Герои Панк. Икона. Активист. Каким получился фильм о Вивьен Вествуд
Герои Панк. Икона. Активист. Каким получился фильм о Вивьен Вествуд
Герои
Панк. Икона. Активист. Каким получился фильм о Вивьен Вествуд
Кадр из фильма «Вествуд: Панк. Икона. Активист»
© VWI Films 2017
19 апреля кинокомпания «Пионер» выпускает в прокат документальный фильм Лорны Такер «Вествуд: Панк. Икона. Активист». Дизайнер негодует и открещивается от картины, а критики вроде бы довольны. Рассказываем, чего стоит ждать от этой истории.

Удивительно, что о таком ярком персонаже, как Вивьен Вествуд, все еще не было снято ни одного документального фильма. У дизайнера настолько богатое прошлое, что ее история вполне могла бы стать сценарием оскароносного байопика. Интересно и то, что режиссер фильма Лорна Такер в молодости успела побродяжничать, потом стала моделью, а затем переквалифицировалась в клипмейкера. Возможно, такое противоречивое прошлое подкупило Вествуд, и она дала добро на съемки фильма, предоставив Такер карт-бланш: открыла двери своего офиса, подключила команду и семью и решилась окунуться в не самые приятные воспоминания.

В фильме Такер пытается раскрыть три личности Вествуд – панка, модной иконы и активистки. Если с первыми двумя пунктами она справляется весьма успешно, то из-за образа Вествуд-активистки разгорелся небольшой скандал. «Этот фильм – банальность. А я нет», — отрезала Вивьен. Ее сын Бен, принимавший участие в съемках, тоже остался крайне недоволен результатом, заявил, что Такер ни внимания экологии не уделила (самая важная для Вествуд тема), ни историю бренда толком не раскрыла, и посоветовал режиссеру в знак извинения внести пожертвование в один из фондов дизайнера.

 

 

С последним утверждением можно поспорить: наверное, человеку, на чьих глазах зарождалась империя Vivienne Westwood, рассказанная история могла показаться банальной, но рядовой зритель точно оценит фильм.

Дорога Вествуд на пути к успеху была не просто тернистой, она не оставляла надежд на спокойную жизнь ни ей, ни близким. Бунт, протест и несогласие у нее в крови с детства. В картине не рассказывается о периоде, когда Вествуд, оставшись с двумя детьми на руках, вынуждена была жить в крошечном трейлере и питаться дикорастущими ягодами. И ведь подобных моментов было много, и они не ограничиваются парой-тройкой лет и несколькими эпизодами. Постоянные проблемы с властью, аресты, нападения, безденежье и разгромы ее магазина на Кингз-Роуд превратились в рутину.

Сегодняшняя Вествуд – все тот же панк из 1980-х: матерится, увидев неудачную вещь из коллекции, выходит к байерам и спокойно заявляет, что деньги ее не интересуют и что она будет продавать только те вещи, которые ей нравятся.

Кадр из фильма «Вествуд: Панк. Икона. Активист»
© VWI Films 2017

Смягчается дизайнер, только когда речь заходит о ее третьем муже, Андреасе Кронталере. «Могу сказать, что мне больше нравится жить с ним, чем жить одной», — немного смущенно говорит она.

Большую часть фильма мы слышим не раскаты панк-рока, а классическую музыку, а когда дело доходит до вопроса о Sex Pistols, Вествуд выдает исключительно усталый вздох. О гражданском муже, партнере Вествуд и продюсере Sex Pistols Малкольме Макларене, в картине тоже говорится не много. Его имя не табуировано, но здесь он даже не на вторых ролях.

У дизайнера всегда были непростые отношения с британской прессой и телевидением. Ее принимали в Италии, любили во Франции, а на родине ей приходилось отстаивать право на место в модном мире. Такер включает в фильм фрагмент английской передачи Сью Лоули, где дизайнера, конечно, не травят (попробовал бы кто проделать такое с Вествуд), но высмеивают в довольно отвратительной манере. Стоит отдать должное – Вествуд хватило выдержки и самообладания, чтобы не послать телестудию куда подальше.

Кадр из фильма «Вествуд: Панк. Икона. Активист»
© VWI Films 2017

Британский модный совет тоже делал все возможное, чтобы принизить достижения дизайнера. «Они вручали проклятую премию кому угодно, но только не ей», — говорит Джо Корр. Тем не менее Вествуд стала единственным британским дизайнером, удостаивавшимся награды два года подряд.

Модной иконой Вествуд стала уже в 1970-е годы. Дизайнер вспоминает, что ее прическу – короткий ежик — часто воспроизводили в модных съемках и что именно с ее подачи стиль панк попал на страницы журналов. Вообще, все, что носила и носит дизайнер, выглядит невероятно органично. Крупный кадр – Вествуд на просмотре коллекции идет в туфлях на огромных каблуках. А вот она вместе с Кронталером фотографируется в обтягивающем трико, поправляет корону из фольги. А вот вступительная сцена – Вествуд просыпается утром в простой полосатой пижамной рубашке.

Кадр из фильма «Вествуд: Панк. Икона. Активист»
© VWI Films 2017

Дизайнер сделала такой простой предмет, как футболка, каноническим. В самом начале карьеры она скупала их на блошиных рынках, украшала куриными костями и цепями. Сегодня ее скандально известная футболка со свастикой, перевернутым распятием, лозунгом «Destroy» и строчками из песни Sex Pistols – ценный экспонат музея королевы Виктории и принца Альберта. Есть какая-то ирония в том, что в фильме куратор музея надевает белоснежные текстильные перчатки и бережно разворачивает музейную вещь, рассказывая обо всех ее особенностях.

Впрочем, иногда эксперименты и образы Вествуд выходили за рамки. В биографии, записанной Иэном Келли, один из сыновей Вествуд рассказывает, что ему хотелось сгореть со стыда, когда мама, в латексной юбке и ботфортах, навещала его в школе.

Кейт Мосс вспоминает, как однажды Вествуд подошла к ней на бэкстейдже и сказала, что если бы она была лесбиянкой, то запала бы на Кейт. «Я могла бы быть ее единственной лесбийской любовью», — смеется модель.

Сегодня Вествуд не очень довольна тем, как выглядит ее бренд, считая, что компания стала слишком большой. Кроме того, дизайнер открыто говорит, что проблемы экологии и продвижение кампании «Climate revolution» волнуют ее гораздо больше. Между открытием магазина в Нью-Йорке и подготовкой доклада об экологических проблемах Вествуд выбирает второе. Идея противостоять некоему невидимому злу, по словам дизайнера, сопровождает ее с раннего детства.

Кадр из фильма «Вествуд: Панк. Икона. Активист»
© VWI Films 2017

В фильме она рассказывает, что узнав, как именно умер Иисус, поняла – взрослые вокруг врут, а зло повсюду. «Мода и проблемы экологии взаимосвязаны друг с другом. Я всегда знала это». Вествуд выступает за осознанное потребление, за то, чтобы покупать меньше одежды, но лучшего качества. Иногда кажется, что она и рада бы закрыть свое детище, но компания обеспечивает работой огромное число людей. Впрочем, от панка, иконы и активистки всегда можно ждать чего угодно. 

Премьера фильма «Вествуд: панк, икона, активист» пройдет в рамках фестиваля кинотеатра «Пионер» и компании Mastercard «Бесценные города в кино».