Стиль
Герои Директор по развитию медиасервисов «Яндекса» — о сериалах и «КиноПоиске»
Стиль
Герои Директор по развитию медиасервисов «Яндекса» — о сериалах и «КиноПоиске»
Герои

Директор по развитию медиасервисов «Яндекса» — о сериалах и «КиноПоиске»

Ольга Филипук
Ольга Филипук
«РБК Стиль» встретился с Ольгой Филипук и расспросил ее о сериальных трендах, «КиноПоиске», «Чернобыле» и Netflix.

В начале июня «КиноПоиск», входящий в число медиасервисов «Яндекса» наряду с «Яндекс.Музыкой» и «Яндекс.Афишей», анонсировал новый сериальный сезон. Обещают много супергеройских сериалов DC, масштабных драм, аниме, запоминающихся комедий и мультфильмов. Разбираемся, как работают стриминговые сервисы в России и чем они отличаются от мировых.

Расскажите, как онлайн-кинотеатры и «КиноПоиск» в том числе формируют базу сериалов и фильмов?

Во-первых, мы лицензируем контент всех голливудских студий-мейджоров (Disney 20th Century Fox, Universal, Sony, Paramount и Warner Bros) и мини-мейджоров (BBC, Lionsgate, MGM, Sky, Freemantle). Во-вторых, заключаем лицензионные договоры с российскими кинотеатральными дистрибьюторами, владеющими правами на зарубежные фильмы — в основном английские и европейские. В-третьих, сотрудничаем с локальными производителями и студиями. В результате у нас больше 100 лицензионных договоров и более 5 тыс. фильмов и сериалов в библиотеке.

Одновременно онлайн-платформы периодически соревнуются за право первого показа особо ожидаемых картин. Мы мониторим, насколько наша аудитория вовлечена в ту или иную кинопремьеру, какую долю от бокс-офиса фильма составляют продажи билетов в кино на «КиноПоиске» и других сервисах «Яндекса», и решаем, стоит ли бороться за эксклюзив. Но чаще стараемся выкупать эксклюзивные права на сериалы — сделать так, чтобы мировые премьеры были доступны в первую очередь по нашей подписке.

Что из последнего удалось заполучить?

Комедии. Например, британский мини-сериал «Семейный брак» про кризис отношений взрослой пары в озвучке Михаила Шаца и Татьяны Лазаревой. Помимо комедий, эксклюзивно показываем сериалы вселенной DC Comics, культовое аниме и драмы. Однозначно стоит посмотреть «Болотную тварь» (хит июня от DC), неонуар «Предприятие «Божий дар» и взрослую анимацию «Крайний космос». Также по совместной подписке «КиноПоиск+Амедиатека» мы показали финал «Игры престолов» и мегапопулярный «Чернобыль».

Фото: пресс-служба кинопоиска

Как вы считаете, насколько Netflix повлиял на потребление контента?

Он перекроил индустрию. Первым ввел логику выпуска всех серий одновременно, многие стриминговые платформы последовали за ним — появилось понятие «запойного смотрения». Еще 3–4 года назад индустрия была настроена скептически, потому что правила выпуска фильмов и сериалов работали десятилетиями. И Netflix скорее казался хулиганом, чем прогрессивным новатором. Плюс он первым привлек в собственные проекты звезд класса А — режиссеров, сценаристов и актеров. Первым начал экспериментировать с интерактивными сериалами. И вот голливудские студии уже вынуждены догонять Netflix, создавая собственные стриминговые платформы типа Disney+ и Warner Media, и производить оригинальный контент для интернета.

Мне нравится тренд на телевизионные фильмы-события, заданный HBО. Например, большой резонанс был от фильма «Покидая Неверленд». Мини-сериал «Чернобыль», получивший самую высокую оценку IMDB и высокую оценку на «КиноПоиске», подтвердил тренд на смешение телевизионного и киножанра. Бюджеты сериалов сравнялись с бюджетами хороших полнометражных фильмов, голливудские актеры больше не избегают ТВ-проектов. Например, оскароносный Бен Кингсли сыграл одну из главных ролей в сериале «Предприятие «Божий дар». Леонардо Ди Каприо продюсирует серию документальных фильмов для Netflix. Выходить онлайн больше не стыдно. И это тренд индустрии развлечений. Metallica и Rammstein тоже долго противились музыкальному интернет-стримингу, а сейчас — на «Яндекс.Музыке».

При формировании контента вы ориентируетесь в том числе и на рейтинги. Можете взять фильм, который провалился в прокате?

Конечно. Это вопрос зрительского интереса и цены на лицензию. Особенно это касается авторского кино. Фильм может провалиться в прокате по многим причинам совсем не потому, что он никудышный. Двух прокатных недель категорически не достаточно, чтобы доказать состоятельность картины. Зрителей могла отвлечь новостная повестка или солнечная погода — и все, кинозалы пустые. Если говорить об отечественных фильмах, есть ощущение, что российское кино- и сериальное производство вышло на новый уровень. Наши продюсеры смотрят то же «Черное зеркало» и стремятся снимать похожее — что-то по-настоящему крутое. «ТНТ-Premier», Start делают по-настоящему интересные сериалы, задают планку.

Кстати о «ТНТ-Premier». Вы подружились с «Амедиатекой», а с остальными игроками в каких отношениях? Конкуренцию чувствуете?

Само собой. Это высококонкурентный рынок с сильными игроками — многие начали формировать онлайн-кинотеатры еще 5–6 лет назад и постепенно накопили лояльную аудиторию. Наша задача — обеспечить каждого пользователя «КиноПоиска» сериалами, интересными конкретно ему. Партнерство с «Амедиатекой» решает эту задачу в сегменте сериалов HBO, надеюсь, таких историй будет больше.

Вообще, успех онлайн-кинотеатра зиждется на контенте, маркетинге и продукте. Любой недостаток одной из трех частей создает проблемы во взаимодействии с пользователем и не позволяет быстро расти. Это сложная задача: «КиноПоиск» за девять месяцев должен был успевать бежать в три разные стороны с одинаковой скоростью, чтобы подписной продукт не отставал от контента, контент — от маркетинга. Наша сила в том, что «КиноПоиск» — часть экосистемы «Яндекса», поэтому технологически мы можем делать уникальные штуки — например, мы применяем технологию DeepDive, когда при нажатии на «Стоп» можно с помощью компьютерного зрения распознать персонажей и актеров на экране. Попробуйте на «Мстителях», это правда очень круто.

Голливудские студии уже вынуждены догонять Netflix, создавая собственные стриминговые платформы.

Давайте немного поговорим про озвучку. На каких условиях вы сотрудничаете со студиями?

Мы приглашаем студии озвучки, или как они называются релиз-группы под проекты. С «Кубиком в кубе», например, у нас эксклюзивные отношения. Они озвучивают много классных драм (моя любимая — «Касл-Рок» по Стивену Кингу), а драмы — ядро подписных сервисов. Под мировые премьеры «Кубикам» иногда приходится работать по ночам и в сверхсжатые сроки, пользователи требуют качества и скорости — разница во времени ни для кого не аргумент. С «Кураж-Бамбеем» мы работаем преимущественно над комедиями. Надо понимать, что эти ребята — профессионалы, и они довольно избирательны. Они никогда не возьмутся за сериал, который лояльная им аудитория не воспримет в их озвучке. Поэтому наши отношения с ними доверительные и заботливые — они успешные творцы, и мы зачастую спрашиваем их, к какому новому сериалу стоит присмотреться.

То есть это правда, что успех сериала во многом зависит от озвучки?

Конечно. Денис Колесников («Кураж-Бамбей»), озвучив «Теорию Большого взрыва», сделал этот сериал культурным событием. У первых сезонов ведь есть другая озвучка, которую сейчас уже мало кто воспринимает. Тем не менее, «КиноПоиск» всегда предлагает несколько вариантов: обычную студийную (для тех, кто не знаком с релиз-группами), 18+ (для тех, кому не хватает жести) и оригинальную дорожку, чтобы каждый мог смотреть в том формате, в котором нравится. «Теорию большого взрыва», «Друзей» и другие крутые сериалы можно смотреть в любом из вариантов. Кроме того, иногда мы переозвучиваем сериал с нуля — от начала до конца, если прежде его полностью не показывали в России. Так было с «Офисом».

В российской киноиндустрии продюсеры в основном зарабатывают не на прокате фильма, а на его продаже главным каналам. Есть ощущение, что с развитием стриминговых платформ эта схема перестает работать. Так ли это?

Каналы продолжают работать, ничего существенно не поменялось. Важный факт: доход продюсеров от онлайн-сервисов значительно подрос, стал иногда сопоставим с тем, что платят за премьеры первые кнопки. Но наш не очень большой кинопродюсерский опыт говорит, что прокат до сих пор остается главным источником монетизации. Онлайн, кажется, выигрывает у телевидения в азарте в том, что касается покупки контента.

Думаю, для контента полезно, что ТВ и онлайн дополняют друг друга. Сначала фильмы выходят в платной модели — это не вредит эфиру. А телепоказ, в свою очередь, помогает напомнить зрителям о недавно вышедшем фильме. Я всегда приветствую такое кросс-опыление — оно помогает зрителям выбрать именно просмотр, а не другие развлечения, например сон.

В глобальном смысле онлайн-платформы конкурируют не друг с другом — они конкурируют за время и внимание человека относительно других развлечений, не связанных с потреблением контента. Люди выбирают, смотреть ли сериал, спать или сидеть в соцсетях, ужинать, гулять, читать или слушать музыку. Возвращаясь к Netflix, еще два года назад его основатель, Рид Хастингс, сказал, что наш основной конкурент — сон. Все остальное можно заменить качественным контентом. Индустрия в России действительно довольно молодая: подписные сервисы — привычка последних трех лет. Пока места для роста и развития хватает всем.

Ольга Филипук
Ольга Филипук

Насколько, на ваш взгляд, успех сериала зависит от узнаваемых актеров? Несколько лет назад зрители шли на имена. Теперь, скорее, сериалы делают звезд, чем наоборот.

Один зарубежный продюсер сказала мне, что кино — как секс на одну ночь: эмоционально, ярко, порой экстравагантно, но возвращаться тянет далеко не к каждому фильму. А сериал — это несколько свиданий: мы с нетерпением ждем следующих серий и хотим продолжения. Да, есть незыблемое правило: успех фильма зависит от сценария, сценария и сценария, но хороший актерский состав добавляет глубины и доверия зрителей. Сериалы из способа убить время превратились в возможность его провести и обсудить эпизоды с друзьями, поэтому требования, в том числе и к актерам, возросли. Невозможно проникнуться историей, если не веришь героям.

Огромный пласт контента «КиноПоиска» — adult swim — то есть взрослые мультики типа «Рика и Морти» и «Времени приключений». Почему это направление настолько популярно?

Это просто очень хорошие комедии с интеллектуальным, немного абсурдным юмором, который растаскивают на цитаты. Я знаю огромное количество взрослых, сыплющих фразочками из «Рика и Морти». Его рейтинг на «КиноПоиске» 8,8. В конце 2019-го мы эксклюзивно представим новый сезон — уверена, зайдет на ура. Для взрослой аудитории мульты — совершенно нестыдный способ расслабиться, это талантливо и смешно.

Российские производители научились снимать сериалы. А почему в анимации пробел?

В России практически нет контента для подростков, так называемых young adults, есть много анимации для дошкольников и взрослый контент. Adult swim и аниме заполняют эту пустоту. Анимация для взрослых требует особых сценарных навыков. Мы вместе с продюсерами как-то препарировали «Симпсонов»: там феноменальная плотность шуток и гэгов на 10 минут экранного времени. Нашим авторам пока это не совсем удается, но успешная детская анимация вырастила плеяду талантливых художников, которые, очень надеюсь, будут развиваться в этом направлении. Плюс ко всему анимация обходится дороже драматического сериала и занимает больше времени — в среднем на разработку и создание взрослого мультсериала требуется три года.

В начале года «Яндекс» объявил, что начал снимать собственные сериалы. Можете рассказать о ближайших проектах «Яндекс.Студии»?

Мы ждем премьеры фильма «Сторож» Юры Быкова. «КиноПоиск» поддержал его в прокате: впервые можно будет сходить в кино по нашей подписке, не покупая билет. Премьера в онлайне и в кинотеатре будет в один день — это непривычно для киноиндустрии, но зрители точно оценят. Прошлый год «Яндекс.Студия» посвятила фильмам — мы выступили сопродюсерами нескольких картин. Этот год — и фильмам, и сериалам. В разработке и съемках сейчас находится сразу несколько проектов. Мы готовим масштабный разножанровый контент. Не экономим на бюджете и работаем с амбициозными творческими людьми, предоставляя им большую свободу. Нам приятно, что у авторов и продюсеров есть азарт, желание уйти от догм, привычек и нырнуть в мир требовательных зрителей подписных сервисов.