Впечатления, 08 фев 2019, 18:39

Что ждет аккаунт, который занимался кражей контента в Instagram

На этой неделе американские соцсети и СМИ вспыхнули от скандала: fuckjerry, крупнейший инстаграм-аккаунт с мемами, восьмой год безнаказанно ворует твиты и смешные картинки. Это история о том, почему не стоит раскручивать Instagram с чужими мемами.
Читать в полной версии
Фото: instagram.com/fuckjerry

Сегодня, в 2019-м, нужно сильно постараться, чтобы с нуля выйти на десятки миллионов живых подписчиков. Тематики разобраны и расписаны не раз и не два, ниши (лайфстайл, фэшн, тревел и другие) плотно укомплектованы. Захотите стать инфлюенсером — придется буквально растолкать всех локтями и заручиться поддержкой толковых SMM-команд. Но это все лирика. Проза же была на заре соцсети, в 2011 году, когда скромный парнишка Эллиот Тебеле из еврейского квартала Бруклина смешил подписчиков своего Tumblr вызывающими подписями к картинкам с автомобилями, а затем зарегистрировал инстаграм-аккаунт с мемами — fuckjerry. Он быстро завоевал сердца интернет-троллей и просто любителей шуточек на грани фола, фолловеры стремительно прибывали (сейчас их 14 миллионов). Параллельно Тебеле и его команда основали корпорацию Jerry Media, взяли под крыло около 30 инстаграм-аккаунтов (в том числе General Mills, Subway и Express) и запустили собственный мерч.

Команда «Джерри медиа», слева направо: генеральный директор Майк Пурзицки, соучредитель Эллиот Тебеле, главный контент-директор Джеймс Райан Олигер, соучредитель Эли Баллас (Фото: Evan Reeves)

Поначалу кажется, что это обычная история взлета в Instagram. Но нет: сколько бы Эллиот и Ко ни снимали планерки, на которых они генерируют новые мемы, факт остается фактом: добрая половина контента fuckjerry беспардонно украдена. В первую очередь у комиков (и этого, кстати, никто совершенно не скрывает). Недавно у авторов шуток терпение все же лопнуло. В конце января издание Vulture обнаружило, что в качестве промо нового сезона телеканала Comedy Central Тебеле постил серию чужих шуток, оформленных как скриншоты из Twitter (посты уже удалены из аккаунта).

Автор расследования, Мег Райт, на этом не остановилась, копнула глубже — и собрала целый тред с ворованными шутками.

Райт запустила движение #FuckFuckJerry, призывая фолловеров отписаться от интаграм-аккаунта воришек (чем меньше людей будет подписано на fuckjerry, тем меньше Тебеле с друзьями положат себе в карман, — цена рекламного поста заметно понизится). В кампанию, помимо прочих, включились актер Колин Хэнкс, стендап-комики Джон Мулани и Эми Шумер.

Неделю назад YouTube-блогер Vic Berger выложил видео, в котором Эллиот Тебеле вполне определенно заявляет, что «плевать хотел на шутников, обиженных несоблюдением авторских прав». Первые пару лет команда fuckjerry еще зачищала присвоенный контент и извинялась перед авторами, но вскоре, почувствовав безнаказанность и собственную медиаважность, забросила это неблагодарное дело. Да, fuckjerry действительно разрослись до империи: еще в 2016-м они зарабатывали 75 000 долларов за рекламный пост и к концу года, судя по подсчетам Forbes, играючи и шутя сделали кассу три миллиона долларов.

   

На разгоревшийся скандал вокруг своего детища Тебеле ответил незамедлительно, но настолько неубедительно, что, если честно, лучше бы молчал. Издание The Fashion Law процитировало инфлюенсера: «На заре fuckjerry не существовало четких правил репостов и копирайта, особенно для мемов. Теперь ясно, что подписей — недостаточно, надо спрашивать разрешение автора».

Не то чтобы правил не существовало, просто их мало кто изучал. Например, до сих пор некоторые придерживаются позиции: «Что выложено в соцсеть — то становится всеобщим достоянием». Указание автора (например, снимок экрана с твитом, под которым читается имя пользователя) тоже не считается соблюдением авторских прав.

Закон об авторском праве был принят в США, по счастливому совпадению, 110 лет назад — в 1909-м. С тех пор любая интеллектуальная собственность, будь то произведение искусства или обнародованная шутка, защищена от копирования и воспроизведения третьими лицами.

Как сообщила The Fashion Law федеральный судья Нью-Йорка Кэтрин Форрест, понятий «мем», как и «твит», в законе попросту не существует — он не дополнялся с 1976-го. Между тем авторы мемов законом охраняются, поскольку защищены оригиналы картинок, используемые для создания мемов. Проще говоря, отсутствие в законе об авторском праве упоминаний про вирусный контент, посты и Twitter не дает права Эллиоту Тебеле копировать чужие шутки без разрешения и монетизировать свой аккаунт за счет них. Заявление Тебеле о том, что новая политика fuckjerry — коммуникация с авторами и запрос разрешений на публикацию — вселяет небольшую надежду: может, инстаграм-магнат наконец одумался? С другой стороны, надолго ли хватит совести у человека, причастного, помимо прочего, к проморолику Fyre Festival?