Стиль
Жизнь #пронауку: как богатство влияет на самоуверенность
Стиль
Жизнь #пронауку: как богатство влияет на самоуверенность
Жизнь
#пронауку: как богатство влияет на самоуверенность
© coldsnowstorm
Специалисты Американской ассоциации психологов выяснили, что люди, которые относят себя к высшему классу общества, склонны преувеличивать свои способности, считая их исключительными.

«Преимущества порождают преимущества. Те, кому повезло родиться в высших слоях общества, с большей вероятностью сохранят свою принадлежность к ним. Предприниматели с высоким заработком чаще происходят из богатых семей, — констатировал Питер Бельми из Университета Вирджинии, ведущий автор исследования. — Наша работа демонстрирует, что социальный класс формирует отношение людей к своим способностями, что, в свою очередь, влияет на неизменность классовой иерархии от поколения к поколению».

Белми и его коллеги провели четыре исследования, посвященные связи между происхождением и самоуверенностью. В первом участвовало более 150 тыс. человек — владельцев малого бизнеса в Мексике. Все они рано или поздно обращались за кредитами, что помогло собрать данные об уровне их дохода и образования, а также о положении бизнесменов в обществе. Заявители должны были пройти психологическую экспертизу, результаты которой применили для оценки их кредитоспособности. Частью этой процедуры стала флеш-игра: участникам показывали изображение, которое после нажатия клавиши исчезало и заменялось другим. Они должны были определить, соответствует ли вторая картинка первой. Так продолжалось 20 раз, после чего заявителям предложили оценить свои результаты и сравнить их с результатами других участников по шкале от 1 до 100. Когда психологи изучили фактические оценки и сравнили их с прогнозами заявителей, выяснилось, что люди с высшим образованием, высоким доходом и социальным положением чаще преувеличивали свои способности, чем участники с более низким социальным статусом.

© guvendemir

Другие два исследования проводились в режиме онлайн, в них приняло участие 1400 добровольцев. Тесты показали, что представители высшего класса общества склонны считать, что в отличие от других добиваются грандиозных успехов. Однако когда исследователи проверили фактическую производительность самоуверенных добровольцев, оказалось, что она ниже, чем у тех, кто склонен к сомнениям.

В четвертом исследовании участвовало 236 студентов. Они ответили на 15 вопросов из викторины и самостоятельно выставили себе оценки, указали свой социальный статус и доход, а также уровень образования своих родителей. Неделю спустя психологи организовали собеседования с видеосъемкой, а материалы отдали на суд более 900 зрителей, привлеченных из Сети. Догадки снова подтвердились: самыми самоуверенными были студенты из семей с высоким доходом и социальным статусом. Более того, сами онлайн-судьи сообщили, что не сомневаются в компетентности самоуверенных участников.

По словам Питера Белми, эффект чрезмерной уверенности в себе может быть частично обусловлен различиями в ценностях рабочего и среднего классов общества. «В среднем классе люди социализируются, чтобы дифференцироваться, самовыражаться и уверенно транслировать свои идеи, даже когда им не хватает фактических знаний, — объясняет Белми. — Люди из рабочего класса стараются социализироваться, чтобы принять ценность смирения, принадлежности к группе и свое место в иерархии».

Результаты исследования противоречат распространенному убеждению, что все люди считают себя лучше, чем на самом деле. Этот тип мышления характерен для представителей среднего и высшего социальных классов, заключают специалисты.