Сила шотландского слова в России: зачем идти на стендап Дэниела Слосса
Эдинбург находится довольно далеко от внимания такого города-государства, как Москва. Правда, кто всерьез интересуется событиями в Эдинбурге? Это ведь не Лондон, милый сердцу каждого россиянина в связи с благополучной эмиграцией некоторых соотечественников. В России проживает незначительное количество людей, чей взор обращается к шотландским культурным просторам. Это могут быть фанаты писателя Ирвина Уэлша, актеров Джеймса Макэвоя и Мэла Гибсона (известного ролью шотландского рыцаря), знатоки национальной одежды, а именно клетчатых килтов. Возможно, существуют отдельные граждане, которые слышали шутки о независимости Шотландии — столь желанной и недостижимой для каждого обладателя чудовищного акцента, что моментально разрушает все академические начинания россиян в изучении английского языка.
Совершенно точно до 2018 года никто в России не подозревал о существовании стендап-комика Дэниела Слосса, уроженца этого самого Эдинбурга. Между тем артист с лицом Маколея Калкина и цинизмом главного героя романа «Дерьмо» Ирвина Уэлша умудрился продать два своих концерта стриминговому сервису Netflix — то есть добраться до медных труб мирового успеха. 29-летний Слосс доставляет дискомфорт своей публике со сцены вот уже 12 лет, на его счету десятки телешоу в Британии и 11 концертных туров, 50 тыс. расставшихся пар и больше сотни разводов, а также — что немаловажно — выступление на конференции TED Talks, посвященное природе комедии и реакции зрителей на шутки.
Теперь Слосс летит из Австрии в Россию, чтобы проверить на прочность московскую публику, представив ей жесткий, разнузданный и злободневный монолог, в том числе о феномене #MeToo. «Честно говоря, я понятия не имею, чего ожидать от России и российской аудитории. Данила Поперечный (российский комик, который взял интервью у Слосса. — «РБК Стиль») заверил меня, что все будет в порядке. Если концерт пройдет плохо, мне придется выследить его и избить до смерти».
Как и любой комик, Слосс знает, что со словами нужно обращаться осторожно, но трусости не показывает. Его стиль отличается тщательной работой над текстом и умением неожиданно свернуть в сторону уязвимой темы. Это делает материал шокирующе ярким, а юмор — возможным в самой сложной среде.
В комедийный жанр идеально укладываются темы смерти, ненависти, фобий, толерантности и всевозможные маркеры современного общества, но Слосс раз за разом показывает, что об этом многие забыли. Глобальная осторожность в демонстрации взглядов (отличительная черта нового времени) и всеобщий тренд на обидчивость затирают нормальную реакцию на выступление клоуна — смех. Всему виной концентрация на тяжеловесном контексте, которая превращает шутки в ядовитый раствор, замешанный на «новой искренности». Как с этим быть? Включать режим перевоспитания, добавляя элемент ликбеза в каждый концерт.
Слосс использует стендап как механизм преодоления, оттого его шоу похожи на психотерапию, как бы автор не отрицал наличие соответствующего «флоу». «Я точно не назвал бы это психотерапией. Для меня это лишь возможность поделиться с людьми своими мыслями о мире и рассказать, почему я в них верю», — отнекивается Слосс. И тут же выдает глубокую мысль: «В конечном итоге это всего лишь шутки, но шутки — это слова, а слова — это сила. Так что я беру некоторую ответственность на себя, когда решаюсь их использовать. Я думаю, в мире столько лжи, что людям необходимы честные собеседники. И весьма обидно, что единственные честные люди сейчас — это комики».
Если сила — в словах, то можно указывать ими на крайности социальных отношений и апеллировать к трендам. Как мы относимся к смерти и возможно ли делать это иначе? Концерт «Dark» дает развернутый ответ через обращение к трагической ситуации из жизни артиста. В чем смысл жизни? Нет, не ждите, что шотландский стендапер на третьем десятке откроет вам истину, над которой человечество ломает голову от начала времен. Но вы точно сможете найти для себя подсказки в стендапе «Jigsaw».
Новая программа «X», которую Слосс уже успел представить в 36 странах мира, затрагивает животрепещущие темы: токсичную маскулинность, открывшееся обществу насилие и возникшее из них движение #MeToo. И если западная публика в силу географических и языковых преимуществ расположена ближе к обсуждению болезненной ситуации, то российской придется приготовиться к неожиданной и смелой порции юмористической рефлексии из Шотландии.