Впечатления, 14 мая 2019, 16:09

Что Сергей Полунин делал в Тобольске и как это было

В апреле в рамках гастрольного тура по России Сергей Полунин отправился в Тобольск. «РБК Стиль» составил артисту компанию, чтобы узнать, как прошел мастер-класс для детей хореографических школ и почему гастроли не ограничились одной лишь Тюменью.
Читать в полной версии
Фото: Алекс Керкис

Конец апреля. Тобольск. Еще пару часов назад здесь шел снег, но сейчас по случаю внезапно выглянувшего солнца на улице барабанит капель. Девочки натягивают чешки и поправляют тугие пучки. Дело происходит в местном доме культуры и через несколько минут в его зал войдет Сергей Полунин, чтобы начать свой мастер-класс. «Меня зовут Сережа», — скажет он и предложит без лишних предисловий перейти к делу, то есть к балетному станку.

Плие, гран-плие, батман тандю, пор де бра, — разминка идет своим чередом, один балетный термин сменяется другим, а за происходящим вместе с операторами тобольского телеканала наблюдает преподавательница балетной студии, одобрительно кивающая на словах Полунина о том, что акценты должны быть острыми, а сосредоточенности танцор не имеет права терять ни на секунду.

«Сражайтесь с самими собой, тогда вы будете становиться лучше каждый день», — спокойно говорит тот, к которому медиа прилепили наклейку «плохой мальчик балета» и еще парочку подыстершихся штампов. Свежей краской они подкрашиваются постоянно. Поводом напомнить о том, что Полунин — «анфан террибль во плоти», становятся то его неоднозначные высказывания в Instagram, то та самая татуировка с портретом Владимира Путина на груди. И пока публикации тиражируются, сам артист улыбается: «Иногда мне странно видеть постоянные повторения, — рассказывает он во время интервью. — После выхода в прокат фильма "Танцовщик" мне все время задают примерно 3–4 одинаковых вопроса. Не только журналисты, но и зрители, куда бы ни приехал. И я думаю: люди считают, что устроены так сложно, мир вокруг сложен, а вопросы всегда одни и те же. Но недавно для меня был урок — не атакуй то, что не твое, не лезь туда». Судя по его словам, урок Сергей Полунин выучил: «Меняй себя, следи за собой изнутри и посмотри, как изменится мир», — заключает он. За фразой из разряда тех, что можно услышать на условном тренинге по личностному росту, стоит, впрочем, никакая не риторика, а желание делать дело.

Фото: Алекс Керкис

Этим делом артист занят прямо сейчас, в репетиционном зале тобольского ДК, где за каждым его движением следят пятнадцать девочек и один мальчик. С детьми он разговаривает не с позиций добившегося успеха взрослого, не раз наблюдавшего за тем, как пылает в экстазе после его выступлений зал или растут в Youtube миллионы просмотров видео на композицию Take Me To Church, а на равных. Его слова совсем не дидактичны, его движения — размеренны. Накануне такой же мастер-класс танцор давал в Тюмени, а после, успев представить на сцене постановку Sacré, провел несколько часов на пути в Тобольск. В Тюменской области и гастроли, и встречи с детьми проходят при поддержке компании «Сибур» и ее программы «Формула хороших дел», название которой удивительно созвучно стремлению самого Полунина — помогать юным и талантливым. «Я строю фонд, который будет заниматься поиском талантливых детей, спонсировать их, открывать школы — делать все то, что поможет артисту творить, жить в искусстве. Это похоже на инициативы Сергея Дягилева, но для меня очень важно, чтобы такая система генерировала и средства, и таланты не только когда я здесь, но и когда меня не будет», — объясняет он.

К положенным 19:00 зал Тобольского драматического театра имени Ершова заполняется зрителями. Сегодня здесь — вечер современной хореографии, поделенный на два акта. В первом — «Видение розы» в постановке Владимира Варнавы, во втором — Sacré, соло Сергея Полунина, поставленное японским хореографом Юкой Ойши на музыку знаменитой «Весны священной» Стравинского. Сюжет о сомнениях и поисках Вацлава Нижинского, которому посвящен балет, Полунин разыгрывает, не жалея ни сил, ни эмоций — роль жившего чувствами гения и безумца для артиста явно не чуждая. Все-таки его подмостки — не Instagram, а настоящая большая сцена.

«Выбирай точку и никогда не отводи взгляда», — сказал Сергей Полунин во время утреннего мастер-класса своему маленькому ученику. Фраза, произнесенная между делом в процессе отработки очередного движения, вдруг начинает казаться чем-то вроде девиза. Тратить свое время на то, что ему не интересно, Полунин не привык, но если уж он выбрал точку, можно быть уверенным: взгляда он действительно не отведет.