Основательница Caviar Jewellery — о ценности бижутерии и «царских» коронах

Ольга Базарова
Еще 15 лет назад рынок украшений был биполярным: на одном полюсе — драгоценности из золота и бриллиантов от известных брендов, на другом — бижутерия анонимных массмаркет-марок. Дизайнер Ольга Базарова нашла свой путь: она создает бижутерию по всем канонам ювелирного дела.
Ценность украшений ее бренда Caviar Jewellery — в уникальности дизайна, а не в граммах драгметаллов и каратности камней. Название компании Ольга Базарова объясняет так: «Икру, как правило, пробуют в небольшом количестве и смакуют. То же самое с украшениями: это штрих к образу, небольшой, но достаточный, чтобы произвести вау-эффект».
Бренд называется Caviar Jewellery. А икру-то вы любите?
Да.
С детства?
Нет, конечно. Она стала доступна мне уже в зрелом возрасте. И если по-честному, то в детстве ее вкус невозможно оценить по достоинству.
Красная или черная?
Чем старше, тем увереннее движемся от красной к черной. На вечеринке в честь открытия нашего магазина угощали всех черной икрой, «как большие», по высшему разряду.
Почему вы с самого начала выбрали жанр бижутерии?
До того как запустить свой бренд и полностью в него погрузиться, я работала байером в модном концепт-сторе. Еще в начале 2000-х меня поразили украшения Lanvin — дорогие и красивые вещи, притом не ювелирные. И я поняла: это работает и формирует образ. Так я выбрала свою нишу более доступных, но качественных изделий, которые легко носить и комбинировать, легко перевозить через границу, легко покупать без необходимости долго копить. В России ничего подобного не существовало. Кроме того, мне предстояло сломать многие стереотипы, связанные с бижутерией.
Какие, например?
Долгое время многие, и я в том числе, относились к бижутерии как к одноразовой вещи: сломалась — выбросил. Но в последние годы восприятие изменилось: бижу больше не бросовый товар категории массмаркет, а долговечные вещи. Да, она стоит дешевле ювелирных изделий, но вместе с тем и не копейки. Ее можно сочетать с настоящими ювелирными украшениями, и они не противоречат друг другу. Наконец, главное: уровень качества бижутерии может и должен быть высоким. В этом наша большая работа. Я хорошо помню момент (это было лет восемь назад), когда поняла, что моим немногочисленным на тот период клиентам важна не ценность материала, а визуальное восприятие, дизайн, качество работы. Как вещь выглядит, а не из чего она исполнена.

Caviar Jewellery носят подолгу?
Годами. Была у нас такая история: пришла девушка и принесла колье семи-восьмилетней давности с просьбой привести его в порядок. Некоторые мои сотрудники уже позабыли эту линию, а кто-то ее даже никогда не видел — так давно это было. В общем, готовый экспонат для музейной коллекции. Caviar Jewellery работает по принципу полноценных коллекций с широким ассортиментом: кольца, серьги, моносерьги, каффы, браслеты, колье. Все наши коллекции востребованы и непрерывно пополняются, дизайн остается актуальным, и вещи из разных сезонов легко миксуются между собой. Все это импонирует клиенту: можно легко освежить гардероб украшений, не расставаясь с полюбившимися вещами, а просто дополнив имеющиеся позиции.
С какими материалами вы работаете?
Мы используем ювелирную латунь — особый сплав на основе меди и цинка. С серебром не работаем, так как это уже ювелирный сегмент. Мне хотелось, чтобы мои изделия смотрелись как настоящие украшения, этого эффекта мы долго добивались методом проб и ошибок. Ювелирная латунь довольно пластична и прочна в носке, хорошо паяется и не так сильно окисляется. Но к покрытиям этот материал привередлив: белым родием или позолотой приходится покрывать в несколько слоев, как слоеный пирог. Для цвета наносим нанокерамику. В качестве вставок используем фианиты, используем нанокристаллы, ювелирное стекло. Закрепка мелких нанокристаллов визуально напоминает зернистую фактуру икры.
Бижу больше не бросовый товар категории массмаркет, а долговечные вещи.
В целом цветовая гамма Caviar довольно сдержанная?
Все коллекции существуют в белом цвете и в глубоком, мягком сером — это мой выбор. Серых фианитов не существует, поэтому мы пришли к нанокристаллам. У них иная кристаллическая решетка, нежели у фианитов, их можно окрашивать в сложные цвета. Вообще, с цветом работать трудно: много ограничений. Некоторые кристаллы невозможно окрасить, другие меняют цвет при нагревании. Так что идет постоянный экспериментальный процесс.
Насколько я понимаю, этапы и приемы создания бижутерии те же, что и в классическом ювелирном деле?
Абсолютно. Свои идеи я воплощаю в рисованных от руки эскизах, потом 3D-дизайнер переводит их в объем, и начинается процесс моделирования. С чистой геометрией проще, с природной пластикой — значительно сложнее. Последнюю коллекцию, «Больше чем любовь», пришлось слепить, чтобы дизайнер правильно представила ее в объеме. Когда модель согласована, мы выращиваем ее в полимере. На каждом этапе я лично оцениваю, отражает ли модель мою задумку. И все это — еще до процесса литья из латуни, который сам по себе индивидуален для украшений разных типов. Плюс изготовление резинок (резиновых пресс-форм) и восковок.
Путь разработки коллекции от момента задумки до финального исполнения занимает от трех месяцев до полугода, и каждое изделие в ней получает свою техническую карту с последовательностью этапов работы. Кстати, многие из них выполняются вручную, как, например, полировка и закрепка камней. У нас и инструменты чисто ювелирные: штихели, надфили, полировальные станки, микроскопы. Есть, правда, и лазерная машина для пайки самых мелких деталей.

А как быть с себестоимостью? Она получается довольно высокой, если на работу уходит столько человеко-часов.
Дешевая бижутерия — это еще один стереотип. Могу сказать, что самая недорогая (и самая ходовая) позиция у Caviar — это каффы по цене 4–15 тыс. руб. Серьги стоят от 8 тыс. руб. Дороже всего обходятся шейные украшения — в районе 40 тыс. руб. Заметила, что часто первой покупкой становятся серьги Mystery Mist — это прямо наша ДНК. Очень популярны почти все каффы из разных коллекций. Это массовая история, часто вижу их на улицах города.
Вы лично знаете многих ваших покупателей. Кто они?
На открытии нашего магазина в Петербурге год назад я за несколько часов увидела массу покупателей, которых раньше не встречала. Это абсолютно разные женщины — от юных 20-летних до взрослых 40+, 50+. Есть ощущение, что классическая индустрия моды, дизайнерская одежда и обувь созданы для молодых, тонких-звонких. Более зрелым женщинам эти вещи кажутся слишком модными, молодежными, легковесными, что ли. И вот когда я увидела, что среди клиентов Caviar есть взрослые состоявшиеся люди и им наши украшения подходят — по размеру, по весу, по значимости, — я была приятно удивлена и вдохновлена.

Как вообще вы начали дистрибуцию?
Это было давно. В 2016 году Podium Market первым заказал большую партию и начал активно нас продавать. И именно у него мы научились партнерству — взаимодействию с компанией, которая за комиссию продает наши изделия своим клиентам на своих торговых площадях. Этот бизнес многому учит, особенно на первых порах. Не стоит поддаваться эйфории от того, что тебя начинает продавать крупный мультибренд: необходимо внимательно изучить, кому ты доверяешь товар, удостовериться, что партнер порядочный и четко исполняет свои обязательства, и в случае чего реагировать быстро. Иначе может пострадать твое дело, пока ты еще являешься мелким игроком.
В Poison Drop мы заходили дважды. Наша первая коллекция, True Love, с мотивом колючей проволоки, не зашла совсем: продажи на нашем сайте и в шоуруме шли хорошо, а в Poison Drop — вообще никак. Мы тогда работали вдвоем (это сейчас на производстве шесть человек), стока не было, так что мы оперативно свернули сотрудничество. И возобновили его через несколько лет, когда и сами подросли, и Poison Drop еще более окреп. Сегодня это наш самый крупный партнер — и коммерческий, и творческий (мы делаем с ним коллаборации). Следующим важным шагом стал ЦУМ: нам дали большой объем продаж, повысили нашу узнаваемость, укрепили репутацию. Именно у таких партнеров ты учишься масштабировать бизнес: наращивать объемы и не терять в качестве. Я очень им благодарна.





Коллекция «Больше чем любовь»
Коллекция «Больше чем любовь»
Коллекция «Больше чем любовь»
Коллекция «Больше чем любовь»
Коллекция «Больше чем любовь»
За счет чего возможен эффективный рост?
За счет разумного расширения производства. Мы начинали вдвоем с партнером в крошечном шоуруме площадью 10 кв. м, с окошком под потолком. У нас стояло два верстака, за которыми мы оба работали, плюс горелка и полировальный станок. Пару лет назад построили в Петербурге большое пространство в 300 кв. м, с запасом, на вырост. Объединили офис, производство, наши рабочие кабинеты, склад. Все — как в моей мечте об идеальной фабрике. У нас есть, например, столовая, место для деловых встреч, комната с полками книг. Фабрики вообще вызывают у меня священный трепет, когда я вижу, какая огромная работа проделана с мыслью о сотрудниках и заботой об их комфорте.
И это особенно ценно, когда все производится в срок и в нужных объемах. Сегодня в месяц мы в среднем выпускаем 1200 изделий — кафф можно сделать за час, а на колье требуется до нескольких дней. И все равно мы всегда догоняем спрос. Пытаемся наладить эти процессы.

Вы больше предприниматель или творческая единица?
И то, и то. Другой вопрос, что я очень устаю от задач, связанных с выстраиванием рабочих процессов, и разговоров с сотрудниками. А творчество — мое естественное состояние, в нем я веду внутренний диалог и от этого не устаю никогда. При этом я отлично понимаю, что в бизнесе не бывает чистых творцов. Украшение не арт-объект, а утилитарная вещь, и творец не должен отрываться от реальности. Мне важно общаться с клиентами, считывать информацию с живых людей, чтобы мои вещи стали частью их обыденной, повседневной жизни.
В бизнесе не бывает чистых творцов.
Говорят о модных трендах, а применительно к бижутерии это справедливо?
Конечно, бижу работает в сочетании с модой. Как только мы начинаем носить большие свитеры или, наоборот, маленькие жакетики, мы по-другому украшаем себя — шею, руки. Сейчас хочется объема, крупных акцентных украшений, таких как пухлый браслет или заметные серьги. При этом размер не отменяет лаконичности. Таковы, например, наши «дутые» украшения Bubble World. Кстати, впервые коллекция исполнена из металла без камней.
Почему бутик совместили с кофейней? Это такая питерская фишка?
Еще до пандемии я мечтала о возможности пригласить покупателей в собственное торговое пространство (а не только в шоурум по предварительной записи). Хотелось, чтобы было больше поводов туда зайти, необязательно для шопинга: заглянуть на чашку кофе, с кем-то встретиться, подождать девушку, которая примеряет украшение. В общем, это своего рода гостиная, куда мы в том числе привлекаем новых посетителей. За чашкой кофе они узнают, что, оказывается, в кофейне есть магазин украшений. Так о нашем продукте узнают все больше людей. Задумка сработала: трафик вырос и продажи тоже.

В магазине Caviar Jewellery
А сами что берете в кофейне?
Капучино на обычном молоке и круассан. У нас прекрасные круассаны с домашним вареньем и маслом. Для меня это целый ритуал. И все в моем любимом пространстве — как будто к бабушке в гости пришла.
Будет ли бутик в Москве? Какие еще планы на будущее?
Я мечтаю об этом. Но нужно серьезно подготовиться и наладить операционные процессы. В столице клиентов много, так что необходимо еще нарастить производство. Большая и интересная жизнь происходит на маркетплейсах, я верю в потенциал этого рынка. Платформа «Яндекс Ultima» творит фантастические вещи, меняет наше восприятие, там представлены все премиальные модные магазины, и Caviar Jewellery тоже. А еще я хочу сделать ювелирную коллекцию из золота с лабораторными камнями. Уже побывала на выставке в Гонконге, посмотрела на «лэбы» и вижу в них будущее индустрии украшений.
У вашей компании большой опыт сотрудничества в области кино и театра. Расскажите об этом.
Первым проектом стал кинофильм «Матильда» Алексея Учителя 2017 года. На съемках я познакомилась с костюмером Надеждой Васильевой (работала художником на всех фильмах режиссера Алексея Балабанова, своего мужа). Ей понравились мои идеи, но мы совершенно не представляли, ни как будем производить этот «царский» реквизит, ни во что нам это обойдется. Чистая авантюра. Нам заказали Малую императорскую корону (ее носила в фильме Ингеборга Дапкунайте), Большую императорскую корону и царские регалии.
Проект длился около полутора лет, мне было страшно интересно. Для нас делали детальные съемки в Алмазном фонде, я штудировала книги по истории русского ювелирного искусства. Помню, как нам позвонили со съемок и сообщили, что шипы ограненных фианитов по внутреннему ободу императорского венца впиваются актеру в голову. Я понимаю, что нужно срочно переогранить 30 крупных камней. В другой раз звонит продюсер, и выясняется, что необходимо изготовить еще одну Большую императорскую корону, потому что первую (а мы ее делали восемь месяцев) пришлось подарить какому-то высокопоставленному лицу, а съемки еще не закончены. В итоге сделали вторую, но она оказалась не идентичной и в кадре была видна разница.
Леонид Ярмольник носил нашу корону в фильме «Летучий корабль» — первоначальный вариант оказался ему маловат, так как не учли, что венец надевался на парик. А в «Коньке-горбунке» пришлось корону серебрить и дополнительно покрывать патиной, чтобы в кадре она не смотрелась плоско.

Ингеборга Дапкунайте в копии Малой императорской короны, кадр со съемок фильма «Матильда»
Получается, вы специалист по изготовлению корон для кино?
Похоже, что так. Всего мы сделали 13 корон. Самой сложной оказалась первая — Большая императорская. Остальные были более сказочно-декоративными. Это был бесценный опыт. Мы научились работать с крупными сложными формами, досконально изучили технологию литья, открыли для себя массу производственных тонкостей. И вообще, одно дело — создавать украшения для клиентов и совсем другое — становиться частью чего-то большого и важного, приобщаться к истории и масштабному творческому процессу. Таких проектов у нас не было уже давно.

Короны, сделанные Caviar Jewellery для фильма «Матильда»
Что вы посоветуете выпускникам дизайнерских вузов, которые подумывают о своих брендах?
Несколько недель назад я сидела на защите ювелирных дипломов в Британке (Британская высшая школа дизайна). В выступлениях было очень много про смысловую глубину коллекции, сторителлинг, но про застежку на колье многие подумать забыли. А ведь это намного важнее: украшение не сможет существовать без этой детали. Прикладные утилитарные аспекты столь же важны, сколь и красота, которую ты нарисовал в эскизе. Людям нужны вещи красивые, качественные: они будут формировать вкус, украшать жизнь. И это должны быть настоящие, реальные вещи, а не выдуманные, фантазийные арт-объекты.













