Стиль
Жизнь Когда разум молчит: зачем предприниматели обращаются к таро и гипнокоучам
Стиль
Жизнь Когда разум молчит: зачем предприниматели обращаются к таро и гипнокоучам
Жизнь

Когда разум молчит: зачем предприниматели обращаются к таро и гипнокоучам

Фото:  CSA Images / Getty
Принятие решений требует предельной рациональности. Но иногда процесс заходит в тупик, и тогда мы обращаемся к неожиданным советчикам вроде гороскопов или карт таро. «РБК Стиль» разбирается, так ли это бессмысленно, как подсказывает нам разум

Обычно вера в то, что астрология — лженаука или попросту суеверие, остается непоколебимой до тех пор, пока лента в Facebook не выдает статью с заголовком «Названы самые распространенные знаки зодиака среди миллиардеров — и это хорошие новости для Весов» (такой расклад действительно был в 2019 году). В этот момент Весы должны проявить стоическое самообладание, чтобы улыбка волей-неволей не проскользнула по их лицу, а в голове не завертелась мысль «Ок, это все ерунда, но что, если…». Конечно, вряд ли кто-то решит, что может стать миллиардером только потому, что ему посчастливилось родиться в нужное время, но надежда на собственную исключительность порой бывает слишком сильной.

Очевидно, что на успех человека в бизнесе влияет не столько натальный Уран или транзитный Меркурий, сколько способность предугадать тренд и заработать на нем. А интерес к астрологии, хиромантии и прочей экстрасенсорике — растущий тренд: только американский рынок подобных услуг компания IBISWorld оценивает в $2 млрд. Так что неудивительно, что в эту сферу полились деньги инвесторов. Например, разработчики приложения Co-Star, которое выдает пользователям персонализированный гороскоп по подписке (его составляет искусственный интеллект), привлекли в Кремниевой долине более $5 млн инвестиций.

Значит ли это, что инвесторы и бизнесмены сами верят в возможность звезд влиять на нашу жизнь? Необязательно. Партнер венчурного фонда Five Four Ventures Дэвид Бирнбаум, который вложился в астрологическое приложение Sanctuary, объяснил The New York Times, что к астрологии относится скептически, но видит потенциал этого рынка. Однако на каждого Бирнбаума есть свой Цветков: историю основателя «Уралсиба» Николая Цветкова, увлекшегося онтологией и восточными практиками, Forbes рассказал в 2015 году. В частности, топ-менеджеров банкир подбирал, исходя из нумерологической совместимости (она рассчитывается на основании даты рождения). Живы идеи Цветкова и пять лет спустя. В августе 2020-го сайт «Работа.ру» провел опрос руководителей и HR-специалистов российских компаний, который показал, что каждый шестой владелец бизнеса при выборе сотрудника обращает внимание на его знак зодиака, в то время как самих рекрутеров этот вопрос вообще мало волнует.

Астрология — только вершина айсберга: поколение миллениалов проявляет особый интерес к мистическим практикам и часто обращается за советами к предсказателям. Последние в свою очередь и без хрустального шара видят возрастающий спрос, реагируя на него быстрее, чем успевают сбыться сами предсказания. При этом не всегда речь идет о чем-то паранормальном.

Фото:  CSA Images / Getty

Как карта ляжет

Казалось бы, в наше время, чтобы получить любую информацию, достаточно обладать подключением к интернету, и тогда, как известно, найдется все. Но основатель и руководитель центра личностного роста Visionerium Владислава Петлер уверена, что этого мало: при принятии важных решений куда важнее подключиться к собственному подсознанию. Для этих целей она использует бизнес-таро.

Своих клиентов Петлер просит оставить все стереотипы о таро еще на подходе к центру: по ее словам, бизнес-таро — это не гадание по картам с предсказанием будущего, а психологический инструмент, позволяющий человеку отыскать в своем подсознании необходимую информацию, которая в момент принятия решений может блокироваться из-за страха столкнуться с неприятной реальностью. Расклад на таро должен помочь там, где логика молчит. Петлер призывает отключить разум и довериться интуиции, обратить внимание на сигналы, которым клиент до этого не придавал значение: «Бывает, что объективная реальность входит в конфликт с интуицией, и тогда нам сложно сориентироваться, мы утопаем в обилии вариантов. А значит, теряем время, возможности и деньги».

Владислава Петлер работает в трех направлениях. Первое — диагностика: расклад таро призван прояснить запутанную ситуацию и открыть перед человеком возможные перспективы. Второе — прогноз: не обещание конкретного результата, но составление некой дорожной карты, которая может привести к тому или иному варианту. Третье — ретроспектива: в этом случае карты должны помочь проанализировать уже совершенные ошибки и выявить причинно-следственные связи, которые привели к неудаче, чтобы в следующий раз ее избежать. «Часто ко мне приходят клиенты, которые до конца не понимают, почему заведомо выигрышное дело закончилось провалом, — объясняет специалист. — Тогда мы детально рассматриваем ситуацию из прошлого и находим факторы, которые привели к поражению».

Фото:  CSA Images / Getty

Таролог и основатель магазина Modern Magic Лида Павлова и вовсе выводит таро из области эзотерики. «Таро применяются очень широко. Кто-то предсказывает с их помощью будущее, кто-то проводит психологические консультации, используя их в качестве метафорических карт, работая с подсознанием клиента. — объясняет она. — Для меня карты — это, в первую очередь, образно-смысловая система, подходящая для организации брейншторма, генерации идей и процессинга эмоций. Под процессингом эмоций я имею в виду проработку своих эмоций при помощи карт (что я чувствую в этой ситуации, почему я это чувствую) и проживание их. Но если загонять таро в какие-то рамки, для меня это не просто эзотерический или психологический инструмент, а скорее коучинговый».

Как и руководитель Visionerium, Лида Павлова предупреждает своих клиентов, что расклад не предсказывает будущее, а помогает взглянуть на ситуацию под другим углом, меняя способ мышления. Она вспоминает историю предпринимателя, который пришел к ней именно ради гадания: узнать, выстрелит ли проект, над которым компания работала больше года, или нет, — настолько он устал от неопределенности. «Я сразу предупредила, что, если скажу: “Все будет хорошо”, ему сильно проще не станет, а если отвечу: “Все будет плохо” — тем более. И мы решили начать с предположения: “Допустим, все будет совсем плохо. Что может случиться дальше и что вы сможете с этим сделать?” На этот вопрос и был расклад. В итоге человек смог наглядно (карты же еще и с картинками) представить самый страшный сценарий, придать ему форму — от этого уже стало не так тревожно. Клиент увидел, к чему это приведет, и сформулировал для себя стратегию действий. И это дало куда большую определенность, чем обычное предсказание».

Но и сами люди не всегда приходят к тарологам за готовым решением. Одна клиентка Павловой хотела понять, стоит ли привлекать конкретного инвестора в свой проект. Тогда таролог только начинала работать с картами в традиционном гадательном ключе. Расклад показал, что работа с инвестором принесет отличные результаты, и это действительно помогло предпринимательнице сделать выбор. Правда, не в пользу инвестора.

Дхарма-маркетинг: как медитация стала мейнстримом и так ли она всесильна

«Прочитав расклад, она почувствовала, что даже при описанном прекрасном результате не хочет работать с этим человеком, что-то внутри нее против, — поясняет таролог. — Я задумалась над тем, чем же тогда помог расклад. И поняла, что клиентке была ценна не информация, а сама возможность послушать не только рациональные доводы. До расклада она глушила свои эмоции по поводу предполагаемого инвестора, а разрешив себе обратиться к  такому нелогичному средству, как таро, она заодно разрешила себе слушать и свои собственные иррациональные ощущения. А сам расклад стал для нее таким суггестивным (воздействующим на подсознание. — “РБК Стиль”) упражнением “Предположим, что...”. Она представила, что с инвестором все вышло отлично, прочувствовала результат, но поняла, что даже в этом случае не хочет с ним работать». В конечном итоге, Павлова пришла к выводу, что консультация с тарологом для предпринимателей — это, прежде всего, возможность поразмышлять. Только стимулом для идей при этом становятся не логические рассуждения, а предположения, которые рождаются случайно благодаря колоде карт: «Разрешая себе прислушаться к таро, мы де-факто предоставляем себе право на иррациональность, а она — такая же часть нас, как и логика».

Об этом говорит и историк Уильям Пули, преподающий в Бристольском университете. Еще в XVIII веке, сразу после революции, гадание на картах таро во Франции было приравнено к мошенничеству (да и сегодня в поисковике Google за словом «тарологи» сразу выскакивает продолжение — «шарлатаны»), но клиентов тарологов это не останавливало и не останавливает. Не все идут за прогнозам на будущее: для кого-то это просто развлечение, для кого-то — попытка разобраться с сегодняшним днем, рассматривая причудливые картинки. К счастью, с тех пор человечество заметно продвинулось вперед, и получить консультацию с использованием карт — но только не таро, а ассоциативных — можно и в кабинете дипломированного специалиста — их на вооружение взяли многие психотерапевты. 

Установка на миллион

Если таро и астрология остаются вне научного осмысления, то гипноз не раз становился предметом медицинских исследований. В частности, журнал Медицинской школы Гарварда в феврале опубликовал результаты исследования, которое показало, что гипноз может стать одним из инструментов при работе с пациентами, ощущающими сильную боль. Тот же медицинский вестник предлагает при помощи гипноза бороться со стрессом. Хотя некоторые специалисты уверены, что возможности гипноза гораздо шире, а полученные навыки позволяют пополнить банковский счет не только самого гипнотизера, но и его клиента. Гипнотерапевт-селебрити из Лас-Вегаса и автор книги «Сила позитивного мышления. Используй энергию подсознания для счастливой жизни» Кимберли Фридмуттер берет за сеанс гипноза до $2 тыс. в час, расчищая в головах клиентов пространство для идеи на миллион. Методики бизнес-гипноза дошли и до нашей страны.

Фото:  CSA Images / Getty

Гипнотерапевт Наргиз Нойманн-Зандер работает с предпринимателями в двух направлениях. Первый — непосредственно гипноз. Он, по ее словам, помогает проработать необходимые установки и выйти из «коробочного» мышления. Второй — обучение речевым стратегиям, которые позволяют эффективно вести переговоры и мотивировать персонал. Часто Нойманн-Зандер работает с руководителями отделов продаж и HR-служб, «заменяя деструктивные шаблоны мышления на конструктивные». К деструктивным шаблонам она относит такие убеждения, как «инициатива всегда наказуема» или «с руководством нельзя откровенничать».

Вроде бы все то же самое — выйти за привычные рамки, расквитаться с негативными мыслями — нас призывают и многочисленные мотивационные коучи, освоившие все возможные площадки, от Instagram и Telegram до спорткомплекса «Олимпийский». На это гипнокоуч отвечает, что мотивационные речи могут донести какую-то информацию, но это совсем не означает, что адресат усвоит ее: «Вы никак не повлияете на человека с травмами и глубинными установками, рассказывая на своем примере, как добились тех или иных успехов. Ваш опыт просто не применим к другому человеку. В то время как гипноз — это работа с бессознательным, и она имеет свои особенности в каждом отдельном случае».

По мнению Нойманн-Зандер, гипнозу поддается любой человек, однако это не гарантирует 100%-го результата работы: «Поддаются все, но работаю я все равно не с каждым. Предположим, есть два человека. Один открыт к переменам, второй постоянно сопротивляется. Скорость, с которой каждый из этих двоих достигнет результата, настолько разная, что я делаю выбор в пользу того, кто готов работать. Гипноз — это и самостоятельная работа» (к слову, в ходе эксперимента 2004 года ученые из Университета Вирджинии сделали предположение, что на восприимчивость к гипнозу влияет размер мозолистого тела в мозге человека). Отмечая, что гипноз — научно подтвержденное явление и нередко используемое в психотерапии, создатель «Виртуальной академии гипнокоучинга» добавляет, что методы работ с подсознанием уже давно внедряются в самые разные области: «Даже современный нейромаркетинг основан на нейрофизиологии поведения человека. Маркетологи используют эти инструменты, чтобы повысить привлекательность продукта и увеличить продажи. Вирусная реклама создается с пониманием того, как работает мозг». При этом нейролингвист Татьяна Черниговская нередко подчеркивает, что о работе мозга в действительности мы знаем очень мало, так что остается лишь позавидовать осведомленности маркетологов. Но вернемся к гипнозу.

Как мы уже говорили, феномен гипноза действительно пристально изучается научным сообществом и даже принимается им как один из инструментов лечения. Но преподаватель Медицинской школы Гарварда и видный исследователь эффекта плацебо Ирвинг Кирш предупреждает, что в основном все данные, указывающие на эффективность гипнотического воздействия, касаются работы с пациентами, страдающими от боли или повышенной тревожности, так что пока подтвердить или опровергнуть связь гипноза и достижения успеха научно не представляется возможным. Вместе с тем стоит помнить, что раз гипноз способен влиять на человека, то и гипнотерапевта стоит подбирать с особой тщательностью.

Фото:  CSA Images / Getty

На волю случая

Получается, что главное — выйти за привычные рамки мышления, и тут каждый волен выбирать способ, который способен ему в этом помочь. Но для того, чтобы привнести немного иррациональности в свою жизнь и отойти от привычных алгоритмов действий, необязательно обращаться к таро.

Серийный предприниматель и владелец агентства креативных концепций для малого бизнеса St. Martin Agency Юлия Кушнир вспоминает свой опыт рационального тупика. «В бизнесе есть две модели развития: через личный бренд и бренд, отдельный от создателя. Три месяца назад я стояла перед выбором, какой тактики ведения придерживаться, что будет с экспертным блогом и какие каналы продвижения выбрать, — вспоминает предприниматель. — Я — человек, который всегда опирается на аналитику, и в этот раз я, конечно, ее провела, но все равно не могла принять решение. По какому-то стечению обстоятельств в один день я пошла играть в трансформационную игру с Антоном Нефедовым (бизнес-тренер, автор "Talent Game". — "РБК Стиль"). Я не собиралась принимать решение по результатам игры, но именно так и вышло».

Распространение трансформационных игр на Западе началось с игры «Трансформация». Ее создатели — жители духовной общины экопоселения Фидхорн в Шотландии (получившей, кстати, множество наград ООН — но не за духовные практики, а за приверженность идеям устойчивого развития). Идею игры Джой Брейк и Михаил Мошенков заимствовали у тибетских монахов, но адаптировали ее к западному сознанию. Бросая кубик, игрок передвигается по клеткам и выполняет определенные задания. Это все напоминает детскую настольную «Игру в жизнь», с тем исключением, что все задания нацелены на личностный рост игрока: за время игры он может понять свои сильные и слабые качества, разобраться, в чем заключаются его жизненные приоритеты, что тревожит его в данный момент, и так далее.

Со временем по мотивам «Трансформации» начали появляться и другие игры, которые стали называться трансформационными. Один из создателей таких игр в России — консультант и бизнес-тренер Антон Нефедов. Его «Talent Game» — своего рода профориентация для подростков и взрослых. В ходе игры участники перемещаются по четырем секторам, каждый из которых призван найти ответ на определенный вопрос: что я хочу делать; что я умею; что нужно миру, чтобы я делал; за что мне готовы платить. Юлия Кушнир выбрала именно игру, хотя и не воспринимала происходящее серьезно: «В этой игре нет логики — ты просто бросаешь кубики. Учитывая, что я привыкла основываться на аналитических фактах, мне было смешно». Однако с каждым броском кубика Юлия все сильнее включалась в процесс: «Конечно, никакого волшебства в этом не было, и в ходе игры я просто честно отвечала себе на вопросы. Как и в любом коучинге, этот разговор с самой собой показал, чего действительно я хочу». Девушка ответила на свой главный вопрос, положившись на игральные кубики. Кушнир отделила личный блог от бизнеса, и выбранная тактика, по ее словам, сработала успешно. Кроме того, перемещаясь по клеткам, она продумала и структуру своей будущей книги.

«Эта история не про эзотерику, но и рациональной ее не назовешь, — заключает Кушнир. — Я думаю, осознанность человека подразумевает гибкость в принятии решений. А что касается трансформационных игр, то они просто задают вектор собственных мыслей, но никак не решают за человека».

Кто такие майнд-коучи и зачем нужно тренировать мозг.