Плавать, смеяться и не спать: что делать на Red Bull Music Festival
30 августа
Надеть штиблеты и галстук-шнурок
«Стрелка»
Начало трехдневному музыкальному параду положит именитый продюсер, мультиинструменталист, вокалист и, скромно говоря, король буги-вуги Лерой Берджесс. Послужной список его величества тянется с конца 1960-х — тогда подростком он пел в составе соул-бэнда Black Ivory, сэмплы которого разлетелись по трекам хип-хоп-тяжеловесов Nas и Ghostface Killah. В 1970-х Лерой водил дружбу со Стиви Уандером, а к 1980-м годам оброс студийными проектами: Convention, Inner Life, Universal Robot Band. Голос Лероя запечатан во множестве диско-хитов: «Get Loose», «Release Yourself», «Barely Breaking Even», «Let’s Do It», а его пластинки крутились нон-стоп в Нью-Йоркском клубе Paradise Garage.
Вторую молодость музыканту подарил продюсер MCDE: в 2016 году он, куратор фестиваля Nuits Sonores, пригласил кумира исполнить хиты, реинкарнированные молодыми музыкантами. Спонтанная коллаборация переросла в триумфальное возвращение гарлемской легенды на большую сцену: вслед за Nuits Sonores Берджессу рукоплескали Flow и Dekmantel.
Не Лероем единым — компанию ему составит Дэймон Риддик (более известный под именем DāM-FunK), реабилитировавший фанк и бугги после забвения в конце ХХ века. В активах Dām-FunK: популярная серия вечеринок Funkmosphere в Лос-Анджелесе, почти трехчасовой альбом-манифест «Toeachizown», звучащий так, будто миром правит не хип-хоп, а фанк, содружества с иконой соул-музыки Стивом Аррингтоном, Фли из RHCP, Q-Tip, Snoop Dogg и Джуни Моррисоном из Ohio Players, выступления на разномастных фестивалях (от Primavera до Pitchfork).
Откроется вечеринка сетом нашего соотечественника, диджея и продюсера Vtgnike, пишущегося на лейбле Николаса Джаара Other People. А подытожит первый вечер московский диджей и продюсер Леонид Липелис.
31 августа
Танцевать сутки напролет
«Рихтер»
Квинтет Кирилла Иванова «Самое Большое Простое Число», славящийся пристрастием к концертам-погружениям, закатит 24-часовой музыкальный марафон «SBP4 24h WHAT?» в особняке на Пятницкой. Нас ждет выступление в 12 частях, бэнд успеет нырнуть в омут памяти и исполнить натурально все песни: от дебютной, датированной 2007 годом, до свежих, еще не засвеченных. Кроме того, музыканты поэкспериментируют с жанрами при поддержке 12 гостей, которые будут присоединяться к группе, сменяя друг друга каждые два часа. Среди них сооснователь группы Илья Барамия, виолончелист-виртуоз Борис Андрианов, певица Наадя и африканский хор.
Но и это еще цветочки, ягодки вот: «СБПЧ» заступит на территорию перформанса. Режиссер Олег Глушков набил пространство «Рихтера» артефактами из истории группы и распределил активности по комнатам. В одной прогремит лазерный рейв, в другой — двухчасовой клип, снимавшийся на протяжении трех лет в разных точках земного шара, от Австралии до Норвегии, в третьей — перформанс актрисы Розы Хайруллиной.
Подняться на борт
«Кутузовский»
Питерские ивент-чародеи Roots United (чье портфолио венчает удивительный фестиваль Present Perfect) на всех парусах стремятся в Москву. Привыкшие к державному течению Невы ребята сплавят на воду и столичных меломанов: вечеринка Coast 2 Coast пройдет в формате «боут-пати» на причале «Кутузовский». В программе пятичасового круиза — классики детройтского саунда Марселлус Питтман и Рик Уилайт, первые лица датского лейбла Regelbau — DJ Sports и DJ Central, живая звезда грузинской электронной сцены Гачи Бакрадзе, а также совместные back to back сеты ключевых резидентов Roots United с московскими друзьями и коллегами Софией Родиной, XAN и Sil.
Пополнить словарный запас
«Стрелка»
Осень будем приветствовать на вечеринке селекторов под предводительством экс-резидента клуба Salon Des Amateurs Владимира Ивковича. Мини-ликбез: селектор в данном случае не электромагнитный аппарат, а, скажем так, осознанный диджей, тщательно отбирающий музыку для аудитории и заботящийся не только о танцах до упада, но и о просвещении публики.
Первые вечеринки Ивакович закатывал в родном Белграде в 1994 году: тогда он коротал ночи с друзьями под выбранную им музыку в Sara, ресторане отца. Публика постепенно разрасталась, в ресторан несли пластинки и кассеты, и Владимир понял, что организовал посреди неблагополучного Белграда «островок надежды», где музыка возвращает людям веру в свободу, братство и любовь.
Трансформироваться в техно-кобру и диско-питона
Mutabor
Пристанище «технарей» разобьется на два пространства: Rhythm Evolution и Disco Deformation. На первой площадке любимчик Бьорк Lanark Artefax даст аудиовизуальный перфоманс, Павел Миляков (Buttechno) — основатель лейбла John’s Kingdom — выступит с экспериментальным лайвом. Следом зажжет Анастасия Второва, выпускающая музыку под псевдонимом Machine Woman на лейблах Peder Mannerfelt Producktions, Sacred Tapes и ее собственном Take Away Jazz. Также с диджей-сетом приедет Дина Абдельвахед, продюсер и диджей из Туниса, резидент парижского Concrete, записавшая один из самых обсуждаемых альбомов прошлого года — Khonnar. Mutabor представят соосновательница Арма 17 Abelle и Poima.
1 сентября
Опуститься на дно
«Чайка»
Мы имеем в виду дно бассейна «Чайка». Британский медиахудожник Джоэл Кэен придумал проект Wet Sounds, чтобы понять, как меняется восприятие музыки в воде. По словам Кэена, скорость распространения звука под водой увеличивается в 4,5 раза, а вибрации минуют барабанную перепонку. Wet Sounds дают концерты с помощью двух аудиосистем — подводной и надводной. Хэдлайнить вечеринку в «Чайке» пригласили американского мультиинструменталиста Laraaji — одного из отцов направления направления эмбиент и мастера медитативной музыки. К слову, он же, как две капли воды похожий на монаха-мудреца с известного мема, устроит сеанс смехотерапии на «Стрелке». От России в бассейн нырнут мультиинструменталист Дима Устинов, музыкант-импровизатор Влад Добровольский, композитор Мария Теряева и инди-исполнительницы Sasha Vinogradova и Atariame.
Дать волю демонам
«Стрелка»
Под занавес Red Bull Music Festival Moscow 2019 «Стрелка» разразится шаманскими композициями замбийских рокеров 1970-х W.I.T.C.H и одного из важнейших героев новой голландской сцены Джакко Гарднера, представляющего диковинный жанр неопсиходеличный барокко-поп. Гарднер познакомился с группой практически случайно: его друг, режиссер Джио Арлотта, решил снять документалку о W.I.T.C.H, ставших легендами в Замбии, но не сумевших выехать в мировой тур из-за бедности. Гарднер вызвался написать саундтрек и отправился за вдохновением на родину рокеров. Там он встретился с солистом Эммануэлем Jagari Чанда, одним из двух оставшихся в живых участников оригинального состава, который уже успел разочароваться в музыке, по требованию жены-свяженнослужительницы сжечь все записи и в поисках золотого дна переквалифицироваться в добытчика драгоценных камней.
Впечатленный Джакко вызвался возродить W.I.T.C.H. во главе с Эммануэлем, присоединиться к группе в качестве басиста, созвать знакомых музыкантов и, наконец, представить замбийский рок европейским слушателям. Сказано — сделано: после трехлетнего тура по Европе и Африке Эммануэля Чанда заметили крупные фестивали и Boiler Room. К слову, в тот же вечер пройдет российская премьера документального фильма Джио Арлотта о рок-старейшинах «We Intend To Cause Havoc».