Спецпроект «Пионер» всем пример: как кинотеатр стал городской достопримечательностью
Спецпроект «Пионер» всем пример: как кинотеатр стал городской достопримечательностью
Материалы по теме
Спецпроект
«Пионер» всем пример: как кинотеатр стал городской достопримечательностью
© Pioner Cinema
За девять лет существования в обновленном виде московский кинотеатр «Пионер» стал настоящим местом силы, привез в Россию Копполу и Бертона и вместе с Mastercard придумал целый фестиваль «Бесценные города в кино». Рассказываем, как так вышло.

«Пионер» до «Пионера»

Один из ведущих архитекторов 1930-1980-х, Зиновий Розенфельд, остро чувствовал главный парадокс советской урбанизации — внимание к локальным нуждам. Построенный им кинотеатр «Пионер» появился в жилом доме на Кутузовском проспекте, 21, в 1953 году как место, где дети смотрели мультики и сказки, пока родители отдыхали по соседству — в доме № 25 с 1949-го работал «Призыв», с более взрослой афишей. Зал «Пионера» на 180 мест был окружен колоннами и оборудован красного цвета креслами, а люстрам в фойе приписывали высокое — хрусталь Баккара — происхождение.

Кинотеатр «Пионер», 1953
© Pioner Cinema

В советские годы, несмотря на удаленность от центра, он стал одним из главных детских кинотеатров города. Здесь постоянно устраивали встречи с известными мультипликаторами, режиссерами и артистами, рассказывали зрителям о мире кино. Однако в конце 1990-х «Пионер» начал хиреть и чуть было не пошел с молотка: директору предлагали превратить его в мебельный салон или ресторан — обычная история для ставших непопулярными залов. Так, «Патриот» на Полежаевской после смены владельца стал вещевым рынком.

Простой закончился в 2008 году, когда на заброшенный, по сути, кинотеатр обратил внимание предприниматель и меценат Александр Мамут: он арендовал здание у города и вместе с давним другом, Романом Абрамовичем, вложил в реконструкцию $ 8 млн.

© Pioner Cinema

 

 

Перестройка

Возрождать «Пионер» доверили архитектурному бюро Wowhaus. Они разрабатывали проект с мая по октябрь 2008-го и закончили строительство год спустя. То, что получилось, дизайнеры называют «одой большому стилю» и возвращением к «исторической планировке», отвечающей первоначальному замыслу архитектора.

Прежде всего пространство кинотеатра разбили на два зала по 84 места каждый. Изменили высоту рядов, обтянули кресла бархатом, отреставрировали созданные по проекту Розенфельда деревянные двери и полностью заменили проекторы и акустику, чтобы можно было смотреть фильмы с пленки или в 3D. Наконец, Wowhaus перепридумало бар: вместо попкорна и газировки появилось кафе «Пион». На втором этаже открылся книжный магазин. Кстати, попкорн здесь не продают вовсе, и эта позиция — кинотеатр без попкорна — важная составляющая философии места.

© Pioner Cinema

15 октября 2009 года обновленный «Пионер» устроил первый показ. Нетривиальный выбор для премьеры — «Первый отряд», героическое аниме про школьников-оккультистов, побивающих фашистов и рыцарей-призраков, — предопределил, как будет складываться репертуар кинотеатра в дальнейшем. Сюда стали приходить за арт-мейнстримом, фестивальными хитами и ретроспективами, до которых большим сетям не было дела.

 

 

Философия

По словам генерального директора «Пионера» Мэри Назари, смысл существования кинотеатра — в сближении русской и европейской культур. Отсюда — членство в ассоциациях Europa Cinemas и CICAE и демонстрация фильмов на языке оригинала, с русскими субтитрами (это, кстати, работает и в обратную сторону: с 2010 года «Пионер» показывает русские фильмы с английскими субтитрами — для живущих в Москве иностранцев). Также «Пионер» — официальная площадка Московского международного кинофестиваля и кинотеатр, регулярно собирающий полные залы на показах «неформата» вроде «Аномализы» Чарли Кауфмана или «Приходит дракон» Мани Хагиги.

 

 

«Пионер» стал первым в России регулярно показывать киноклассику на большом экране. Традиция началась в 2012 году с премьеры отреставрированной версии легендарного фильма «Таксист» Мартина Скорсезе. Позже для таких показов была создана специальная программа — «Наконец-то в кино», объединившая не только отреставрированные и полные режиссерские версии актуальной классики («Бегущий по лезвию», «Однажды в Америке»), но и новинки, не выходящие в прокат в России («Микроб и Бензин», «Любовь 3D»). 

Еще одна важная часть культуртрегерской работы «Пионера» — трансфер в Россию крупнейших мировых режиссеров. С момента открытия в Москву приезжали Отар Иоселиани, Луи Гаррель, Пол Верхувен, Тим Бертон, Фрэнсис Форд Коппола и Изабель Юппер. Вероятно, благодаря этому в 2016 году «Пионер» вошел в список лучших артхаусных кинотеатров Европы. У него одна из самых высоких в мире посещаемость — 35–40%. Для сравнения, средняя посещаемость кинотеатров — около 20–25%.

Изабель Юппер
© Pioner Cinema

 

 

Фестиваль «Бесценные города в кино»

Уже третий год в «Пионере» идет созданный в партнерстве с Mastercard фестиваль «Бесценные города в кино». Начиная с 2016-го здесь каждый месяц показывают фильмы, действие которых происходит в мировых столицах — от «Кэрол» и «Тельмы» до «Леди из Шанхая» и «Только бог простит». Вместе с кинотеатром Mastercard часто устраивает российские премьеры фильмов, на которых авторы и герои представляют работы лично. Так, например, в Москву приезжал Отар Иоселиани, чтобы рассказать о своем фильме «Фавориты луны», Павел Лунгин представлял «Даму пик», Сергей Полунин и продюсер Габриэль Тана — «Танцовщика», а Алиса Хазанова — «Осколки». Мероприятия фестиваля не пропускают режиссеры и актеры, художники и музыканты и другие герои светской хроники, которые запросто могут оказаться в соседнем с вами кресле.  

© Pioner Cinema

Для держателей карт Mastercard в рамках фестиваля «Бесценные города в кино» предусмотрены бонусы и скидки: 5% — при покупке онлайн, и 50% — в кассе кинотеатра в день премьеры и при наличии карты Gold Mastercard®, Platinum Mastercard®, World Mastercard®, World Mastercard Black Edition® или World Elite Mastercard®.

 

 

Сайд-проекты

«Пионер» иногда называют сетью, принимая во внимание две его летние площадки — в Парке Горького (на 400 зрителей) и Сокольниках (на 300 мест), работающие с мая по октябрь, а также кинотеатр «Художественный», который откроется в 2019 году. Днем пространство летних кинотеатров часто используют для лекций, концертов или спектаклей. Расширилось с годами и кафе «Пион»: в парках появились дополнительные кафе-киоски, а с 2016-го в Сокольниках работает полноценный крафт-бар с отдельной верандой.

Словно в продолжение идей Розенфельда, с 2016 года «Пионер» стал заниматься программой для детей. По воскресеньям они с родителями смотрят классику и новинки, а потом обсуждают увиденное с режиссерами и артистами и занимаются с преподавателями Центра современного танца ЦЕХ.

Наконец, в очередной раз перезапустился местный книжный. На смену партнерам — от «Республики» до «Омнибуса» — пришел уже собственный Pioner Bookstore. Продажей книг дело не ограничивается: здесь проходят мероприятия лектория Pioner Talks (в числе последних гостей — журналист Александр Кушнир и филолог Олег Лекманов) и встречи запойных читателей Pioner Reads. На них обсуждают главные книги момента: от «Памяти памяти» Марии Степановой до «Людей среди деревьев» Ханьи Янагихары.

Книжный Pioner Bookstore
© Pioner Cinema

По всему выходит, что «Пионер» сейчас ближе других московских залов подошел к идее кинотеатра как клуба и всерьез занялся формированием собственного сообщества, для которого поход на фильм Пола Томаса Андерсона не заканчивается с финальными титрами. «Пионер» сейчас можно считать местным бюро мер и весов, эстетической инстанцией, с которой сравнивают новые начинания в этой сфере. Впечатляющее достижение для такой короткой пока истории.