Итоги World's 50 Best Restaurants: победа Mirazur и признание России
World's 50 Best Restaurants — самую главную и самую громкую сейчас ресторанную премию — кто только не сравнивал с «Оскаром». Изнутри, на мой взгляд, все больше похоже на большую свадьбу на выезде. Гостей сотни, они встречаются, расходятся, собираются в группы по интересам и заводят приятные знакомства. Кто жених — то есть обладатель первого места — непонятно до последнего момента, но это не мешает его друзьям, шефам заявленных ресторанов, по нескольку раз в день собираться на мальчишники.
Еще, конечно, не избежать сравнений с тайным обществом. Когда ходишь от фудкорта к фудкорту и вдруг слышишь за соседним столом разговоры о том, сколько мистер Х спустил на ветер, пытаясь открыть ресторан в Сан-Франциско — 30-градусную влажную жару снаружи уравновешивает приятное тепло внутри: ты причастен к чему-то великому.
Кстати, про жару и фудкорты: 50 Best каждый год проходит в новом совершенно не случайном месте. В 2018 году шефы съехались в Бильбао — один из главных центров испанской и вообще европейской ресторанной культуры. На этот раз Сингапур — гастрономический азиатский Вавилон, наверное, самый главный в мире центр уличной еды. По городу можно разглядеть рекламные плакаты, призывающие проголосовать за выдвижение здешней культуры фудкортов на признание нематериальным наследием ЮНЕСКО. Кстати, объявления о том, что в том или ином ресторане сегодня или завтра будут готовить, ну, скажем, сразу три шеф-повара из первой десятки или кто-нибудь из небожителей, вроде отца молекулярной кухни Хестона Блюменталя, — тоже обычное дело.
Собственно, звездными ужинами дополнительная программа не ограничивается. 23 июня всех сингапурцев и гостей города развлекали кулинарным мастер-классом Массимо Боттура, Гагган Ананд и другие лучшие шеф-повара планеты. На следующий день тот же Боттура выступал на большом семинаре S.Pellegrino, посвященном технологиям, трендам и вызовам в гастрономическом мире в недалеком будущем. Вечером 25 июня лучшие шефы мира, сливки ресторанной прессы и самые отъявленные гурманы, в буквальном смысле проедающие и пропивающие целые состояния, собрались в Marina Bay Sands (тот самый знаменитый сингапурский дом: три башни с лодкой на крыше), чтобы узнать, кто есть кто в ресторанном мире в ближайший год. В качестве препати состоялся обед конкурса S.Pellegrino Young Chef — пожалуй, главной кузницы кадров для ресторанов — фигурантов списка 50 Best.
Конструкция премии сильно поменялась. Во-первых, оксюморон: в 50 Best уже давно не 50, а 100 ресторанов. В этом году их и вовсе стало 120 — по случаю 120-летия главного партнера премии S.Pellegrino. Во-вторых, организаторы вывели из состязания главных звезд: все, кто хотя бы раз занимал первое место, автоматически выселяются на Олимп и в голосовании не участвуют. Быть дважды, трижды, а то и пять раз подряд лучшим рестораном мира больше нельзя. За это, прямо скажем, сомнительное решение организаторов пропесочили не раз. Но тем не менее: великие Osteria Francescana, Eleven Madison Park, El Celler de Can Roca отныне вне конкурса. Так что главных мировых интриг было две: до какой строчки поднимется возрожденная копенгагенская Noma создателя и главного популяризатора новой скандинавской кухни Рене Редзепи и займет ли первое место Mirazur — фантастически красивый, собравший квинтессенцию всего лучшего в Средиземноморье ресторан на границе Франции и Италии.
Про Редзепи ходит слух: он всегда безошибочно чувствует свою победу и не приезжает на премию, когда не получает первого места. Вчера в Сингапуре его не было — и Noma, как в том анекдоте, заняла почетное второе место. Mirazur же действительно забрался на вершину — это вдобавок к уже полученной в этом году долгожданной третьей звезде «Мишлен». Конферанс, который выдал в финале шеф Mirazur Мауро Колагреко, вышедший на сцену с флагами Аргентины (его родины), Бразилии (родины его жены и партнера), Франции (где находится ресторан) и Италии (граница с которой проходит практически по стене ресторана и где расположен рынок, откуда Колагреко берет все продукты), можно разбирать по пунктам в актерской школе.
Для России 2019 год — фантастически урожайный. Во-первых, в расширенную версию списка, то есть в разряд с 51-е по 120-е место, попали сразу три наших ресторана, причем — впервые — не только московские. На 104-й позиции — по-хорошему туристический, нарядный, театральный петербургский «Кококо» Игоря Гришечкина и Матильды Шнуровой. На 92-м месте — ресторан Дмитрия Блинова и Рената Маликова Harvest, эксплуатирующий все модные тренды: экологичность, минималистичность, смещение акцента с мяса на овощи. Делается это, впрочем, не ради моды, а по зову сердца, что, очевидно, и почувствовало жюри. На 65-м месте — Анатолий Казаков и его московский ресторан Selfie, уже третий год медленно, но верно, по несколько ступенек, поднимающийся вверх в рейтинге.
Самый известный в мире российский ресторан, долгожитель списка 50 Best (пятый год подряд) и флагман новой русской гастрономии, White Rabbit в этом году поднялся еще на две строчки, заняв, казалось бы, немыслимое для русского шефа место — 13-е.
Но главные герои этого года, конечно, братья Березуцкие. Их Twins Garden в прошлом году вошел в рейтинг на 72-й строчке. В этом году они поставили настоящий легкоатлетический рекорд, сиганув сразу на 19-е место. Такого не ожидал никто: в многочисленных пари, тотализаторах и лотереях все, безусловно, ставили на попадание Twins Garden в топ-50, но редко кто пророчил им место выше 30-го.
Зачем, собственно, все это нужно? Позиция в 50 Best конвертируется во внимание прессы и гостей с каким-то невероятным коэффициентом. Все главные мировые пищевые журналисты немедленно после объявления победителей составляют план визитов и публикаций. В тот же White Rabbit действительно невозможно попасть вечером без брони, даже в понедельник или вторник — для российского ресторанного рынка дело немыслимое. Так что эти пять строчек в рейтинге в самое ближайшее время превратятся во вполне осязаемые, заметно увеличившиеся суммы в счетах.
Другой и гораздо более важный момент — это общее восприятие страны в ресторанном мире. Если посмотреть на топ-10 списка, да и на список в целом, становится очевидно: для жюри существуют определенно гастрономические и негастрономические страны. В первой десятке — три испанских, по два перуанских, датских и французских и один тайский ресторан. Эти страны и на оставшихся 110 позициях представлены весьма неплохо. Пять строчек в рейтинге — это очевидное признание России как страны с культурой еды. Туристы-фуди, журналисты, блогеры и прочие, так сказать, лидеры мнений поедут сюда в куда большем количестве. Не только в эти пять ресторанов, не только в Москву и Петербург. Единственное, что пугает — как бы не нашелся какой-нибудь чиновник, решивший эту гастрономическую революцию возглавить, заставив всех записаться в какую-нибудь «Росхлебсоль» и платить взносы. Будем надеяться, обойдется.
Список лауреатов World's 50 Best Restaurants — 2019
- Mirazur, Ментона, Франция
- Noma, Копенгаген, Дания
- Asador Etxebarri, Ашпе, Испания
- Gaggan, Бангкок, Таиланд
- Geranium, Копенгаген, Дания
- Central, Лима, Перу
- Mugaritz, Сан-Себастьян, Испания
- Arpège, Париж, Франция
- Disfrutar, Барселона, Испания
- Maido, Лима, Перу
- Den, Токио, Япония
- Pujol, Мехико, Мексика
- White Rabbit, Москва, Россия
- Azurmendi, Ларрабесуа, Испания
- Septime, Париж, Франция
- Alain Ducasse au Plaza Athénée, Париж, Франция
- Steirereck, Вена, Австрия
- Odette, Сингапур
- Twins Garden, Москва, Россия
- Tickets, Барселона, Испания
- Frantzén, Стокгольм, Швеция
- Narisawa, Токио, Япония
- Cosme, Нью-Йорк, США
- Quintonil, Мехико, Мексика
- Alléno Paris au Pavillon Ledoyen, Париж, Франция
- Boragó, Сантьяго, Чили
- The Clove Club, Лондон, Великобритания
- Blue Hill at Stone Barns, Покантико-Хиллз, США
- Piazza Duomo, Альба, Италия
- Elkano, Гетария, Испания
- Le Calandre, Рубано, Италия
- Nerua, Бильбао, Испания
- Lyle’s, Лондон, Великобритания
- Don Julio, Буэнос-Айрес, Аргентина
- Atelier Crenn, Сан-Франциско, США
- Le Bernardin, Нью-Йорк, США
- Alinea, Чикаго, США
- Hiša Franko, Кобарид, Словения
- A Casa do Porco, Сан-Паулу, Бразилия
- Restaurant Tim Raue, Берлин, Германия
- The Chairman, Гонконг, Китай
- Belcanto, Лиссабон, Португалия
- Hof Van Cleve, Круисем, Бельгия
- The Test Kitchen, Кейптаун, ЮАР
- Sühring, Бангкок, Таиланд
- De Librije, Зволле, Нидерланды
- Benu, Сан-Франциско, США
- Ultraviolet by Pual Pairet, Шанхай, Китай
- Leo, Богота, Колумбия
- Schloss Schauenstein, Фюрстенау, Швейцария