#пронауку: ядерные взрывы 40-х годов помогли выявить поддельную картину
Много лет ученые совершенствовали способы определения возраста и подлинности картин с помощью радиоуглеродного анализа. Теперь группа исследователей сообщила, что сумела определить дату создания картины с помощью анализа фрагмента краски размером с маковое зерно, пишет The New York Times.
Метод радиоуглеродного анализа был предложен химиком Уиллардом Либби в 1946 году. Он основан на измерении содержания в материале нестабильного радиоактивного изотопа C-14 по отношению к стабильным изотопам углерода и позволяет определять возраст различных объектов — в том числе окаменелостей, наскальных рисунков, пергамента и даже человеческих останков.
Нестабильный углерод-14 возникает естественным путем, когда космические лучи сталкиваются с атомами азота в атмосфере. Однако испытания ядерных бомб в середине XX века резко увеличили количество радиоактивных изотопов. Только за десятилетие после начала первых испытательных бомбардировок число изотопов радиоактивного углерода удвоилось. Это заставило США, Великобританию и СССР подписать Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в 1963 году.
Грибовидное облако, образовавшееся в процессе ядерных испытаний на атолле Бикини в Тихом океане
«Эти взрывы дают уникальную подпись. Найти ее можно в самых разных материалах, это просто невероятно. Хотя и не очень хорошо, разумеется», — отметила ведущий автор исследования Лаура Хендрикс. Ее коллега — профессор Грег Ходжинс из Аризонского университета — добавил, что эффект от испытаний атомных бомб можно сравнить с переводом часов на 5 тыс. лет вперед — столько бы понадобилось космическому излучению, чтобы «насытить» земную атмосферу углеродом-14 без человеческого вмешательства.
Так или иначе, испытания ядерных бомб оставили след во всем, что жило или умерло после 1963 года, включая древесину и другие материалы, которые могут стать основой для произведения искусства, а также в веществах, используемых для связки пигментов в краске.
Теперь этот след помогает ученым определять возраст различных объектов и, как выяснилось, даже устанавливать подлинность произведений искусства. Первый результат — успешная датировка полотна «Сара Хонн», написанного фальсификатором Робертом Троттером, который указал в качестве даты создания картины 5 мая 1866 года. На самом деле Троттер написал ее в 80-х годах.
Для анализа понадобилось всего 160 микрограммов красочного слоя — органических пигментов и связующего вещества с картины. В качестве последнего Троттер использовал куриные яйца и животный клей. Фальсификатор действительно знал свое дело и подделывал картины на старинных холстах. Для «Сары Хонн» он подобрал холст, датируемый началом XVIII в. — XIX в. Но связующее вещество выдало подделку, и ученые определили две возможные даты ее написания: либо 50-е, либо 80-е. Первый вариант исключили сразу, поскольку Роберт Троттер родился в 1954 году.
Хотя метод радиоуглеродного анализа выглядит эффективным, он не станет панацеей от подделок. «Это важный прорыв, но не волшебное средство», — подчеркивает Грег Ходжинс. Эксперименты с изотопами по умолчанию разрушительны для произведений искусства, несмотря на то что команде ученых удалось свести степень вмешательства в исследуемую картину к минимуму.
К тому же «польза» от ядерных испытаний тоже постепенно растворяется. Уровни углерода-14 в атмосфере Земли постепенно снижаются. В будущем метод радиоуглеродного датирования будет эффективен только в сочетании с другими способами определения возраста материала.