Стиль
Thomas Mraz: «Взрослеть — это прикольно»
РБК Визионеры. Новое поколение

Thomas Mraz: «Взрослеть — это прикольно»

Фото: Даниил Ярощук
Поговорили с музыкантом Thomas Mraz и его менеджером Артемом Захаровым о том, почему искренность важнее трендов, как стриминги меняют музыку и как молодым сегодня продвигать свое творчество

Алмас Гатауллин, более известный как Thomas Mraz, — одна из заметных фигур новой волны русского хип-хопа. Основатель лейбла hangov3r, участник DOPECLVBWORLD, за 14 лет в индустрии он выпустил несколько студийных альбомов и стабильно собирает полные залы по всей стране. В его трек-листе — фиты с Yanix, CREAM SODA, Boulevard Depo, Markul, ЛСП и другими яркими представителями сцены.

Поговорили с Томасом и его менеджером Артемом Захаровым о том, почему искренность важнее трендов, как стриминги меняют правила игры и как молодым артистам сегодня продвигать свою музыку.

Как продвигать свою музыку в 2025 году? Через TikTok и Reels?

Томас: Надо понимать, что короткие видео сегодня так популярны, потому что у них низкий порог вхождения. Это как сникерс — быстро, сладко, удобно, но не на каждый день. Никто не станет питаться шоколадками круглосуточно: вредно и быстро приедается.

То же самое с искусством. Популярное кино вроде «Мстителей» я и сам люблю: можно пойти с ребенком, расслабиться, получить удовольствие. А есть театр, туда ходит мало людей. Значит ли это, что театр должен умереть? Нет. Театр — важная, глубокая форма искусства. Просто она не для всех, и это нормально. Возможно, все как-то само отрегулируется, и у людей появится интерес к чему-то большему. Кто знает...

Артем: Вообще, сейчас стало меньше треков, заточенных под Reels. В индустрии растут музыканты вроде «Бонда с кнопкой» и Beautiful Boys, которые делают сложную искреннюю музыку без расчета на алгоритмы соцсетей. Их песни все равно становятся вирусными, но сначала они взлетают в стримингах, а уже потом в соцсетях.

Томас: Не стоит забывать, что есть такое явление, как радийный хит. Иногда появляется настоящий бриллиант, очень крутая песня. А потом бац — и она уже звучит в заведениях, где обычно играют Клаву Коку и Зиверт. И тут вдруг — «Бонд с кнопкой».

Артем: Два года назад лейблы реально искали новых артистов в TikTok. Охваты большие? Все, подписываем. Поэтому в мейнстриме доминировали треки, заточенные под алгоритмы. Сейчас же фокус смещается в сторону стримингов, которые делают продукты и инициативы для артистов. Например, у «Яндекс Музыки» есть рекомендательная технология, которая позволяет артистам, у которых до 5 тыс. слушателей, пробиться, найти первую аудиторию и взлететь по слушателям в рекомендациях. Возможно, успех таких групп, как «Бонд с кнопкой» или Beautiful Boys, покажет, что зарабатывать можно и на другой музыке — более чувственной, более интеллектуальной. Тогда игра начнет меняться.

Томас: Артисты и лейблы, работающие на быстрый хайп и кеш, быстро выгорают. Как только у артиста пропадают лайки и комментарии, его просто сдувает.

Могут ли одиночки выжить в индустрии без продюсера, менеджера и SMM?

Артем: Основы продвижения можно изучить самостоятельно, многие артисты сами себе продюсеры. Когда появляется аудитория и предложения, времени становится мало. Вот тогда нужно собирать команду.

Томас: От себя скажу, что в команде всегда интереснее работать. В этом есть любовь и какой-то спортивный интерес. Но соглашусь, что начинающим артистам не нужно собирать много менеджеров вокруг себя. Мы в такое время живем, когда каждый второй хочет загрузить свой трек на площадку и пойти что-то продавать, хотя надо делать музыку.

Артисты и лейблы, работающие на быстрый хайп и кеш, быстро выгорают. Как только у такого пропадают лайки и комментарии, его просто сдувает.

Интереснее, когда артисты собираются в творческие объединения, как YungRussia или Melon Music. Там появляется элемент здоровой конкуренции, почти спортивной, которая мотивирует и помогает расти. Единственный минус — в таких командах часто один или двое артистов поглощают остальных.

Вы часто работаете с молодыми исполнителями — от вашего творческого объединения hangov3r до проекта «Трамплин» от «VK Музыки». Что нового привносят зумеры в музыку? Чем отличаются?

Артем: Зумерам проще работать с современными средствами продвижения, такими как TikTok и Reels. Не все 30-летние готовы снимать себя на камеру, танцевать под трек, монтировать контент и выкладывать его. А зумеры как будто бы родились с этим навыком.

Кроме того, они стирают классическое разделение музыки по жанрам. Не делят на рок, рэп и электронщину, а комбинируют разные стили. А для миллениалов и бумеров жанры все еще остаются важными.

Томас: Я считаю, что все эти разделения не особо важны. Как говорится, главное — не стареть сердцем.

Артем: Вообще, у нас в лейбле работают зумеры, и это отличные сотрудники! Они делают все на высшем уровне. Если человек любит свою работу, независимо от того, к какому поколению он относится, он будет выкладываться на 100%.

Томас: Мне кажется, что смысл жизни в том, чтобы уважать и любить себя, но при этом не бояться новых взглядов. А вообще, любой человек, когда ему мало лет, склонен к лишней тревоге, и это вполне логично. Поэтому, ребята, от души советую взрослеть, это прикольно.

Фото: Даниил Ярощук

Кого из молодых артистов стоит слушать прямо сейчас?

Артем: Среди ребят из hangov3r выделю Discofade — они играют редкий для сцены синтвейв, недавно собрали sold-out в [московском клубе] «16 тонн» и скоро выступят в «Космонавте» на разогреве у Алмаса.

Томас: Мой выбор — НОКТУ, OBRAZKOBRA и TRU47. Все они из Башкирии и делают мрачный современный хип-хоп, но каждый по-своему.

Еще артистка ray! очень классная. Ей почти не нужно помогать или что-то гострайтить. Она все делает сама и многим даст фору. Могу выделить DOXLEEN. И передаю привет лейблу Voque Audio, который основал мой друг Марсель Тимербаев из Уфы. У них много интересных артистов. 

17 и 18 мая в ДК «Каучук» в Москве состоится первый шоукейс-фестиваль от BandLink, где Томас будет экспертом. Что это за мероприятие?

Артем: BandLink «ШоуКейс» — прецедент в музыкальной индустрии. Все российские стриминги, лейблы, продюсеры культовых фестивалей и артисты соберутся вместе, чтобы помочь молодым ребятам. Новички смогут впервые показать себя перед стримингами и лейблами, для них это огромный шанс.

Редакция фестиваля получила около 2 тыс. заявок от артистов со всей страны, потом их оценивал экспертный совет: Алмас, Saluki, Bahh Tee и десятки других. Они отобрали 30 финалистов, которые выступят на фестивале.

Томас: Что касается моей роли, я послушал многих артистов, дал справедливую оценку. В основном цеплял профессионализм, хорошее отношение к своему делу. Когда человек горит страстью к своей работе, это видно.

Подобные ивенты действительно помогают молодым исполнителям продвигаться?

Артем: Есть большие фестивали типа Motherland, Пикник «Афиши», «Стереолето», но это площадки, где выступают музыканты, которые субъективно нравятся организаторам. Обычно это либо топы, либо артисты среднего уровня. А вот тем, кто пока не очень известен, вход на такие фестивали закрыт. Поэтому «ШоуКейс» от BandLink для них — точка входа в индустрию.

Томас: Вместо того чтобы идти по протоптанным дорогам, организаторы делают что-то новое. Объединяют людей. В наше время это очень ценно.

За что BandLink еще респект — они отслушивают огромное количество артистов и дают шанс любым авторам. Многие фестивали просто не заморачиваются: не слушают новое, не разбираются. А ведь это колоссальная работа — быть в теме, следить за уровнем молодых артистов и открывать новые имена.

Нет впечатления, что новых имен так много, что очень легко потеряться? И вообще, как не стать исполнителем одного хита?

Томас: Если ты пришел ради попкорна и развлечений — это одно. Если ты очень любишь музыку — это другое. Важно оставаться верным себе, даже если признание не приходит сразу.

Вспомните Ван Гога: при жизни он был никому не нужен, над ним смеялись, но, когда он умер, люди по достоинству оценили его работу. Так мир устроен, что кто-то идет и ищет что-то новое, а другие пристраиваются и обгоняют. Но настоящие гении не гонятся за одобрением — они просто создают.

Фото: Даниил Ярощук

В одном из интервью вы говорили, что хотели бы попробовать себя в качестве режиссера или актера. Насколько вы близки к исполнению этой мечты?

Артем: Мы сделали музыку для четырех полнометражных фильмов, все выходили или выйдут в прокат по всей России. Сейчас работаем над саундтреком к сериалу и продолжаем развивать продюсирование для кино.

Томас: Я всегда сам писал сценарии для клипов и придумывал концепции вместе с режиссерами. Кроме того, недавно я прошел кастинг на одну классную роль в сериале на ТНТ, съемки уже скоро. Надеюсь, все пройдет круто!

Не думали создать лабораторию, в которой могли бы сотрудничать молодые музыканты и молодые кинематографисты?

Томас: Об этом пока рановато говорить. Вообще, я хотел бы поступить на курсы режиссуры, чтобы лучше понять эту сферу и расширить свои умения. В будущем, возможно, и создам лабораторию. Как знать?

17 и 18 мая пройдет «ШоуКейс», потом будет большой сольный концерт. Сложно сохранять энергию для сольного творчества, когда нужно менторить молодых артистов?

Томас: Наоборот, я только-только начал получать удовольствие от этого всего, поэтому они скорее дают мне энергию, а не забирают. Я думаю, что я просто не чувствую себя самозванцем уже давно. Я чувствую себя в своей тарелке. Мы 14 лет шли к тому, что имеем сегодня.

Что могу добавить? Последние два месяца я не пью, не курю, занимаюсь спортом, соблюдаю диету и режим. Это помогает не тревожиться и сохранять энергию. Короче, есть очень простой базовый ответ. Нужно следить за собой.

Читайте больше о новом поколении

Авторы
Теги