Из Хогвартса в Готэм: что Роберт Паттинсон сделал для кино за 16 лет
«Не думаю, что я смог бы сыграть настоящего героя», — скромно рассуждает Паттинсон в интервью по поводу роли в предстоящем "Бэтмене" Мэтта Ривза. Это правда, герои — а точнее, супергерои — никогда не задевали британского актера даже плечом. Амплуа Паттинсона куда оригинальнее и где-то глубже: его персонажи обитают между светом и тенью, на краю обратной стороны Луны, всегда в полутонах. Словно вспоминая свою фильмографию, Паттинсон добавляет: «Бэтмен ведь не герой, а персонаж неоднозначный… Что-то в персонаже должно быть неправильно. Наверное, потому что у меня один глаз больше другого».
Немного театра и много франшиз
В детстве Роберт был застенчив и зажат, но мечтал стать актером настолько, что прожужжал своей матери все уши: она помогла чаду начать модельную карьеру, откуда на сцену рукой подать. Театральные подмостки не рухнули под ногами начинающей звезды — можно было не беспокоиться: притязания Роберта Дугласа Томаса Паттинсона на актерскую судьбу оправдались.
За театром последовали роли в кино, где тоже все началось с малого — крошечной роли в телесериале «Кольцо Нибелунгов» и участия в экранизации «Ярмарки тщеславия», которое потом и вовсе вырезали. Дальше случилось необъяснимое. Может быть, продюсерам наконец открылась безупречно выгодная внешность начинающего артиста. Или имел место шантаж с похищением. Так или иначе, Паттинсон заполучил роль Седрика Диггори в «Гарри Поттере».
Премьера «Кубка огня» привела артиста к другим полнометражным проектам, сложные персонажи которых так и кричали: у этого малого огромные амбиции. Паттинсон отлично понимал (не без мудрых советов матушки из модельного бизнеса), что настоящий успех не добыть без выгодной сделки с дьяволом. Таковым не стал, к сожалению, драматический байопик о Сальвадоре Дали и Федерико Гарсиа Лорке «Отголоски прошлого», и образы нервных закомплексованных подростков не сослужили нужной службы.
Вовремя наступили «Сумерки». Стараниями Summit Entertainment на свет родилась самая популярная подростковая фэнтези-франшиза про вампиров и людей, приторный аромат которой до сих пор не отпускает ее главных фигурантов.
Чем страннее, тем лучше
«Сумерки» превращались в новолуния, затмения и рассветы, волоча за собой стремительно взрослеющих артистов. Впрочем, команде вампиров повезло гораздо больше, чем, например, команде волшебников из «Гарри Поттера» — по крайней мере, их детство не погрязло в пресс-подходах и не затерялось среди автографов на мерче. После премьеры первого фильма Саги в 2008 году Паттинсон отправился на охоту за будущим. Первой добычей стала замысловатая эпитафия «Помни меня» в партнерстве с Пирсом Броснаном, за ней последовал цирковой роман «Воды слонам!», где восходящую звезду опекала опытная нестареющая Риз Уизерспун.
Паттинсон следовал принципу водиться только с лучшими представителями профессии. «Сумерки» все продолжались. Наступил самый плодотворный для Роба 2012-й год.
Британский актер нашумел главной ролью в экранизации романа Ги де Мопассана «Милый друг», которая ему не поддалась, затем пересел в лимузин Дэвида Кроненберга в мрачном социальном высказывании «Космополис» и изобразил в нем негодяя, которого становится жаль; после отправился к режиссеру Дэвиду Мишо в криминальное роуд-муви «Ровер» — был в нем и жертвой, и хищником и даже напомнил Джесси Пинкмана из «Во все тяжкие».
Важно, что в упомянутых здесь проектах персонажи Паттинсона до звания героев не дотягивали. Между антагонистами и протагонистами Роб всегда выбирал среднее, невнятное, самое гнусное и интересное.
Потусторонняя трудоспособность
Казалось бы, популярностью, какую Роберту Паттинсону обеспечили «Сумерки», можно было питаться вечно, но артист выбрал другой вариант. Мельком заглянув в его биографию, легко убедиться, что актер имеет большие проблемы с трудоголизмом. За первые десять лет в кино он поучаствовал в 18 крупных проектах и нескольких короткометражках. Добавьте к этому рекламные контракты и любовные интриги (их тоже было немало, включая драму с Кристен Стюарт и помолвочное увлечение Талией Барнетт, известной как FKA Twigs), и станет очевидно, что в сутках Роба минимум 48 часов.
Ежегодно с участием актера выходило минимум два крупных проекта, как во время съемок в вампирской саге, так и после — это происходит по сей день, Паттинсон схему не меняет. Конечно, не все роли бывают главными, но магическим образом даже эпизодические появления артиста в проектах с именитыми коллегами, такими как Николь Кидман, Пирс Броснан или Джулианна Мур, гарантируют проекту повышенный интерес зрителей. Наверняка это вампирские чары.
Фестиваль за фестивалем
Путешествие по кинофестивалям Роберт Паттинсон начал задолго до мировой известности, но именно она придала сенсационность его последующим визитам на фестивальные площадки. На ковровых дорожках за артистом прокатывается коллективное «ах!» с придыханием, затем начинаются неизбежные гадания в прессе: что же нам покажет Паттинсон в этой картине.
Актер никогда не оставлял публику разочарованной, показывая разнообразное: отстраненную наблюдательность корреспондента журнала Life в одноименном фильме о похождениях Джеймса Дина, зловещее присутствие и неминуемое пришествие в «Детстве лидера» по новелле Жан-Поля Сартра, паническую атаку длиной в несколько часов бесконечной гонки по Нью-Йорку в криминальной драме «Хорошее время». К слову, работа братьев Бена и Джошуа Сэфди с Паттинсоном над картиной «Хорошее время» удостоилась в Каннах шестиминутной овации и приза за лучший саундтрек.
Окруженный обожанием Паттинсон продолжает свою экспансию: сотрудничество с Клер Дени в философско-фантастическом безумии «Высшее общество» открыло миру Паттинсона-вокалиста. Актер исполнил трек «Willow» для финальных титров. Снова раскатистое «ах!» с придыханием.
2019 год отнесся к актеру по-доброму, даже особенно щедро. Каннская премьера свежего хоррора Роберта Эггерса «Маяк», в котором Паттинсон противостоит заслуженному американскому артисту Уиллему Дефо на одиноком инфернальном маяке, произвела столь сокрушительное впечатление на первых зрителей, что оставшиеся по всему миру жили мечтой о прокате несколько месяцев (российским синефилам придется подождать еще — фильм привезут только 16 января).
В разгар кинофестиваля в Каннах произошел не только авангардный дебют Паттинсона в «Маяке»: актер договорился с Warner Bros. и DC Comics по поводу участия в новой экранизации комиксов о Бэтмене. Новость о том, что готэмским героем станет Роберт — бывший вампир из «Сумерек» — заняла место в ряду самых обсуждаемых кинособытий года.
Глаза откроют правду
Создается впечатление, что Паттинсон частым появлением в инфопространстве компенсирует неудачные проекты. Например, постмодерновый вестерн Дэвида и Нэйтана Зеллнеров «Девица» ничего нового не сказал миру о Паттинсоне-артисте, «Детство лидера» осталось за пределами внимания широкого проката, «Королева пустыни» Вернера Херцога получила разгромную критику.
Новинка 2019 года — костюмная шекспировская постановка «Король» Дэвида Мишо с Тимоти Шаламе в главной роли, снятая для проката на стриминговом сервисе Netflix, — не произвела ожидаемого восторга на Венецианском фестивале. К слову, предыдущая работа Дэвида Мишо с Паттинсоном, «Ровер», быстро забылась. Казалось бы, режиссеру стоило задуматься, не выходит ли ему боком сотрудничество с артистом, но на деле французский дофин из «Короля» в исполнении Роберта критикам запомнился. Выстраданный актером смешной акцент в сочетании с эксцентричными жестами сделал звончее утомительное ASMR-изложение английской истории.
Возможно, выбор ролей и, соответственно, переменчивые успехи Роберта Паттинсона в кино действительно непостижимым образом связаны с тем, что один глаз актера больше другого. И не исключено, что «разноглазый» Бэтмен-тругодоголик — логическое следствие 16-летней карьеры актера. Или награда за насыщенную пеструю активность.