Стиль
Герои Как Юлия Коровкина создала бизнес на выборе блюд по настроению
Герои

Как Юлия Коровкина создала бизнес на выборе блюд по настроению

Юлия Коровкина

Юлия Коровкина

Food2mood обещает избавить клиентов от мук выбора и одновременно помочь бизнесу увеличить чек. Проект уже тестируют в кафе и ресторанах и готовят к масштабированию

Стартап-предпринимательница Юлия Коровкина училась на втором курсе Финансового университета при Правительстве РФ, когда ей пришла мысль создать IT-стартап по подбору блюд в ресторанах по настроению. От идеи до ее осуществления и создания food2mood прошло всего полгода. Первый пилотный запуск команда проекта сделала в студенческой столовой своего университета. «Я благодарна Финансовому университету за возможность первого пилотного запуска, — говорит Юлия Коровкина. — Особые слова благодарности хочется выразить доктору экономических наук Светлане Дмитриевне Юшковой. Она была первой, кто поверил в меня и мой проект». Сейчас стартап набирает обороты и ведет переговоры по интеграции с крупнейшими игроками ресторанной индустрии и продуктового ретейла.

Кстати, «Сбер» помогает молодым предпринимателям как на старте, так и при масштабировании бизнеса. Банк запустил акцию «ИЗЗЗИ Бизнес», которая делает начало пути максимально простым.

Зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет можно буквально в пару кликов прямо в приложении «Сбербанк Онлайн». И это полностью бесплатно.

А чтобы можно было сразу сосредоточиться на развитии своего дела, за открытие счета каждый молодой предприниматель может подключить онлайн-бухгалтерию на полгода за 0 руб. Это поможет рутину делегировать банку, а предпринимателю — сосредоточиться на развитии.

Еще одна фишка в «Сбере» — это сервис консультаций с менторами. Для новичков это возможность прокачать свою идею или бизнес на онлайн-встрече с опытным предпринимателем, задать ему интересующие вопросы, получить обратную связь. Да, вести бизнес непросто, но со «Сбером» — на ИЗЗЗИ!

  • По образованию Юлия экономист, в этом году окончила бакалавриат по направлению «Корпоративные финансы». Сейчас учится в Бизнес-школе МФТИ и параллельно в НИУ ВШЭ.
  • Свои первые переговоры команда проекта провела с администрацией родного вуза, столовой и корпуса для организации доступа студентов из других учебных заведений.
  • Инвестиции в проект — первые 200 тыс. руб. — Юлия внесла из личного бюджета, затем стартап получил 300 тыс. руб. от Росбанка и Финансового университета в качестве поддержки социально значимых проектов. Затем выиграли грант 1 млн руб. от Фонда содействия инновациям по программе «Студенческий стартап». На данный момент команда ищет smart-money-инвестора.
  • Food2mood выделяет для себя две целевые аудитории: молодежь 16–27 лет обоих полов и женщины 30–38 лет с уровнем дохода выше среднего. Их интересуют вопросы питания, связанные со здоровьем, противопоказаниями, аллергией на определенный ингредиент и возможность пользоваться предоставленным решением с учетом автоматизации процесса и сокращением времени на выбор блюда.
  • Плюс системы в том, что она может работать и автономно, и в связке с персоналом, подсказывая сотруднику общепита, как лучше обслуживать гостя. Это дает большое поле для новых смежных проектов и креативных идей.
  • Продвижение и узнаваемость технологии среди пользователей осуществляется через бизнесы общественного питания, которые внедряют кастомизированное white-label-решение в свою работу. Их сотрудники активно предлагают гостям воспользоваться системой персональных рекомендаций: «Ресторанам и кафе выгодно привлекать клиентов в нашу систему персонализации. Это их база», — говорит Юлия Коровкина.

«Для меня, как и для других людей, довольно распространенная проблема: что выбрать из меню?»

Идея проекта появилась у меня два с половиной года назад. Я очень долго ждала в ресторане знакомого и не могла определиться с выбором блюда. Официант, к сожалению, не смог мне помочь. И я подумала, что было бы идеально, если бы существовал умный цифровой помощник, который бы знал мои вкусовые предпочтения, противопоказания, что я беру в ресторанах, какие отзывы оставляю. И на основе этой информации мог бы посоветовать мне блюдо из меню ресторана, в который я пришла. Я изучила рынок и спрос, есть ли вообще такая проблема? Со своей первой командой мы провели исследование, и оказалось, что более 75% посетителей кафе и ресторанов испытывают сложности при выборе еды.

«Мы осознали, что наш продукт будет полезен не только простому пользователю, но и b2b-сегменту»

Сначала проект был социальный — мы хотели помочь людям избавиться от сложности выбора, сэкономить время, сделать это в формате геймификации. Потом поняли, что наша персонализация может многое дать бизнесу общественного питания. И тогда мы решили начать переупаковку продукта под b2b-сегмент. С помощью нашего решения заведение может увеличить средний чек, спрогнозировать свои закупки и проложить путь возвращения гостя, если есть какой-то негатив.

На грант от Фонда содействия инновациям наша команда начала проработку бизнес-концепции и упаковку продукта под бизнес общепита. Мы создали MVP (базовая версия приложения с простым функционалом), постоянно развиваем и обучаем нашу систему. В технологии решения заключен искусственный интеллект. У нас есть собственные модели персонализации, которые на основе анализа двух анкет и определенных вопросов умеют делать персональные рекомендации, сопоставляя анкеты и меню ресторана.

«У нас была сильная поддержка от игроков ресторанного рынка, и сейчас мы активно занимаемся развитием нашего проекта»

Многие рестораторы поддерживали проект на старте, помогали советами и экспертизой. Нам подсказывали, на что сделать упор в позиционировании. Мы тестировали нашу технологию в ресторане грузинской и французской кухни, а также в молодежном кафе-баре.

На данный момент к food2mood подключено около 15 точек питания, в том числе сеть корейского стритфуда. Клиенты проекта — в основном из сегмента fast food / casual dining. Еще мы ведем переговоры с ресторанами уровня fine dining. Премиум-сегмент заинтересован в продукте, который будет делать персональные рекомендации в другом формате. Это скорее помощник официанта. Гость сможет один раз заполнить анкету, зафиксировать свой вкусовой профиль и при посещении ресторана показать официанту QR-код, который будет содержать информацию по личным предпочтениям. Это поможет официанту лучше обслужить гостя.

В некоторых сетях на столиках стоят планшеты, у нас есть идея внедрить туда нашу технологию. Нам интересен и продуктовый ретейл: общались с ребятами из «Вкусвилл», X5 Retail. Это крупные клиенты с большими системами. Любая интеграция в них занимает много времени как на этапе согласования, так и на этапе создания прототипа. Мы сейчас активно работаем над этим.

«Есть идея создать перечень ошибок в формате видеоразговора, осталось только найти свободное время».

На этапе создания food2mood было много ошибок, которые я уже учла. Есть некоторые моменты из категории «это можно было сделать иначе»: на начальном этапе, когда мы получили первый грант, нам казалось, что самое главное и правильное — это распределить бюджет. Мы выделили средства на маркетинг, разработку и обучение. На сегодняшний день, уже имея за плечами опыт работы с грантами, я понимаю, что нужна другая тактика и стратегия. Изначально стоит сконцентрироваться на результате, который хочется получить в финале, так как финансы — это ресурс, который способствует достижению результата.

Команда

У истоков проекта стояли всего два человека: я, автор идеи, и мой друг — IT-специалист, который хотел развить свои навыки в построении алгоритмов, чат-ботов и работе с нейросетями. Наши интересы совпали, и это помогло быстро развить проект. Сейчас мой друг работает в департаменте цифровых технологий Министерства промышленности и торговли и параллельно помогает нам совершенствовать ИИ-системы food2mood.

На одном из этапов ко мне пришли ребята из вуза и сказали: «Юля, у тебя классный продукт, хотим его распространять, давай мы будем заниматься продажами». Мы с ними попробовали создать собственный отдел продаж и выстроить определенную структуру. Но, как я поняла позже, специфика нашего бизнеса предполагает другой вектор развития. Мы остались в прекрасных отношениях, я благодарна им за вклад и наш совместно наработанный опыт. Сегодня в команде шесть человек: разработчики, IT-специалисты и юрист.

«Наша технология будет иметь успех»

Я вижу, что наш продукт может быть интересен крупным игрокам на отечественном рынке. Сейчас мы хотим укрепить свои позиции, набраться опыта и стабильного клиентского потока. Мы рассматриваем интеграцию в экосистему крупного агрегатора, который своими ресурсами сможет дать кратный буст проекту.

На данный момент параллельно с развитием на российском рынке наше внимание направлено на рынок Ближнего Востока, а именно на ОАЭ. Многие российские рестораторы начали открывать рестораны в Дубае. Мы уже ведем переговоры об интеграции на международном уровне. Еще у меня есть бизнес-партнер в США. Он уверен, что наша технология там будет иметь успех.

«Я чувствую, что собственный бизнес ─ это моя миссия»

В последнее время я получаю много предложений по работе, так как появилась экспертиза на рынке IT-решений как в HoReCa, так и в смежных направлениях. Конечно, я понимаю, что, приняв такой офер, я получу стабильную работу, но есть внутреннее чувство, что можно еще. Меня всегда тянуло к собственным проектам и бизнесу. Я ощущаю в этом свою миссию.

Если спросить у начинающих предпринимателей из сферы IT, не боялись ли они начинать свое дело, то они ответят, что страх есть всегда. И я с этим согласна. Но главный вопрос, как с ним работать. Фокус на страхе мешает развитию проекта. Справиться с этим мне помогает осознание, что я делаю что-то очень важное и нужное. Думаю, что даже у крупных предпринимателей всегда присутствует страх, бизнес — это про риск.

«Я хочу изменить привычный рынок потребления пищи»

На данный момент мы практически единственные, кто занимается разработкой подобного продукта на отечественном рынке. Я спокойно отношусь к конкуренции. Это поможет нам распространять мысль, что еду можно выбирать по-другому: не сидеть и не мучиться с выбором, не читать каждый ингредиент, не высчитывать калории в блюде и не задавать вопросы официантам, которые и сами иногда не все досконально знают.

Если не бизнес, то…

Предпринимательство для меня — это осознание своей роли, четкое понимание миссии и цели в выбранной индустрии. Раньше я думала, что каждый должен быть предпринимателем — чем нас больше, тем лучше. Но реальность показала, что не все люди готовы идти по этому пути. Это абсолютно нормально. Если бы я не основала food2mood, я бы все равно работала в бизнесе. Возможно, это была бы не HoReCa, а какая-то другая сфера. А если бы не бизнес, то, скорее всего, музыка: я играю на барабанах в рок-группе.

Реклама, ПАО «Сбербанк», erid: 2SDnjdSgEcX 

Авторы
Теги
Мила Трещёва, Ольга Трещёва