Стиль
Впечатления «Нет уверенности в том, что современные украшения будут востребованы в будущем и станут дороже»
Стиль
Впечатления «Нет уверенности в том, что современные украшения будут востребованы в будущем и станут дороже»
Впечатления

«Нет уверенности в том, что современные украшения будут востребованы в будущем и станут дороже»

Фото: Пресс-материалы
12 мая в Женеве пройдет аукцион Sotheby’s «Великолепные и аристократические ювелирные украшения». «РБК Lifetstyle» встретился с Даниэлой Машетти, главным специалистом по ювелирному искусству Sotheby’s, и выяснил, какие драгоценности сегодня в цене.

Вы уже давно работаете в ювелирном департаменте Sotheby’s. Как изменился аукционный бизнес за это время?

Я пришла в Sotheby’s в сентябре 1980-го, так что готовлюсь отметить свое 35-летие (смеется). Прежде всего выросли объемы продаж — мы выставляем на торги значительно больше лотов. Еще один момент касается стремительного роста стоимости цветных бриллиантов. Когда я начинала работать, у нас с трудом набиралось один-два цветных бриллианта бледно-желтого или бледно-розового цвета. У них не было сертификата цвета, да его особенно никто и не требовал. Публика стала значительно более знающей и искушенной, так что сегодня мы включаем в наши каталоги только вещи безусловной ценности и качества камней, дизайна, производства. Сегодня значительно труднее продать обыкновенное украшение без клейма, чем 20 лет назад, — рынок стал очень сведущим и образованным.

 

В чем особенности нынешних торгов?

Каталог ближайшего аукциона получился особенно разнообразным. Каждая вещь из 502 представленных на нем — высочайшего уровня. И многие из них мне очень нравятся.

 

А что в первую очередь?

Драгоценный объект Cartier — несессер с кораллами в стиле ар-деко. Почему — не могу ответить, для меня это как любовь с первого взгляда. Еще отмечу необычный своей трехмерной структурой браслет Boucheron из рубинов и бриллиантов — особенная вещь для производства начала 1920-х. Если говорить о важных камнях, то я влюбилась в розовый бриллиант насыщенного и очень женственного оттенка весом 8,72 карата. Наш каталог разделен на секции: в одной собраны миллионные драгоценности, в другой — ценой в сотни тысяч, потому что это редкие вещи. Но высокое качество присутствует и в более простых украшениях. Одно из них — колье Bulgari из четырех рядов Tubogas с четырьмя монетами. Чаще встречаются Monete с одним-двумя рядами и одной монетой, и всего однажды я видела колье из пяти рядов, так что это украшение — тоже коллекционная вещь.

 

Что самое интересное в плане провенанса?

Думаю, что это коллекция украшений семьи Роксбург (благодаря присутствию украшений с подобным происхождением аукцион и получил второе имя «аристократический» — Прим. ред.). В ней несколько фантастических тиар, в том числе необыкновенная вещь от Cartier 1930-х. Несколько лет назад из этой же частной коллекции мы продали великолепное колье из рубинов и бриллиантов. Приятно видеть, что остальная ее часть тоже пришла к нам. Не могу гарантировать лично, но по крайней мере эксперты GIA утверждают, что розовый бриллиант ведет свое происхождение от принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта. Она была очень умной и образованной дамой своего времени, держала салон в Париже, увлекалась украшениями и очень гордилась своими красивыми пальцами. Приятно думать, что их украшал такой великолепный камень.

 

Есть ли среди владельцев нынешних украшений известные коллекционеры?

Конечно, есть, но мы не разглашаем их имена. В некоторых случаях, если владелец — физическое лицо, в каталоге мы можем указать «собственность мужчины» или «женщины». Аукционному дому Sotheby’s из этих украшений ничего не принадлежит.

 

Вы специально формируете коллекцию для торгов или в нее попадают случайные объекты?

Мы составляем каталог торгов и делаем это дважды в год — в мае и ноябре, так что подготовка к ним занимает полгода. Для нас всегда большой вопрос: как будет выглядеть следующий каталог? Не мы решаем, что выставить на торги, — лоты предоставляют наши клиенты. Хотя мы можем отчасти регулировать этот процесс: например, я не поставлю в один каталог два колье похожего дизайна, они будут спорить друг с другом.

 

Что сейчас пользуется у публики особым спросом? Что вы можете сказать о ее ювелирных вкусах?

Стиль ар-деко был и остается бестселлером, сегодня его покупают еще больше, чем 30 лет назад. Мы наблюдаем возвращение украшений 1980-х в стиле Bulgari, Marina B — в ту эпоху это были модные вещи, а в 2000-х их почти невозможно было продать, слишком много в них было желтого золота, слишком это были объемные, заметные украшения, непопулярные в годы минимализма. В последние пять-шесть лет мы видим растущий интерес к имени Suzanne Belperron. За последние три года мы выставляем ее украшения в третий раз — сегодня в нашем каталоге кольцо из горного хрусталя с октагональным бриллиантом, перстень с багетными бриллиантами, уложенными по принципу паркета. Бельперрон никогда не подписывала своих украшений, говоря: «Мой дизайн — моя подпись». Это привело к тому, что после смерти ее имя было почти неизвестно — впервые оно прозвучало на аукционе драгоценностей герцогини Виндзорской в 1987 году. Прошло еще 20 лет, и сегодня ее инновационный дизайн неимоверно популярен.

 

Почему вообще так получается, что некоторые стили и дизайнеры проходят совершенно незамеченными, а через какое-то время вдруг становятся очень востребованными и стоят миллионы?

Именно это и делает мою работу захватывающе интересной. Если бы я могла предвидеть или предсказать, каким будет вкус завтра, мне было бы скучно работать. Вкус течет и меняется. В начале 1980-х объемные золотые украшения 40-х пользовались спросом — а сегодня нет. Украшения 1960-х с неровными заостренными краями, будто ощетинившиеся, сегодня популярны, а в 1980-х их никто не покупал. Еще один пример: натуральный жемчуг в 1980-е продавался очень мало, никто им всерьез не интересовался. 35 лет спустя эстимейт жемчужных колье растет год от года, увеличиваясь на порядок, доходя до пары миллионов долларов и даже выше за некоторые колье. Что сегодня можно считать инвестицией? Это подписные украшения больших марок Carier, Van Cleef & Arpels, Boucheron, выпущенные до 1970 года, отличного качества и оригинального дизайна. Так что, если вы счастливая обладательница Cartier образца 1960-х, через несколько лет ваша вещица подорожает в 10–15 раз — потому что ювелирный дом уже не выпускает предметы того же дизайна. С годами на рынке их появляется все меньше, они становятся редкостью.

 

Таким образом у современных украшений нет никаких шансов стать лотом достойного аукциона?

Нет, шанс есть, но нет уверенности в том, что они будут востребованны в будущем, что их цена вырастет. Сейчас сложно что-либо утверждать — должно пройти достаточное количество времени. Хочу еще отметить, что сегодня производится значительно больше украшений, чем в 1960-х, рынок сильно разросся вширь — теперь покупательская сила и деньги сосредоточены в значительно большем количестве рук, чем в прошлом. Спрос на украшения растет, и марки готовы производить значительно больше браслетов или колец, чем в полвека назад.

 

Каков потенциал ювелирного аукциона?

Думаю, огромный. У людей всегда будет потребность продавать украшения — и не только потому, что им нужно выручить деньги. Очень часто клиентам перестают нравиться их вещи, либо они получили наследство, которое не отвечает их стилю, либо коллекционеры со стажем решили продать свои первые маленькие объекты, чтобы купить что-то значительное. Причин может быть сколько угодно.

 

По каким причинам люди сегодня покупают ювелирные украшения? Крупные камни, бренды, инвестиции?

Вы сами назвали основные резоны, которыми руководствуются люди. Конечно, мой идеальный клиент — человек с большим вкусом и с большими деньгами. Таких, к сожалению, совсем немного. Тот, кто купит кольцо Cartier с потрясающим бирманским рубином в 25,59 карата (его называют «Восходящее солнце»), скорее всего, коллекционирует камни, а тот, кто приобретет брошь-птицу Sterle из лабрадорита, — человек стиля, харизмы, он коллекционирует дизайн. Есть «нишевые» коллекционеры — собиратели отдельных имен или стилей. А некоторые клиенты приходят на аукцион, потому что им нужно купить кольцо для помолвки. Такое тоже случается!

 

Какова судьба непроданных лотов?

Они остаются в собственности клиентов. Мы разбираемся в причинах, анализируем ситуацию, пересматриваем эстимейт, предлагаем выставить на следующих торгах. За участие в торгах клиент платит только в случае успешной продажи.

 

Как вы рассчитываете эстимейт украшений?

Всегда по-разному. Так, стоимость великолепного ожерелья Ivresse от Cartier складывается из качественных характеристик бриллиантов (в нем девять крупных камней, общий же вес всех бриллиантов — больше 190 каратов) и высчитывается математически. Есть предметы, для которых мы пытаемся найти аналоги для сравнения. А если аналогов мало или нет совсем, цена будет высока, как, например, на скульптурный браслет Boucheron.

 

Есть ли какие-то заветные украшения, которые вы мечтаете подержать в руках?

Конечно, и они находятся в Алмазном фонде Московского Кремля. Там хранятся драгоценности Романовых, среди них брошь-букет из цветных бриллиантов. Это мечта всей моей жизни — прикоснуться к этим сокровищам, ничего подобного нет ни в одном музее мира. Чудо, что они уцелели, не только пережили революцию 1917 года, но и вообще за 200 лет сохранили все свои камни и дизайн. Надо сказать, что в прошлом бриллианты были крайне редки и дороги. Вплоть до 1723 года существовал единственный источник бриллиантов — Индия. Через полстолетия месторождения бриллиантов открыли в Бразилии. Грандиозные изменения рынка наступили с открытием шахт в Южной Африке — именно они позволили ювелирам творить новые украшения, не разрушая старые. Материала стало достаточно.

 

Через день после ювелирного аукциона Sotheby’s аукционный дом Christie’s проводит торги с похожим названием «Великолепные драгоценности». Есть ли между вами разница?


Никакой разницы нет, мы прямые конкуренты. Там есть сотрудники, которые занимают такую же должность, как и у меня, которые общаются с клиентами, уговаривая их выставить вещь на продажу или убеждая приобрести что-то ценное. Но мне кажется, мы лучше (улыбается) — иначе бы я не работала здесь столько лет.

 

Опишите ваши персональные вкусы в плане украшений.

Когда-то я с уверенностью говорила, что люблю только стиль ар-деко или украшения Castellani & Giuliano. Сегодня я выбираю любой стиль, лишь бы вещь была красивой и качественно сделанной. Очень люблю работы Шлюмберже. Часто ношу серьгу в виде птицы — ее дизайн придумал специально для меня мой друг и коллега Дэвид Бенетт. В отличие от меня, археолога по образованию, он учил философию и разбирается в астрологии, а потому отлично знает, какие камни подходят именно мне.

 

 

 

 

 

 

 


Дамский несессер Cartier, 1925. Золото, перламутр, эмаль, кораллы, изумруды, жемчуг, бриллианты.
Эстимейт $115 000—165 000

 

 

 

 

 


 Кольцо с уникальным розовым бриллиантом весом 8,72 карата (камень имеет сертификат GIA). 
Эстимейт $14–18 млн

 

 

 

 

 


Кольцо с бирманским рубином «Восходящее солнце» весом 25,59 карата и бриллиантами Cartier.
Эстимейт $12–18 млн

 

 

 

 

 


Браслет с рубинами и бриллиантами Boucheron.
Эстимейт $400 000 — 700 000

 

 

 

 


Бриллиантовое колье Ivresse Cartier.
Эстимейт $6–10 млн

 

 

 

 


Бриллиантовая тиара Cartier, 1930-е, из собрания герцогини Роксбургской.
Эстимейт $ 300 000—500 000