Жизнь, 18 мар 2020, 16:29

Как перейти на удаленную работу и не сойти с ума: инструкция

Мэр Москвы призвал работодателей переводить сотрудников на удаленную работу. Корреспондент «РБК Стиль» Мария Смирнова, которая трудится в таком режиме больше 10 лет, делится опытом и рассказывает, как организовать процесс и сделать его эффективным.
Читать в полной версии
(Фото: imdb)

Составьте распорядок дня

Удаленная требует дисциплинированности. Многим проще выполнять дневную норму, когда вокруг коллеги трудятся над своими задачами, а в соседнем кабинете сидит начальник и лично контролирует происходящее. В случае с «ремоутом» на человека ложится больше ответственности, даже если компания просит сотрудников регулярно отчитываться, чем они занимаются в своем домашнем офисе. Чтобы не выпасть из привычного ритма, составьте максимально подробный график. Пусть в нем будет отражено, когда вы должны начать работу, когда — заняться разбором электронной почты, когда — провести онлайн-встречу, когда — пойти обедать. Просыпайтесь и ложитесь спать в привычное время, и если в офисе рабочий день заканчивается в 18:00, то и дома ровно в шесть нужно отложить ноутбук. Иначе есть вероятность, что вы будете сидеть за компьютером сутки напролет и довольно скоро выгорите.

Организуйте рабочее место

Возможность работать, лежа на диване и не снимая пижамы, кажется одним из главных плюсов карантина. Но на самом деле это, скорее, снижает продуктивность — особенно если вы впервые столкнулись с необходимостью обустроить домашний офис. Ваше тело наверняка уже успело привыкнуть к тому, что работаете вы сидя, а горизонтальную позу мозг автоматически ассоциирует с отдыхом. В интернете можно найти множество инструкций от специалистов в области эргономики и видеоуроков на тему организации рабочего места дома. Одно из ключевых правил заключается в том, что там, по возможности, не должно быть «домашних» вещей: игрушек, разбросанной одежды, средств гигиены. Чем чище будет пространство, тем лучше.

Кадр из фильма «Секс в большом городе» (Фото: imdb)

Вместе с тем вынужденный «ремоут» — это еще отличная возможность разобраться, в каком положении вам действительно удобно работать. Например, существует мнение, что самый эффективный подход — динамический, подразумевающий чередование поз. А вот к распространенной рекомендации каждое утро надевать офисный костюм и делать полный макияж лишь ради того, чтобы переместиться из спальни в гостиную, стоит отнестись критически. Достаточно просто переодеваться в чистую, удобную одежду, а пижаму оставить для сна.

Продумайте систему питания

Работая в офисе, люди ходят обедать в ближайшее кафе, а дома сталкиваются сразу с тремя категориями проблем. Кто-то каждый день выпадает из рабочего процесса на полтора часа, чтобы приготовить себе поесть. Кто-то, наоборот, забывает о еде, и в итоге голод мешает сосредоточиться на делах. Существует даже специальный термин — «разрыв эмпатии». Его используют, чтобы показать, что человек часто недооценивает влияние таких факторов, как, например, жажда, физическая боль и неудовлетворенное сексуальное желание, на свое психологическое состояние.

С другой стороны, дома велик риск скатиться в переедание, ведь холодильник и кухонные шкафы находятся теперь совсем рядом. А если учесть, что из-за паники на фоне коронавируса и падения курса рубля многие сделали запасы на месяцы вперед, продуктов дома может оказаться существенно больше, чем вам нужно. Составьте недельное меню, состоящее из простых и питательных блюд. Готовьте обед с вечера, чтобы потом его можно было быстро разогреть. С утра отложите в отдельную емкость строго определенное количество снэков, которые разрешается съесть в течение дня. И установите напоминания на смартфоне, чтобы не забыть вовремя подкрепиться.

Кадр из фильма «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» (Фото: imdb)

Обсудите новый образ жизни с семьей

Даже коллеги частенько не соблюдают дистанцию и пристают с пустыми разговорами, когда вам нужно срочно ответить на имейл или внести правки в проект. Что говорить о членах семьи, для которых работающая из дома жена (или муж) — настоящая экзотика и повод обсудить все, что не успели за последние годы. Чтобы меньше ссориться впоследствии, договоритесь с близкими, когда вас можно отвлекать, а когда — нельзя ни при каких условиях.

К сожалению, нужно приготовиться к тому, что эти правила вряд ли начнут соблюдаться сразу, но со временем домочадцы, скорее всего, подстроятся под ваш график. Главное, твердо пресекать попытки выдернуть вас из состояния потока: плотно закрытая дверь — явный сигнал о том, что сидящий за ней человек сейчас занят. Впрочем, хорошие наушники со звукоизоляцией тоже лишними не будут. Кроме того, старайтесь разделять обязанности: к примеру, сидеть с ребенком по очереди и меняться каждые два-три часа, если и вы, и ваш партнер будете вынуждены в ближайшее время перейти на удаленную работу.

Поддерживайте коммуникацию с коллегами

Для многих работа — главный, а порой и единственный способ социализации. Да, от общения с другими людьми часто устаешь, но, оставшись совсем без него, легко впасть в апатию и тревожность. Можно, конечно, переписываться в мессенджерах, но лучше два-три раза в день ненадолго созваниваться с коллегами по видеосвязи. Это, во-первых, поможет справиться с ощущением тотального одиночества, а во-вторых, будет поддерживать рабочие процессы в более активном состоянии: чтобы продолжать выполнять свои обязанности, невзирая на карантин, порой необходимо убедиться, что остальные тоже от них не отлынивают.

Кадр из фильма «Реальные упыри» (Фото: imdb)

Дайте себе время, чтобы перестроиться

Домашний офис действительно позволяет не тратить время на дорогу и уделять больше внимания семье, но, какие бы оды ему ни пели, любые перемены подразумевают стресс. И он только усугубляется обстоятельствами, при которых сейчас людей переводят на дистанционную работу. Не предъявляйте к себе завышенных требований: вполне вероятно, что поначалу вам будет трудно сосредоточиться, переговоры с семьей потребуют дополнительных усилий, а на обустройство достаточно удобного рабочего места уйдет не один день. Все это — естественно и совершенно не означает, что вам в принципе «не дано» эффективно работать из дома. Просто на то, чтобы сформировать новые привычки, требуется время.

Алдар Николаев, социальный психолог (около трех лет работает удаленно):

Ключевой вопрос социальной психологии — что такое человек и почему какие-то люди ведут себя одним образом, а какие-то — другим. Этот вопрос вполне можно применить к текущей ситуации: почему у моего соседа хорошо получается работать удаленно, а у меня нет? Дело в базовых особенностях личности? Или в привычках, сформированных средой? Однозначный ответ дать сложно, но с конструктивной точки зрения правильнее, на мой взгляд, считать, что дело именно в привычках. Удаленная работа, как и любая другая, в первую очередь представляет собой набор ритуалов. Говорить, будто кто-то по определению не способен ее делать, значит заниматься дегуманизацией (т.е. отказываться от веры в людей. — «РБК Стиль»).

Одна из самых больших трудностей удаленной работы лично для меня заключается в том, что пропадает ощущение динамики. Ты как будто выпадаешь из контекста: перестаешь понимать, чем сейчас заняты твои коллеги, не имеешь возможности быстро получить ответ на вопрос, потому что обсуждение растягивается на несколько имейлов и звонков. Да, планерки успешно проводятся и в онлайн-формате. Но в офисе ты можешь перекинуться с коллегами парой слов, встретиться с ними взглядом, и это тебя в каком-то смысле заземляет.

Лайфхаки, которые помогают мне эффективно выстроить дистанционную работу, на самом деле нехитрые. Во-первых, нужно с вечера составлять список дел на завтрашний день: в таком случае утром потребуется меньше времени, чтобы собраться с мыслями. Во-вторых, в моменты, когда какая-то работа категорически не получается, я на время перестаю ее делать и начинаю заниматься чем-то другим. И, наконец, в-третьих, я стараюсь разделять работу и личную жизнь. Если каждый день сидеть над рабочими задачами до поздней ночи, это в итоге скажется не только на продуктивности, но и банально на состоянии здоровья.