представительство Ассоциации операторов фитнес-индустрии, объединившей 19 брендов (70% регионального рынка). А сама ассоциация запустила канал обратной связи для работников отрасли, где разобраться с проблемами им поможет не только адвокат, но и психолог.
Помимо выплаты зарплаты сотрудникам, в условиях приостановки работы одной из болевых точек бизнеса остаются взаимоотношения с арендодателями (которые сами связаны множеством обязательств, от платежей по кредитам до земельных налогов). На фоне неспособности спортивных клубов и студий исполнять свои арендные обязательства собственники помещений начинают предлагать их более крупным игрокам: помещение полностью адаптировано под нужды спортклуба — бери и пользуйся. Однако и здесь операторы проявили солидарность: многие присоединились к декларации взаимной поддержки. Подписавшие ее клубы обязуются в течение 360 дней с момента возобновления работы не занимать площади, с которых ушли их коллеги, если договор аренды был расторгнут из-за нежелания арендодателя идти на уступки. Таким образом сообщество владельцев клубов надеется исключить возможности давления на его пострадавших участников.
Солидарность с временно закрывшимися клубами проявил и сервис поминутной оплаты занятий в спортивных залах Gymmy (его пользователи могут посещать множество фитнес-клубов, не покупая абонемент). «Команда Gymmy также осознает, что после окончания карантина рынку нужно время на восстановление и тяжело будет всем. Но мы все в одной лодке. Именно поэтому принято решение о беспрецедентной комиссии в 0% в первый месяц после окончания карантина для всех партнеров, и текущих, и будущих. Команда понимает, что это принесет большой минус операционной прибыли, но сейчас такие времена: нужно держаться вместе», — рассказал сооснователь сервиса Артур Цыкунов. В обычное время клубам перечисляется 70% суммы, оплаченной пользователем, а 30% сервис берет в качестве комиссии за привлечение и сопровождение клиентов. Хотя, вероятно, более важным для клубов станет то, что через Gymmy клубы смогут привлечь новых членов: взаимодействие менеджеров клуба с потенциальным покупателем остается вне сферы работы сервиса.
Впрочем, не стоит забывать, что без клиентов остались не только российские фитнес-клубы: пандемия коронавируса влияет на бизнес во всем мире, а значит, у компаний в России есть возможность в прямом эфире наблюдать, как с возникающими проблемами справляются их западные и азиатские коллеги. И многие из них сегодня выбирают уход в онлайн.
Онлайн-фитнес
«В период карантина у сферы услуг только один вариант — уходить в онлайн, — рассказывает Ксения Никитина. — В связи с ограничением передвижения остается проводить тренировки из дома и развивать направление онлайн-марафонов и видео-уроков. Этим сейчас и занимаются все клубы. Наш клуб My Place бутикового формата, с занятиями в мини-группах или персонально. Мы обеспечиваем индивидуальный подход тренера к гостю даже на групповом занятии. Этот же формат мы перенесли и в онлайн-тренировки. Мы проводим мини-конференции из пяти человек, тренер в прямом эфире ведет занятие и контролирует, как участники выполняют комплекс упражнений, параллельно комментируя и поправляя движения участников. Кроме того, до и после тренировки участники могут пообщаться, поделиться новостями и своим самочувствием. Для нас главное — сохранить комьюнити и клубный формат, тем более в условиях пребывания гостей в замкнутом пространстве своей квартиры».
Освоили онлайн-формат и тренеры World Class. «Во-первых, мы не оставили наших клиентов без фитнеса, к которому они привыкли. Во-вторых, во время карантина, когда все сидят дома, работают за компьютером, смотрят телевизор, нашему организму просто необходимо движение, поэтому присоединится к нашим тренировкам может каждый. В нашем расписании есть не только мощные функциональные тренировки, но и развлекательные разминки для детей и зарядка для старшего поколения. Все найдут для себя подходящее занятие. — делится Николай Прянишников. — Мы получили очень позитивную реакцию, многие пишут, что зажглись настроем наших тренеров и хотят заниматься с ними не только онлайн, но и прийти в будущем к нам в клуб». Следить за тренировками можно на страницах сети в YouTube и Instagram. Доступ к таким занятиям бесплатный, но в скором времени для клиентов клубов World Class планирует добавить в свое мобильное приложение опцию дистанционной персональной тренировки.
Нишу в онлайн-пространстве нашла даже школа I Love Supersport, которая специализируется на таких видах спорта, как бег, плавание, сайклинг, триатлон и лыжи. Программы, разработанные тренерами школы, помогут пловцам и бегунам поддержать форму, оставаясь в четырех стенах, к тому же под присмотром специалистов. Ну, а самой школе поддерживать жизнеспособность помогают в том числе и корпоративные программы: в рамках действующих договоров сотрудникам своих партнеров I Love Running также предлагает присоединиться к Zoom-тренировкам.
Для некоторых клубов такой формат позволяет удержать не только клиентов, но и тренерский состав. Пусть гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко и считает, что временно освободившиеся тренеры могут идти на стройку копать ямы и таскать кирпичи, но для фитнес-клубов они — самый ценный ресурс. Тем более что на подготовку и повышение квалификации персонала клубы тратят немало средств. Поэтому кто-то и вовсе использует корпоративные ресурсы для того, чтобы помочь сотрудникам найти клиентов на время закрытия клубов. Например, генеральный директор сети Bright Fit (Екатеринбург, Курган, Красноярск, Тюмень) решил предоставить 60 лучшим тренерам сети продвижение в социальных сетях компании. Все деньги, которые они могут заработать на онлайн-занятиях, тренеры оставляют себе. Более того, по договоренности с Уральским институтом фитнеса персонал Bright Fit может пройти бесплатные семинары для повышения квалификации.
Смогут ли клубы вернуть клиентов
Немаловажный вопрос, который задают себе управляющие. Да, большинство сетей приостановили действие клубных карт до возобновления работы. Но гарантий того, что люди массово начнут возвращаться во вновь открытые клубы, в условиях непредсказуемости эпидемиологической ситуации нет. Как и гарантий того, что вернувшиеся в зал члены клубов возобновят платные тренировки или продлят свои абонементы. Если в спокойный, как уже кажется, 2019 год средний процент продлений клубных карт не превышал 50%, то можно ожидать, что в 2020-м, когда растет безработица и падают реальные доходы населения, этот показатель будет значительно ниже. Пока решить проблему клубы решаются продажей отсроченных абонементов со скидкой. Но очевидно, что вырученные за них деньги пойдут на то, чтобы хоть как-то покрыть текущие расходы.
На этом фоне растут продажи спортивного инвентаря для домашних тренировок. Уже 22 марта, на следующий день после закрытия спортивных залов, «Спортмастер» зафиксировал небывалый всплеск интереса к товарам для фитнеса. На той же неделе продажи домашнего спортинвентаря в Москве подскочили на 33%. С одной стороны, такой интерес к домашним тренировкам должен сыграть на руку фитнес-индустрии: помимо онлайн-тренинга, клубы могут предлагать и аренду оборудования. К примеру, пустующие сайклинг-студии — велотренажеры. С другой стороны, переходя в диджитал-пространство, клубы и сети вступают в высококонкурентную гонку: онлайн-тренеров сегодня чуть не больше, чем фудблогеров на заре развития Instagram, а спортивные бренды, вроде Nike и adidas, вкладывают в разработку собственных мобильных приложений для занятий спортом бюджеты, которые не снились даже крупнейшим российским сетям. Вполне вероятно, что за месяц-два домашних тренировок многие из посетителей тренажерных залов и групповых программ поймут, что для поддержания формы им достаточно немного свободного места в квартире или площадки в ближайшем парке, весьма ограниченного инвентаря и программы тренировок, составить которую поможет виртуальный тренер.
Тем не менее генеральный директор World Class Николай Прянишников убежден, что клубам удастся сохранить лояльную аудиторию: «Фитнес дома отличается от фитнеса в зале. Многие и раньше покупали себе тренажеры, но в итоге дорожка или велосипед пылятся в углу. Для достижения впечатляющих результатов дома нужно много оборудования, его нужно где-то хранить, и стоит оно сейчас не так дешево. Дома сложнее настроится на работу, а если ты пришел в зал, то от фитнеса тебя ничего не будет отвлекать. В фитнес-клубе особая энергетика, атмосфера, которая мотивирует и настраивает на результат. Плюс во многих наших клубах есть бассейны, джакузи и хамам, которые важны для отдыха и восстановления».
Так или иначе, многие профессионалы индустрии сходятся во мнении, что отрасль ждут серьезные изменения: необходимо искать новые формы взаимодействия с клиентом. Сообщество единомышленников, развитая инфраструктура, личный контакт с тренером — все это действительно остается конкурентным преимуществом сложившейся модели спортивного клуба. Но не стоит забывать, что речь сегодня идет не просто о конкуренции онлайн и офлайн-фитнеса. Речь идет о выживании бизнеса в условиях, когда оказание услуг в режиме офлайн невозможно, а люди все больше урезают свои траты. Так что создание некоего гибридного, геймифицированного формата становится для клубов неизбежностью.