По совместительству: музыканты и их живопись
«Демоны» Мэрилина Мэнсона, рисунки фломастером Виктора Цоя и смелые мазки Боба ДиланаВиктор Цой
Многие назовут строчки из песен Виктора Цоя, но мало кто знает, что музыкант всерьез увлекался живописью. Причем с детства. Родители отдали Цоя в художественную школу, а его мама говорила, что «у Вити с детства проявлялись различные художественные наклонности». «Хорошо рисовал, лепил, — вспоминала она. — А в первый приезд в Москву первым делом отправился в Третьяковскую галерею». Виктор Цой поступил в художественное училище Серова, был исключен оттуда за неуспеваемость, после чего пошел учиться в художественно-реставрационное училище по специальности «резчик по дереву». Музыкант входил в группу «Новые художники» и участвовал в ее выставках. Цой выполнял работы на кусках бумаги и картона, иногда на полиэтилене. Для ранних работ музыканта были характерны примитивистско-экспрессивные формы с различными орнаментами. А в поздних он перешел к более реалистичной манере изображения.
В июне 2017 года рисунок Виктора Цоя был выставлен на аукцион «Литфонда». Работа «Без названия (Битва)» 1987 года, выполненная красным фломастером, была продана за 250 тыс. руб.
Сергей Шнуров
В феврале 2017 года в Санкт-Петербурге и в июне в Москве Сергей Шнуров представил художественную выставку «Ретроспектива брендреализма». Его концепцию музыкант придумал и сформулировал еще в 2005 году. Теория Шнура заключалась в том, что человек XXI века живет среди искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что они и есть реальная жизнь. Многие из выставленных работ музыкант не создавал сам — он только придумывал их концепции. Но ряд полотен принадлежит кисти Сергея Шнурова. В 1998 году он написал картину «Акт», и тогда признавался, что секс на его полотнах, как мат в песнях. А в 2005-м Шнур написал «Рубашку» — все пространство полотна тогда заняла ярко-желтая рубашка с лейблом D&G. Еще было «Распятие», «Дорога в страну М.» и «Нефть».
Живопись Шнурова — один из его художественных проектов. И, как признался сам музыкант, больше всего его интересует вопрос коммерческого успеха арт-объектов. «Я всегда имею в виду коммерческую составляющую, — отметил лидер группы «Ленинград». — И никогда не делаю того, что не может стать коммерчески успешным. Это бесполезное занятие. Если надо отразить свою бессмертную душу, то для этого иди в инстаграм».
Курт Кобейн
В начале августа 2017 года на арт-ярмарке в Сиэтле были представлены работы лидера группы Nirvana Курта Кобейна. В отличие от других лотов они не продавались. По словам главы United Talent Agency Джошуа Рота, «слишком сложно установить цену работ, и все они — большая ценность для семьи Кобейна». Ранее все тот же Рот рассказывал, что после смерти музыканта остались десятки его художественных работ, среди которых картины, комиксы, скетчи и даже скульптура. По мнению критиков, творения Кобейна пропитаны эстетикой гранжа. В Сиэтле, в частности, показывали рисунок с маком, ребенком и скелетом, который украсил обложку альбома Incesticide, вышедшего у группы в 1992 году.
Боб Дилан
Автор, исполнитель, писатель, актер и даже обладатель Нобелевской премии по литературе. К этому списку характеристик Боба Дилана можно добавить еще одну — художник. Живописью он увлекся в детстве, а в 60-х годах, после аварии на мотоцикле, музыканту пришлось отменить гастроли, и он вновь взялся за кисть. При этом, как ни странно, широкой публике Дилан-художник стал известен лишь в девяностых годах, когда вышел альбом его набросков «Drawn Blank».
Первая персональная выставка Дилана прошла в 2007 году. Chemnitz Art Gallery в немецком Хемнице тогда показала гуаши и акварели музыканта. А спустя шесть лет его живопись выставили в лондонской Национальной портретной галерее. В экспозицию вошли 12 портретов пастелью, изображающих реальных и вымышленных персонажей. По мнению экспертов, на живопись Боба Дилана повлияло творчество фовистов, постимпрессионистов и неоэкспрессионистов. Он не боится ярких оттенков и смелых мазков, а в работе использует акварель, гуашь, акрил, пастель и масляные краски.
Мэрилин Мэнсон
«Антихриста-суперзвезду» Мэрилина Мэнсона во всем мире знают как эпатажного музыканта, но он еще и художник. Причем живописью Мэнсон увлекся раньше, чем музыкой. Он пишет акварелью, а основные темы его работ — смерть, страдания и увечья. В 2010 году на аукцион была выставлена картина «Ромашка», которую сам Мэнсон тогда назвал своей первой «приятной» работой. «Меня как-то спросили, почему я не рисую что-нибудь приятное, например, цветы. Вот я и нарисовал ромашку — правда, для этого я использовал исключительно грязную воду, оставшуюся от работы над другими картинами», — отмечал музыкант.
Куратор и галерист Бен Остин назвал работы Мэнсона «будоражащими» и сопоставил их с картинами в стиле Эдварда Мунка и немецких экспрессионистов. А журналист Макс Генри сравнил произведения музыканта с рисунками душевнобольных, которые используются в терапевтических целях. «Там вы видите множество демонов, и в работах Мэнсона я тоже вижу их. У него очень мрачный взгляд на жизнь. Но все же это можно выставлять», — отмечал Генри.