Куртка из бананов, сумка из грибов: как растения превращаются в одежду
На международной выставке мужской моды Pitti Uomo 96, которая проходила во Флоренции в июне 2019 года, итальянский бренд Herno представил инициативу Herno Globe. Она объединяет все проекты марки, разработанные в соответствии с экологическими стандартами: это в первую очередь парки, жилеты, бомберы и военные куртки, которые на 80% сделаны из переработанного нейлона и окрашены при помощи растительных компонентов. Желтый и оттенок красного добываются из луковой кожуры, оттенки серого — из бамбукового угля, приглушенный зеленый — из оливы, а голубой — из листьев индигоферы. Herno не занимается окрашиванием, заказывая уже готовую ткань у сертифицированной компании. Ее название, как и саму технологию создания материала, в разговоре с «РБК Стиль» бренд не раскрыл.
Спустя полгода на Pitti Uomo 97 верхнюю одежду с использованием продуктов растительного происхождения также показала американская марка Woolrich. Она объединилась с итальянской компанией Bottonificio Lenzi 1955, которая больше полувека делает пуговицы и другую швейную продукцию из биополимеров. Это в том числе полилактид, добываемый из сахарного тростника, кукурузы и свеклы. Производство фурнитуры из биополимеров позволяет уменьшить выделения вредных паров в воздух в пять раз по сравнению с использованием сырья нефтяного происхождения, к примеру полиэстера. Так, создание миллиона пуговиц из свеклы (некоторые из них можно будет увидеть на парках из осенне-зимней коллекции Woolrich) позволяет избежать выброса почти 7 т углекислого газа, что равносильно посадке примерно 350 деревьев.
В отличие от пластиковых бутылок, которые специальные компании — в том числе в России — собирают в контейнеры, очищают от примесей, дробят при помощи высокотехнологичных машин и превращают сначала в материал «флекс», а затем в волокно и полиэфирные нити, использование фруктов и овощей в производстве одежды пока кажется нам чем-то немыслимым. Тем временем бренды Herno и Woolrich в этой области не первые, а компания Bottonificio Lenzi 1955 далеко не единственная.
В 1990-х годах испанка Кармен Хиоса придумала действительно экологичную альтернативу натуральной коже — материал пиньятекс (от исп. piña — шишка, ананас). Он создается из отходов с ананасовых ферм, которые проходят процесс так называемой декортикации. В его результате получаются биомасса, которая впоследствии идет на удобрения, и волокна, которые превращаются в нетканую сетку. После специальной обработки эта сетка напоминает кожу и по внешнему виду, и по своим свойствам: она мягкая, эластичная и при этом прочная.
На изготовление 1 кв. м такого материала уходит около 500 ананасовых листьев, которые до изобретения Кармен Хиосы ежегодно сжигались или сгнивали. Сегодня с ее компанией Ananas Anam сотрудничают бренды Altiir, Rombaut, Adelaide C. и Lastelier, у которых из пиньятекса выполнены куртки, кроссовки, сумки и кошельки. В свою очередь шведский бренд H&M в 2019 году использовал листья ананаса в экологичной линии Conscious Exclusive наряду с эластичной пеной из водорослевой биомассы и отходов от приготовления апельсинового сока.
Материал Orange Fiber запатентовали итальянки Адриана Сантаночито и Энрика Арена. Шокированные количеством остатков от бытового, казалось бы, процесса изготовления апельсинового сока (в Италии общий объем утилизированных цитрусовых прожилок превышает 700 тыс. т в год), они придумали, как получать из остатков апельсинов биополимер, а затем и пряжу. Ее можно смешивать с другими тканями или использовать в чистом виде: во втором случае получается мягкий, непрозрачный и шелковистый цитрусовой текстиль, на который помимо H&M обратил внимание бренд Salvatore Ferragamo.
Картофельной кожуре, которая ежедневно выбрасывается в планетарных масштабах (сколько человек каждый день готовят драники или пюре), тоже нашли применение в индустрии дизайна. Создатели лондонской студии Chip[s] Board Роуэн Минкли и Роберт Николл вместе с биохимиком Грегом Купером научились прессовать ее в прочный, легкий и долговечный лист парблекс (parblex). Отсутствие в материале формальдегида и других токсичных химикатов делает его экологичной альтернативной МДФ и ДСП. Однако используется парблекс в изготовлении не только мебели и строительных инструментов, но и пуговиц (пример — в инстаграме дизайнера Изабель Флетчер) и даже очков.
В отличие от свеклы, апельсина и картофеля, бананы пригодны для производства тканей на протяжении всего жизненного цикла. Из стеблей подвида банановых растений — абаки, культивируемой преимущественно на Филиппинских островах, — получается материал бананатекс (bananatex), который отличается мягкостью, легкостью, эластичностью и долговечностью, а также поддается натуральному окрашиванию. Происходит это следующим образом: по инициативе швейцарского бренда Qwstion, который делает из бананатекса рюкзаки, листья абаки срезают и оставляют разлагаться (из них получается естественное удобрение), а стебли обрабатывают, отделяют от коры, снимают волокнистые слои, вручную их расчесывают и высушивают на солнце. После этого волокно может быть использовано в производстве без дополнительной обработки и даже без прядения, хотя для лучшей водонепроницаемости его иногда покрывают пчелиным воском.
Стартап Circular Systems разрабатывает текстиль не только из стебля абаки, но и из банановой кожуры. Компания отправляет ее в специальную высокотехнологичную машину, которая выжимает из очисток биохимический сок (позже он используется в качестве красителя), а оставшиеся твердые отходы свойлачивает в мягкую хлопкоподобную биофибру. Кроме того, Circular Systems занимается получением новой ткани за счет переработки старой одежды или соединения волокон пищевых и текстильных отходов. За это стартап получил грант в $350 тыс. от H&M Foundation, а также возможность сотрудничать со шведским масс-маркетом и Levi's.
Лауреатом премии Global Change Award также становился стартап Fungi Fashion, который наряду с компаниями MycoWorks, Le Qara и Bolt Threads создает текстиль из мицелия — вегетативных органов гриба. Для этого грибницу выращивают на поверхности питательной среды, в результате чего получается специфическая пленка. После сушки пленка становится прочной и гибкой, она легко сшивается и окрашивается органическими пигментами. Мицелий называют еще одной альтернативой кожи, только в отличие от пиньятекса он производится в лабораторных условиях, процесс его появления проходит более медленно и кропотливо. Тем не менее с грибной кожей Mylo от Bolt Threads работает главный пропагандист экологически ответственной моды Стелла Маккартни: прототип дизайнерской сумки Falabella, выставленный в Музее Виктории Альберта в 2018 году, был сделан как раз из этого материала.