Впечатления, 15 июн 2018, 18:18

7 фильмов из программы «Кинотавра», которые мы ждем в прокате

Одинокий дом на берегу дикой речки, Лев Толстой и его черные поросята, история отношений самодура-отца и сына. Рассказываем, какие режиссерские работы из программы минувшего «Кинотавра» мы хотим увидеть на большом экране.
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk.ru)

«Глубокие реки»

Режиссер Владимир Битоков

Выпускник мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете снял историю о буднях семьи лесорубов, где вместо слов привыкли говорить на языке грубой физической силы. Отец и два брата (а вместе с ними и жена одного из братьев) живут так из месяца в месяц, размахивая топорами, а после умываясь водой из бурной реки, на берегу которой одиноко стоит их дом. И если бы в один из таких дней на отца не упало дерево, лишив его возможности продолжать работу, мы вряд ли бы узнали, что у него есть и третий, младший сын, давно сбежавший от этой жизни в город. Вызванный на помощь, он вынужден взять в руки, не привыкшие ни к чему тяжелее наушников и телефона, топор. Старшие братья не скрывают пренебрежения, однако списывать младшего со счетов рановато. Он не помнит родного языка, не может постоять за себя в рукопашной и прячется от волка под телегой, зато легко убеждает заказчика, что знает цены, а после приносит за партию леса денег больше, чем дома рассчитывали получить. И все-таки он чужак. На нежность братья могут ответить только грубостью, а отец, как бы ни старался подбодрить, принадлежит другому миру — тому, где слова не очень-то и нужны. Этот мир существует на фоне невероятно красивой дикой кабардинской природы, так что пейзажи в фильме Битокова завораживают не меньше, чем взгляд молодого режиссера на своих героев. «Глубокие реки» — фильм-победитель конкурса «Кинотавр. Дебют».

Дата начала проката неизвестна

 

«Война Анны»

Режиссер Алексей Федорченко

В работе Алексея Федорченко нет ни шума приближающихся танков, ни сцен с передовой. У маленькой Анны — совсем другая война. Тихая, почти беззвучная, а оттого более пугающая. Единственная выжившая после расстрела, она случайно находит укрытие в стенах превратившейся в комендатуру школы. Ее новый дом — камин. Забравшись в него поглубже, можно через небольшую прорезь в зеркале наблюдать, что происходит в бывшем кабинете ИЗО. По ночам она выходит на поиски воды, порой довольствуясь мутноватой жидкостью из стакана с кисточками, а осмелев, отправляется исследовать этажи и коридоры. После того как захлопнется входная дверь, они принадлежат только ей, урчащему рыжему коту да голубям и крысам. Из череды эпизодов, за которыми угадываются дни, недели и месяцы, и сплетен, пожалуй, самый пронзительный фильм конкурсной программы «Кинотавра».

Дата начала проката неизвестна

 

«Сердце мира»

Режиссер Наталья Мещанинова

Фильм режиссера «Комбината “Надежды”» и соавтора сценария «Аритмии» Натальи Мещаниновой уехал из Сочи с тремя наградами: призом гильдии киноведов и кинокритиков, наградой за лучшую мужскую роль и, наконец, с гран-при. Это история о жизни ветеринара Егора на тренировочной станции для охотничьих собак неназванного захолустья. В его вроде бы отлаженный быт — проснуться, накормить, убрать, осмотреть, поесть самому, лечь спать, проснуться — иногда вмешиваются непредвиденные обстоятельства. Например, алабаи подрали любимую собаку Белку и нужно срочно ее спасать. Или у ворот поджидают зоозащитники, которым не терпится снять сюжет, как здесь мучают диких лис. Одинокие вечера Егора порой сменяют ужины в компании хозяина станции и его семьи, однако и здесь он чаще всего предпочитает молча смотреть в тарелку. Парень вроде бы добрый и простой, он всегда угостит купленными пирожными и подскажет «зеленым», где находится ближайший душ. Однако не стоит путать замкнутость, корни которой со временем отыщутся в его прошлом, с простотой. Единственные, с кем ему не нужно выяснять отношения, спорить или соглашаться, — это обитатели станции: прыгающие прямо по спящему герою козлята, готовые улечься рядом собаки и даже дикие лисы, которым, как подскажет сюжет, бежать, как и Егору, тоже некуда. И раз уж «Кинотавр» в этом году выбрал слоганом броскую формулировку «Настоящее российского кинематографа», жюри поспешило дать ответ. Один из флагманов этого настоящего — не стремящееся докричаться до своего зрителя, но оттого не менее выразительное «Сердце мира».

В прокате — с 27 сентября

 

«Кислота»

Режиссер Александр Горчилин

Еще один победитель программы «Кинотавр. Дебют» (жюри конкурса не смогло выбрать одного призера и наградило сразу два фильма). Артист «Гоголь-центра» Александр Горчилин, которого на фестивале можно было видеть в роли Панка в «Лете» Кирилла Серебренникова, посвятил свой фильм «мамам и папам», а сниматься в нем позвал друзей. Сыгранность Филиппа Авдеева, Александра Кузнецова, Саввы Савельева и их коллег делает лаконичную историю о поколении сегодняшних 20-летних (к сценарию приложил руку драматург «Гоголь-центра» Валерий Печейкин) более выдающейся. Никакой натянутости в кадре нет и подавно, а каждая реплика, каждый взгляд возникают не беспричинно. Из двоих друзей один, разумеется, оказывается музыкантом. Саша (Филипп Авдеев) живет в самом центре города с бабушкой (Роза Хаируллина), мысли которой преимущественно заняты котлетками на завтрак, пока мать (Александра Ребенок) погружается в медитации где-то за сотни тысяч километров от Москвы. Предоставленный себе, он, по собственному признанию, не очень справляется с тем, чтобы сказать кому-то «нет», разорвать отношения или принять решение. Петя (Александр Кузнецов), временно обосновавшийся у друга, совсем не такой. Он решительный и даже резковатый по отношению не только к другим, но и к себе.

Сюжет легко мог бы стать штампом о поколении, которому «нечего предложить миру, кроме зарядки для айфона», но умело обходит все общие места или, напротив, фокусирует на них наше внимание со сдержанностью и одновременно смелостью, каким позавидует еще не один режиссер-дебютант.

В прокате — с 4 октября

 

«История одного назначения»

Режиссер Авдотья Смирнова

Щеголеватый, но смышленый поручик Григорий Колокольцев уверен, что быть блистательным столичным офицером — это кутить до утра на балах, а после поить циркового слона шампанским. Вот только слон испытания не перенесет, владелец цирка напишет жалобу, а Гриша поссорится с отцом-генералом и в тот же день потребует перевода из элитной гвардии в захолустный полк, где солдаты днями напролет тянут на плацу носок. В поезде он успеет познакомиться с Львом Толстым и получить приглашение в Ясную Поляну, где граф воплощает свои теории в жизнь. В имении у него и сельская школа, и целый выводок черных поросят. А в голове — масса планов, далеко выходящих за рамки писательской стези. Впрочем, интересные знакомства ждут Колокольцева и в армии, где так приятно выпивать и закусывать в компании разжалованного прапорщика Стасюлевича, опекать нерадивого писаря Шабунина и дерзить полковому начальству. Однако чем больше раскручивается сюжет, тем быстрее становится понятно: все идиллические посиделки в компании милых сердцу людей (чего стоит одна Ирина Горбачева в роли озабоченной бытом и судьбой сестры Тани Софьи Толстой) ни к чему хорошему не ведут. Какими бы благими ни были намерения поручика в отношении несчастного писаря, череда поступков героев приведет всех к трагедии, и абсурдный, но неумолимый закон назначит свое наказание. И хотя в кадре все это время — XIX век, оторваться от сравнений с днем сегодняшним у вас вряд ли получится.

В прокате — с 6 сентября

 

«Ван Гоги»

режиссер Сергей Ливнев

Художник Марк (Алексей Серебряков) полжизни крутит работы из веревки, параллельно пытаясь выяснить, не собирается ли его убить запрятанная в черепе с раннего детства иголка. И когда французский врач в разговоре по скайпу сообщит, что никакой опасности она не несет, герой расстроится и даже не попытается этого скрыть. Марк — сын известного дирижера, обязанный приехать из Израиля в Ригу как минимум потому, что слово «нет» тот слышать не привык. Отец Марка — взбалмошный гений, его речь пестрит молодежным сленгом. У двери увитого плющом дома его ждет спортивный автомобиль, а гардероб состоит из щегольских пиджаков. Вряд ли он помнит, что восьмой десяток подходит к концу: ему льстит внимание публики, он любит напомнить, как знаменит и востребован, и не помышляет ни о какой пенсии. Проводить время рядом с ним для Марка значит купаться в воспоминаниях и собственных детских травмах, от которых он и сбежал. Однако на этот раз улизнуть будет не так-то просто: поставленный диагноз сбивает с отца спесь, самоуверенность на лице уступает место смятению. Алексей Серебряков и Даниэль Ольбрыхский в главных ролях прибавляют фильму столько же очков, сколько мог бы отнять менее точный кастинг, а музыка Леонида Десятникова и Алексея Сергунина расцвечивает картину дополнительными полутонами и оттенками.

Дата начала проката неизвестна

 

«Русский бес»

режиссер Григорий Константинопольский

Фильм «Русский бес» может понравиться, а может вызвать отторжение, но равнодушным не оставит точно. Город, в котором живут его герои, угадывается с первых кадров по пробкам, бесконечным вечеринкам и даже скульптурам из парка искусств «Музеон». Герой по имени Святослав Иванов, которого все зовут просто Святом, решил, что еще один новый ресторан Москве не помешает. Решил и понес бизнес-план своего «Русского беса» влиятельному бизнесмену и по совместительству отцу своей невесты Аси. Об этом Свят успевает сообщить нам в первые же несколько минут экранного времени, перед тем как с дьявольской скоростью завертится карусель событий. Они перемежаются рассуждениями Свята о патриотизме и истинном русском духе. И чем больше проверок и комиссий приходит к нему на стройку, тем больше перебарщивает молодой ресторатор со словами и делами. Понять, реальность это или фантазия, не так-то просто не только зрителю, но и самому Святославу, носящемуся по экрану под любимые композиции из 90-х. Иван Макаревич в качестве заглавного героя исключительно убедителен, но и остальные не отстают. Начиная с Александра Стриженова в роли батюшки и заканчивая следователем Тимофеем Трибунцевым.

Дата начала проката неизвестна