Стиль
Герои Как развивать бизнес в период кризиса: разговор с экспертом
Стиль
Герои Как развивать бизнес в период кризиса: разговор с экспертом
Герои

Как развивать бизнес в период кризиса: разговор с экспертом

Фото: Пресс-служба
Принципами развития бизнеса в эпоху неопределенности делится Кермен Наминова, юрист, основательница нескольких компаний

Кермен Наминова в прошлом работала директором ресторана, а также ведущим юристом в холдинге IBS. Сейчас она ведет свой бизнес, причем в совершенно разных сферах: производство текстиля для дома под брендом «ILOTUS текстиль», производство женской одежды — бренд SNAMI, ремонт и строительство — «ILOTUS недвижимость», сеть предприятий общественного питания «Суши Маркет».

А еще Кермен — автор книги «Стартапы в кризис». Она кардинально меняет мнение о стартап-проектах, влиянии нестабильных ситуаций на них и рассказывает о том, как вести себя в такой период. Мы поговорили о принципах успешного развития бизнеса в эпоху неопределенности.

В кризисное время вы открыли сразу несколько бизнесов. Расскажите, с чего вы начинали?

Переехав в Москву в 2005 году, я устроилась официантом в сетевой ресторан и за короткий срок стала директором. Параллельно делала первые попытки в бизнесе, закупала мелким оптом кожаные женские сумки, кошельки, ремни и продавала их в розницу через интернет-площадки («Авито», «Биглион»). Проработав в ресторанном бизнесе немало лет, я поняла, что люблю его и хочу в будущем открыть свой общепит. С 2014 года под моим руководством осуществлялось комплексное развитие «Суши Маркета».

В 2014 году я создала строительно-ремонтную компанию. Мы занимались проведением ремонтных работ для заказчиков, а также подбирали под ремонт квартиры с целью последующей перепродажи. Ключевая ценность, на которую я ориентировалась в работе, — дать покупателю только положительные эмоции, сделать его действительно довольным.

В период открытия швейного цеха у меня уже был накоплен управленческий опыт, позволяющий хорошо организовывать деятельность сотрудников, правильно распределять производственные мощности. Открытие швейного цеха связано со стремлением выпускать текстильную продукцию высокого качества.

Как вам удавалось и удается все совмещать?

Я считаю, что мне помогает любовь к делу и высокая работоспособность. Только искренняя любовь может привести к желаемым результатам, это главное качество для бизнесмена, который хочет достичь определенных успехов. Я хотела бы выделить основные факторы, влияющие на работоспособность.

  1. Психологические. К ним относится уровень мотивации, способность противостоять стрессу. Человек в стрессе не контролирует свои мысли, тогда как спокойный и радостный легко справляется с задачами и рождает на свет тысячи новых идей и возможностей. Необходимо регулярно уделять время психотерапии и спорту, который отлично помогает снять стресс и напряжение.
  2. Физические. Для эффективной работы нужно создать комфортную обстановку. Правильный свет: много естественного света, искусственное холодное приглушенное основное освещение пространства и настольная лампа на рабочем месте. Климат-контроль: комфортная температура, влажность воздуха, хорошая вентиляция. Плохая вентиляция в помещении способствует возрастанию углекислого газа, что становится причиной головной боли, рассеянного внимания и раздражительности.
  3. Физиологические. Подразумевается хорошее состояние организма, продуктивная работа всех систем: нервной, сердечно-сосудистой и других. При интенсивных нагрузках необходимо стараться соблюдать режим сна и питания.

Сегодня ваш бренд ILOTUS показывает стабильные продажи на маркетплейсах и активно фигурирует на рынке СНГ. Считаете ли вы, что кризис — это время новых возможностей?

Безусловно. В трудный период одни компании делают все для того, чтобы удержаться на плаву. Другие быстро адаптируются, активно ищут и реализуют новые идеи. Любой кризис рано или поздно заканчивается. И тогда первые при наилучшем раскладе остаются со своим сохраненным делом, а вторые успешно занимают новые ниши и выводят свой бизнес на лидирующие строчки.

Фото: Пресс-служба

На эту тему вы написали книгу «Стартапы в кризис». Что вас вдохновило на ее создание?

На ее создание меня вдохновило наблюдение за происходящими событиями: когда только начали вводить внешние ограничения из-за COVID-19, началась пандемия, я активно занималась сопровождением двух ярких стартап-проектов. Меня поразил негативный настрой одного из учредителей второго проекта. Он считал, что мы не можем развивать стартапы в кризис, ведь даже самый сильный бизнес терпит убытки и закрывается. Эта ситуация натолкнула меня на мысль, действительно ли прав мой оппонент. Я решила развеять его миф. Более того, я столкнулась с подобным мнением многих коллег, которые показывали хорошие результаты при развитии своих стартапов.

Я длительное время отслеживала ситуацию и делала заметки в записной книжке, не только отмечала интересные факты при работе с этим стартап-проектом, но и смотрела за ситуацией в мире, фиксировала происходящие события и их влияние на других игроков рынка. И все это вылилось в книгу. В ней я рассказала, как развивать стартапы в период кризиса, как преодолевать возникающие трудности.

В книге вы пишете о том, как решить одну из главных проблем индустрии, преодолеть стереотипы и неуверенность в создании и развитии стартап-проектов в кризис. Ведь именно они влияют на экономическое развитие страны. Расскажите об этом подробнее.

Моя книга в значительной степени позволяет изменить представления читателя о стартап-проектах, влиянии кризиса на них, о том, как вести себя в кризис, будучи не только членом команды стартап-проекта, но и малого или среднего бизнеса. Мне удалось собрать как первичные, так и последующие исследования и верно проанализировать их, дать настоятельные рекомендации, строящиеся на личном опыте развития стартапа.

В книге передан важный опыт теории и практики работы российского и зарубежного рынков. Мною даны важные рекомендации, строящиеся на опыте создания и развития стартапов.

Книга полезна не только начинающим стартап-деятелям, но и действующим руководителям бизнеса, поскольку содержит подробный разбор возможных ошибок и верные методы и стратегии для развития бизнеса, описание того, как правильно реагировать на тренды.

Фото: Пресс-служба

Вы написали несколько статей в научные журналы, включенные Высшей аттестационной комиссией России в перечень изданий, отвечающих определенным высоким критериям. Можете выделить две-три основополагающие работы для тех, кто планирует запуск бизнеса?

В статье «Рекомендации по масштабированию стартапа» представлен анализ сущности масштабирования бизнеса, показано, чем он отличается от роста предприятия. Выделены частые ошибки предпринимателей при создании стартапа и его развитии. Сформулированы рекомендации, как правильно масштабировать бизнес, почему это стоит делать и каких ошибок следует избегать.

В работе «Методика массового подбора персонала для крупного бизнес-стартапа» я разобрала, чем массовый подбор персонала принципиально отличается от подбора профессий. Вместо тщательного точечного отбора специалистов нужно привлекать и трудоустраивать большое количество сотрудников в короткие сроки. В крупных компаниях объем найма измеряется тысячами в месяц. Эта задача требует специального подхода к процессам на всех этапах рекрутмента — от привлечения соискателей до оформления и вывода на работу. Я также предложила методику массового подбора для крупного бизнес-стартапа, которая будет работать четко и даст нужный результат.

Статья «Стратегия привлечения инвесторов для развития стартапа» посвящена вопросам разработки стратегии привлечения инвесторов с целью развития стартап-проекта. Я определила основную теорию в области развития стартапа, отметила характерные особенности его формирования, произвела сравнение стартапа с малым бизнесом. Интересно, что развитие стартапа требует привлечения широкого инвестиционного капитала — в статье представлена теория построения взаимодействия с инвестором, концепт стратегии и итоговый вид ее элементов для привлечения инвесторов.

Вы участвовали в жюри на федеральных конкурсах, а также были приглашены в качестве рецензента научных статей в Евразийском юридическом журнале. Как это сказалось на вашем познании принципов управления и развития бизнеса?

Я научилась ценностям развития бизнеса не только на своем руководстве, но и когда участвовала в качестве члена жюри в нескольких конкурсах, занималась активной научно-исследовательской деятельностью. Например, когда была действующим членом жюри конкурсов «Лидер промышленности» и «Лидер высоких технологий», мне удалось поработать с достаточно разносторонними людьми, профессионалами своего дела с собственными идеалами и принципами. В целом конкурс проводился для талантливейших промышленников и предпринимателей из высокотехнологичных отраслей экономики, которые также делали фокус на команде и человеческих ресурсах.

Аналогичная ситуация наблюдалась, когда я выступала в качестве рецензента научных статей в Евразийском юридическом журнале, куда была приглашена главным редактором. Совместно с другими коллегами — научными деятелями — мне удалось проделать колоссальную работу по повышению качества публикуемых научных работ и рассмотреть сотни статей перспективных авторов, подающих большие надежды в научном поле.

Система управления бизнесом — это не какая-то отдельная технология, а комплексный метод, который включает в себя множество процессов. Топ-менеджер, который создает систему, должен уметь анализировать ситуацию в компании, чтобы выбрать подходящий способ организовать процессы, разбираться в управлении персоналом, уметь создавать механизмы мотивации, которые будут работать на всех уровнях бизнеса. Должен быть лидером, за которым пойдут сотрудники и в идеи которого поверят.

Поделитесь принципами успешного запуска и развития нового бизнеса в кризис.

Планирование служит основой функционирования любого бизнеса. Имея систему планов, владелец бизнеса всегда может оперативно переключаться между ними. Вот несколько принципов успешного запуска бизнеса.

  1. Используйте самый плохой план развития событий как фундамент. Фундамент — это то, от чего отталкиваются остальные планы и предпринимаемые действия. Нужно всегда быть готовым к самым негативным условиям и последствиям, но, несмотря на это, необходимо стремиться и к их использованию во благо собственного развития.
  2. Развивайте внутренние ценности, грамотно подбирайте людей. Слаженная команда компании становится одним из элементов, строящих устойчивость бизнеса даже в самых неопределенных условиях. Ценный сотрудник всегда поможет сгенерировать те идеи, которые, вероятно, могут стать основой будущей деятельности вашей компании.
  3. Комплексно оценивайте издержки и ищите способы их снижения. Оценка издержек бизнеса — это важная основа его функционирования.
  4. Попрощайтесь активами, которые вас тяготят. Это также является одним из элементов управления издержками — многие неиспользующиеся активы компании могут формировать такие убытки, совокупные значения которых позволили бы заменить эти активы на новые, более верные и работающие на благо компании. Важно, чтобы актив был способен приносить прибыль. В противном случае его использование и хранение на счету компании нецелесообразно.
  5. Проанализируйте ваши продукты. Конкурентны ли они при самом плохом сценарии? Анализ продуктов — это один из этапов управления качеством. Анализ стоит во главе любой системы управления, поскольку позволяет оценить современное состояние и двигаться дальше. Но вот в каком направлении двигаться, решение всегда остается исключительно за владельцем.
  6. Пересмотрите продукт и продумайте способы и варианты его улучшения сегодня, завтра, через год. Путь развития продукта при этом должен смело следовать за тенденциями. Нельзя резко отказываться от прошлого опыта, необходимо совмещать новые практики и плавно подготавливать основных потребителей к будущим изменениям, адресно пробовать нововведения, измеряя позитивный и/или негативный эффект от внедрения.
  7. Комплексно работайте с маркетингом, оценивайте риски. Маркетинговая политика становится одним из факторов, стимулирующих спрос на продукцию компании. Если не развивать маркетинг, компания теряет один из вероятных высококачественных стимулов роста и развития.
  8. Имейте много партнеров, обеспечьте собственную независимость от поставщиков. Независимость бизнеса — это исключение ситуаций, когда компания не может продолжать свою работу не из-за собственных проблем, а из-за проблем других компаний. Важно учитывать это при принятии решений и развитии внутренней структуры.
  9. Ведите работу с клиентами, развивайте отношения. Политика работы с клиентами требует особенно трепетного отношения. Даже если работа осуществляется с массовыми потребителями, нужно пытаться найти подход к индивидуализации продаж, позволить клиенту почувствовать особое отношение. Возможно, это станет поводом для выбора вашей компании среди множества других аналогичных.
  10. Эффективно распределяйте выручку по заранее проработанной схеме. Выручка — это основа запуска всех бизнес-процессов. Важно распределять собственные затраты и наиболее эффективно реализовывать намеченные планы.
  11. Исключите хаотичность. Планировать и действовать важно четко, оперативно, не поддаваясь эмоциям. Планирование — это основа любого бизнеса. В деятельности компании необходимо придерживаться возможностей грамотного управления установленными планами. Это требует свежего взгляда на ситуацию и учета всех факторов, принятия во внимание текущей ситуации и сценария.

Благодаря этим принципам за годы работы мне удалось не просто развить бизнес в сфере недвижимости, общепита и легкой текстильной промышленности, но и вывести одну из своих компаний на международный уровень.