Стиль
Спецпроекты Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов
Стиль
Спецпроекты Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов
Спецпроекты

Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов

 Культурно-деловой комплекс «Суперметалл»
 Культурно-деловой комплекс «Суперметалл»
В этом материале редакция «РБК Стиль» собрала интересные инфраструктурные объекты, как недавно появившиеся в городе, так и исторические, прошедшие полную реконструкцию

С 1 по 6 ноября проходит первая Московская неделя интерьера и дизайна, в деловой программе выступят признанные российские и зарубежные дизайнеры и архитекторы. Одна из тем — тренды и ключевые вопросы, связанные с наполнением безопасной и комфортной городской среды. Для столицы эта дискуссия особенно важна, поскольку город находится в стадии активного архитектурного развития. 

Основные события Московской недели интерьера и дизайна пройдут в Цифровом деловом пространстве и на ВДНХ, где за последние пару лет после реконструкции открылись несколько интересных павильонов. Уже сейчас на территории парка можно увидеть, например, футуристичные бетонные кольца — опоры для будущей канатной дороги.

Выставки пройдут в павильонах №55 и №57. Среди участников — технологичные российские производители мебели и элементов декора, дизайнерские компании, архитектурные бюро. «РБК Стиль», в свою очередь, предлагает дополнить посещение экспозиций изучением современной столичной архитектуры. Примеры из списка мы попросили прокомментировать Пабло Джонаттана Пухно Бермео, основателя междисциплинарного дизайн-сообщества p.m., и архитектора Анастасию Землянскую, основательницу бюро ANZA.

«Садовые кварталы» — яркий пример того, как должен выглядеть современный жилой комплекс. В основе проекта Сергея Скуратова — принцип комплексной, детально продуманной среды. Особое внимание архитектор уделил озеленению и пешеходным зонам. На первых этажах разместились коммерческие помещения, а парковка полностью спрятана под землю. Визуально «Садовые кварталы» очень разные — отличаются и силуэты зданий, и фасады, и материалы облицовки (хотя основную партию в этом ансамбле исполняет кирпич). Секрет такого многообразия прост: для проектирования отдельных зданий были приглашены разные архитекторы, но за счет общего дизайн-кода их постройки органично дополняют друг друга.

Вот что об этом говорит Пабло Джонаттан Пухно Бермео, основатель междисциплинарного дизайн-сообщества p.m.: «Считаю, что групповой подход к проектированию получился успешным. Архитекторы создали яркую, многообразную среду. Соединение стилобата всех строений мостиками создает впечатление, что здания водят хоровод».

ГЭС-2 — одна из старейших электростанций Москвы. Она была возведена в 1904–1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. В своем первоначальном качестве комплекс проработал до 2006 года. В 2009 году зданию присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014-м его приобрел Леонид Михельсон, владелец компании «Новатэк» и основатель фонда современного искусства V-A-C. Проект реконструкции разработал итальянский архитектор Ренцо Пиано. Снаружи он максимально очистил здание от всех наслоений эпох. На фоне нейтральных светло-серых фасадов выделяются ярко-синие трубы — их используют для забора воздуха. С помощью этого акцента архитектор связал индустриальное прошлое здания и его нынешнюю миссию — знакомить людей с современным искусством, зачастую очень и очень провокативным. Внутри ГЭС-2 — абсолютное торжество белого цвета и воздуха. Выставочные залы здесь дополнены многочисленными общественными пространствами, магазинами и кафе.

«Минимализм молодит: зданию больше ста лет, а выглядит оно чуть ли не самым современным в столице, — считает архитектор Анастасия Землянская, основательница бюро ANZA. — Внутри интересно наблюдать за людьми, особенно детьми — в них столько свободы и искренности во взаимодействии с этим местом».

Фото: рбк

ЖК «Бродский», построенный по проекту архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» на Саввинской набережной, сейчас у всех на слуху. Это яркий пример того, как архитектура может быть продающим фактором, а реализованный объект — ориентиром в панораме целого района. Все благодаря белоснежным фасадам, украшенным арочными проемами. На главном фасаде, обращенном к Москве-реке, мы видим арки разной ширины и разного размера. На верхнем уровне, где расположены пентхаусы, они выше, зато все остальные то сужаются, то расширяются.

«Объект вызывает неоднозначные чувства, — признается Пабло Джонаттан Пухно Бермео. — Мы видим нарочитые, популярные сейчас арки, но при этом фасад напоминает резной белокаменный ажурный элемент из церковной архитектуры. Здание выделяется на фоне соседних построек своим ритмом и чистотой, а в интерьере арки смотрятся очень изящно».

В конце 2021 года на Яузской набережной открылся культурно-деловой комплекс «Суперметалл». Несколько корпусов бывшего Института черной металлургии им. Бардина превращены в офисные здания, а «Цех», где когда-то велась разработка специализированных сплавов, стал визитной карточкой всего проекта. Масштабное лобби этого здания реализовано по проекту архитектора Марии Яско. Небольшие арендные офисы здесь чередуются с общественными пространствами и коворкингом, которые утопают в живой зелени. Ключевым материалом оформления стал, конечно же, металл. Из горячекатаной стали изготовлены предметы мебели, а из кортеновской — отделка стен лобби и ограждения галереи на антресольном этаже.

«Удачный пример того, как современный брутальный дизайн не подавляет, а, наоборот, кажется комфортным и уютным», — считает Анастасия Землянская.

«Хочется отметить довольно уютный двор, — добавляет Пабло Джонаттан Пухно Бурмео. — Амфитеатр в нем практически всегда занят, что расстраивает, потому что хочется задержаться там. Авторы проекта специально оставили разнотипную отделку фасада действующего НИИ».

Бизнес-центр «Земельный» в районе метро «Улица 1905 года» построен по проекту архитектурного бюро UNK. Среди других строений он выделяется белоснежной ажурной оболочкой из металла и уникальным для нашей полосы вертикальным озеленением. Конструкция фасадов — это поэтичная отсылка к гиперболоидам инженера Владимира Шухова. В этом месте она возникла неслучайно — архитекторы отдают дань уважения столь характерной для Пресни индустриальной застройке начала прошлого века. Интересно, что оболочка-сетка имеет неравный ритм: в нижней части 70-метрового здания каждая ромбовидная ячейка растянута на пару этажей, потом она сжимается до одного этажа, а верхний ярус формируют ромбы, ориентированные по горизонтали. Но самое интересное спрятано внутри этих элементов: между сеткой и основным остеклением фасадов архитекторы разместили кадки с подогревом и автополивом, в которые высажен девичий виноград. Предполагается, что со временем зелень полностью обовьет все конструкции фасада, и из белоснежного он будет становиться то зеленым (летом), то огненно-красным (осенью).

«Романтичный образ ажурной башни на фоне кирпичных построек депо. Структура фасада создает эффект муара, что позволило “избавиться” от традиционного главного и заднего фасадов. Здание по-разному раскрывается по мере приближения к нему с разных сторон», — отмечает Пабло Джонаттан Пухно Бермео.

Бизнес-парк «Ростех-сити» — возможно, самый красивый деловой комплекс современной Москвы. И уж точно самый уютный. Авторы архитектурного решения — американское бюро SOM, а адаптацией проекта под российские нормы занималось бюро «Апекс». Создатели сделали ставку на гармоничные пропорции и ультрасовременные архитектурные приемы. Главная доминанта комплекса — 21-этажная офисная башня с панорамным остеклением, благодаря которому она как будто парит в небе. Окружают башню 12 малоэтажных зданий, фасады которых, наоборот, подчеркнуто материальны, поскольку выполнены из металла и кирпича. Более половины территории в «Ростех-сити» отведено под озелененные общественные пространства: удобные мощеные дорожки здесь соседствуют с декоративными водоемами и террасным садом, который оформляет переход с улицы в подземный паркинг.

«Ростех-сити»
«Ростех-сити»

«Домик из кубиков», более известный как апарт-комплекс HILL8 на проспекте Мира, был построен в 2021 году по проекту ABD Architects. Под застройку был выделен сравнительно небольшой участок, так что перед архитекторами стояла непростая задача: обеспечить каждой квартире должную освещенность и приятный вид из окна. Над последним пришлось потрудиться: напротив расположен длинный и не самый привлекательный корпус советского НИИ. Архитекторы придумали частично «отвернуть» свой дом от соседа. Для этого часть окон выполнена в виде эркеров разной глубины: выглядит это как кубики, поставленные друг на друга в шахматном порядке. Облицовка светло-бежевым камнем придает им еще более скульптурный вид, выделяя это здание на фоне остальных.

«Меня впечатляет то, как здание реагирует на свое плотное окружение, — говорит Пабло Джонаттан Пухно Бермео. — Такая композиция могла бы возникнуть в любом городе, в любой точке мира. Понятная и параметризованная архитектура с мотивами, как в проекте RED7 по проекту голландского бюро MVRDV».

И наконец, самая свежая архитектурная премьера Москвы — реконструированное здание хлебозавода №5 на Ходынской улице. Здесь в ноябре откроется центр изучения конструктивизма «Зотов». Несмотря на свою всемирную известность, конструктивизм до сих пор не был представлен у себя на родине ни одной институцией. И вот наконец появилось пространство, в котором будут собирать информацию об этом архитектурном стиле и знакомить с ним самую широкую аудиторию. Что особенно важно, само здание — идеальное воплощение конструктивизма. Хлебозавод был построен в 1931 году по проекту инженера Георгия Марсакова, изобретателя так называемого кольцевого конвейера, позволившего выпекать хлеб быстро, экономично и при этом качественно. Все производственные процессы были организованы Марсаковым по кругу, и именно такую форму получил основной корпус хлебозавода. Теперь бывшие цеха превратились в пространства для мероприятий, выставочные залы, лекторий. За их архитектурное решение отвечало бюро СПИЧ, которое бережно сохранило все подлинные элементы внутренней отделки в том виде, в котором они дошли до наших дней. В результате в интерьерах зафиксированы абсолютно все наслоения времени. Мы видим не только конструктивистскую архитектуру здания как таковую, но и то, как она трансформировалась в процессе эксплуатации.

Реклама, ООО «АГЕНТСТВО МАССИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ»