Куратор музея IWC — об экспериментах с материалами и пробелах в архивах
Историк по образованию — Дэвид Сейфер — попал в архивы IWC в начале 2000-х, когда еще писал диссертацию по истории технологий. Он хорошо помнит, как бывший куратор музея сказал ему: «Если хочешь делать исследование, пожалуйста. Но здесь все в беспорядке, и мы не представляем, что со всем этим делать». В 2007 году Сейфер заступил на почетный пост. Его усилиями в архиве наведен порядок, а кроме того, теперь здесь можно лицезреть несколько сотен выдающихся исторических экземпляров часов.
— Что в полуторавековой истории IWC вам кажется особенно важным?
— Трудно выбрать что-то одно. Для меня как историка прежде всего важна личность Флорентина Ариосто Джонса, приехавшего из Америки в Швейцарию, точнее в Шаффхаузен, чтобы создать часовую компанию. С другой стороны, это наши инновации в области материалов. В 1986 году IWC выпустили первые керамические часы на основе диоксида циркония — вечный календарь Da Vinci появился сперва в черной керамике, потом в белой. Первые авиаторы из черной керамики, Pilot’s Chronograph, относятся к 1994 году. Небезынтересны и наши эксперименты с титаном — из этого чрезвычайно трудного в обработке материала мы создали хронограф (ref. 3704) совместно с компанией The Porsche Design и его вдохновителем Фердинандом Александром Порше.
— В этом году вы представляете новый материал Ceratanium. Что вам в нем нравится?
— Во-первых, сама технология, которая позволяет соединить лучшие характеристики титана и керамики. Важно, что при этом получается не покрытие, а совершенно новый материал. Помимо прекрасных физических достоинств, он обладает протрясающим черным цветом — глубоким и чистым. IWC делает черные часы с 80-х. Теперь это фирменный оттенок коллекции Top Gun, и конечно, новый материал мы опробовали на этой линии. Сегодня Ceratanium — это сенсация, но только время покажет, насколько он окажется жизнеспособным.
— Насколько тесно вы как куратор музея IWC связаны с созданием современных коллекций?
— Это всегда творческий диалог: поиск моделей прошлого и их интерпретация, актуальная для настоящего времени. Это захватывающий процесс. Потому что если мы говорим о Spitfire, я сразу вспоминаю лимитированную серию 2001 года и модели 2003-го с серебристыми циферблатами, вдохновленными сверкающей обшивкой самолетов. Коллекция Spitfire этого года вдохновлена нашими знаменитыми часами Mark 11, которые были выпущены в 1948 году и в течение более 40 лет служили наручным навигационным инструментом для королевских ВВС. Их лаконичная внешность с хорошо читаемой информацией идеально гармонирует с функциональностью подобно тому, как узнаваемый силуэт истребителя Spitfire, сконструированный Реджинальдом Митчеллом, сочетается с невероятной маневренностью. Те исторические часы имели калибр с ручным заводом, современные укомплектованы более удобным автоматическим механизмом. Мне кажется, что авиаторские часы сегодняшнего дня должны следовать традиции и не терять свою функцию навигационных инструментов.
— Расскажите об исторической коллекции часов.
— В нашем музее площадью около 400 кв. метров мы представляем примерно 900 исторических моделей. К сожалению, у нас нет самых первых часов, изготовленных нашим основателем Флорентином Ариосто Джонсом (знаю, что они находятся у кого-то из индийских коллекционеров). Наш самый старый экспонат относится к 1870 году. Одно из недавних приобретений — часы Aquatimer 1822, типичный пример моделей 1970-х. Кроме того, мы заполучили их по очень хорошей цене, чему очень рады. В таких делах нужна удача. Кстати, в наших архивах есть запись о том, что первые наручные часы, изготовленные в Шаффхаузене в 1899 году, были исполнены для русского клиента и отправлены в Санкт-Петербург.
— Каких часов не хватает в вашем архиве?
— В 2019-м мы постоянно говорим о Mark 11. В свое время мы продавали эти часы не только британским королевским ВВС, но также новозеландским, австралийским, южно-африканским. Они похожи между собой, но есть и отличия. И конечно, нам хотелось бы иметь полный набор. Сегодня в архиве не хватает также Mark 11, изготовленных для авиакомпании British Overseas Airways Corporation.
Для меня как историка прежде всего важна личность Флорентина Ариосто Джонса, приехавшего из Америки в Швейцарию, точнее в Шаффхаузен, чтобы создать часовую компанию.
— Что изменилось с тех пор, как Жорж Керн покинул компанию в 2017 году?
— Нынешнего главу Кристофера Грейнджера-Херра (я его называю просто Крис) я знаю давно, мы с ним практически вместе пришли в компанию. Жорж Керн многое сделал, но строительство нового производственного комплекса Manufacturzentrum завершал уже Крис. Теперь он — мистер Грейнджер. (Cмеется.) Но я по-прежнему могу войти к нему в кабинет с любым вопросом или предложением. С эмоциональной точки зрения это очень важно.