Чем стал образ льва для мировой культуры: от Античности до наших дней

Вечный символ власти
Задолго до наступления нашей эры в разных культурах сложился консенсус: лев — символ нечеловеческой силы, поэтому покорить его может либо герой, либо властитель. Из мифов Древней Греции мы помним, что первый подвиг Геракла — убийство немейского льва. Побороть чудовищных размеров животное герою поручил микенский царь — этот подвиг запечатлен на многочисленных античных памятниках: от греческих кувшинов до римских саркофагов. У ассирийских царей охота на львов была не светским развлечением, а важнейшим ритуалом демонстрации власти. Сначала льва окружали, чтобы животное не могло сбежать и осталось без пищи. Затем солдаты наносили первые, несмертельные, удары истощенному к тому моменту льву, после чего уже безопасного соперника лишал жизни сам царь.
Наделенные властью греки и римляне переняли у восточных правителей традицию держать при себе львов. Известно, что римский полководец Марк Антоний, а также многие императоры владели прирученными львами. Одомашненного зверя римские авторы трактовали как символ сильной единоличной власти, а укрощение зверя демонстрировало умение подчинить себе общественное мнение и управлять людьми.

Настоящий расцвет «львиного» символизма начался в Средние века — к тому времени лев стал общепризнанным олицетворением правителя, и это сразу отразилось в геральдике.
Не обошлось тут без библейского влияния. В Ветхом Завете лев — символ одного из колен Израилевых (колено Иудино), из которого пошла династия царя Давида. Льву уподоблялся в Библии Иуда Маккавей — руководитель восстания евреев против сирийского царя. «Тем временем царь, поднятый повелением Божиим, устрашал своих врагов, как дикий лев», — писал средневековый поэт о короле Фридрихе Барбароссе.
Если в античности лев мог трактоваться как спутник тирана, то в Средневековье образ ассоциировался со справедливостью, нравственной добродетелью и благородством. Даже львиная ярость рассматривалась как воплощение сил, которые защищают божественный порядок, — неслучайно прозвище Львиное Сердце получил король Ричард I, один из самых известных крестоносцев. Популярность символа вскоре перешла от королей к воинам — в рыцарских эпосах десятки воинов именуются «львиным сердцем», а многочисленные вариации льва на гербах становятся общим местом в последующие столетия. Причем на гербах самых разных — и рыцарских, и королевских, и республиканских.
Венецианская республика по сравнению со своими средневековыми монархическими соседями была более прогрессивным и демократическим образованием: верховного правителя, дожа, выбирали из представителей аристократических семей. Республики уже давно не существует на карте, однако ее символ — лев святого Марка — по-прежнему на гербе Венеции. На книге, которую держит лев, написано: «Pax tibi, Marce, evangelista meus» («Мир тебе, Марк, евангелист мой»). Эти слова отсылают к легенде, по которой евангелист Марк попал в бурю на венецианской лагуне, где ему явился ангел и предсказал, что его мощи упокоятся в этом месте. Эта легенда, появившаяся в XIV веке, укрепила связь между святым Марком и Венецией, а также стала обоснованием для похищения его мощей из Александрии местными купцами. Лев же был исторически «закреплен» за Марком в христианской иконографии. Венецианцы изображали крылатого льва на своих знаменах, вырезали на бастионах и кораблях — учитывая, что колонии республики находились даже на территории современной Абхазии, лев святого Марка был известен далеко за пределами Аппенинского полуострова.

Но всех «переиграл» львиный герб Соединенного Королевства. Во времена Британской империи под его властью проживало 25% населения земного шара, и до сих пор три льва остаются эмблемой английских монархов, а ведь облик герба начал складываться еще во времена короля Ричарда Львиное Сердце.
Искусство в безопасности
Львы в искусстве прошлого — это не просто животные. До изобретения охранных систем и камер видеонаблюдения можно было рассчитывать только на толщину стен, мастерство фортификаторов и на львов, охраняющих город и отдельные его здания.
Например, в древнегреческий город Микены можно было попасть только через ворота, украшенные рельефом со львами, опирающимися на колонну. Ворота — самое уязвимое место любой крепости, которое требует особой защиты, потому образ могучего зверя тут расположен как нельзя кстати. Еще более мощные львы, высеченные из камня, встречали тех, кто въезжал в город Хаттуса Хеттского царства на территории современной Турции.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II обнес город двойными стенами высотой 14 м с оборонительными башнями — войти внутрь можно было через несколько укрепленных ворот. Монарх не жалел денег не только на проектирование и строительство сложнейшей инженерной системы укреплений, но и на оформление — именно оно должно было настраивать тех, кто въезжал в город, на нужный лад. Поэтому на знаковых воротах, посвященных богине войны и мудрости Иштар, мы видим многочисленные изображения львов. Более того, они сопровождали горожан и гостей Вавилона и дальше по дороге процессий. На стенах вдоль нее на уровне глаз также располагались львиные рельефы: львы должны были охранять этот священный путь, особенно во время празднования Нового года, когда статуи вавилонских богов проносили по улице через ворота Иштар к праздничному храму.

Проходящий лев, кирпичная панель с Дороги процессий, которая шла от храма Мардука к воротам Иштар и храму Акиту. Глазурованная терракота, правление Навуходоносора II (605–562 годы до н.э.), Вавилон (Ирак)
Самым распространенным в европейском искусстве стал вполне определенный образ — лев, стоящий лапой на шаре, чтобы в случае чего проснуться и не упустить врага. Одного из таких — льва Альбани I века нашей эры из зеленого базальта — можно увидеть в коллекции Лувра. В эпоху Ренессанса этот иконографический тип закрепился в архитектурной мысли благодаря герцогу Фердинанду I Медичи, который украсил виллу семьи в Риме парой львов, один из которых был древнеримским оригиналом, а второй был выполнен скульптором Фламинио Ваккой.
В конце XVIII века парочка была перевезена в Лоджию Ланци на площади Синьории во Флоренции, где стала настоящей достопримечательностью. Англия, Германия и далее везде — постепенно тренд на львов Медичи дошел до Российской империи, где пришелся ко двору во всех смыслах, и фактически львы стали символом классицизма в архитектуре. Больше того, с наступлением эпохи эклектики, а затем модерна в архитектурной моде львы никуда не исчезли. Например, на Пятницкой улице в Замоскворечье в 1897 году был построен особняк Вильгельмины Рекк с парой львов — один спит, а другой вглядывается в лица прохожих.

От высокого к популярному
В XX веке появляются международная популярная культура и бренды, которые и становятся носителями смыслов и трендов. Символично, что еще в эпоху немого кино рычащий лев Лео стал логотипом и талисманом студии Metro Goldwyn Mayer, которая сразу же прославилась дорогостоящими блокбастерами и работой с главными звездами Голливуда. Там же появилась бондиана — франшиза фильмов о британском спецагенте. Лев вообще становится для кинематографистов особым символом: главная награда Венецианского кинофестиваля с 1949 года — статуэтка «Золотой лев», отсылающая ко льву святого Марка, теперь уже мультисимволу.

Логотип Metro Goldwyn Mayer 1928–1956 годов для всех черно-белых фильмов с изображением льва Джеки
Неудивительно, что самый кассовый мультфильм в истории — диснеевский «Король Лев» 1994 года. Спустя почти 20 лет королева современной поп-музыки Бейонсе озвучила повзрослевшую львицу Налу в ремейке фильма и выпустила к этому событию визуальный альбом Black Is King — набор видеоклипов, снятых на все песни саундтрека к «Королю Льву». Альбом стал своеобразным манифестом певицы и способом рассказать всему миру об опыте чернокожих людей и переосмыслить традиции африканской культуры.
Если в Средние века лев ассоциировался с королевскими семьями, то сегодня — с модными домами, конечно же самыми значимыми. Основательница дома Chanel Габриэль Шанель родилась под знаком Льва и всю жизнь окружала себя талисманами с его изображением. Например, статуэтка льва всегда присутствовала на рабочем столе модельера в парижской квартире. Ну и, конечно же, золотые львы оказались на пуговицах знаменитых твидовых жакетов Chanel, которые стали, пожалуй, самыми известными «статусными» вещами. Джанни Версаче поместил льва на логотип второй линии Versace — Versus, которую создал специально для креативных экспериментов своей сестры Донателлы. Канонический логотип Versus на ремнях, чокерах и браслетах, в отличие от пуговиц Chanel, — символ дерзкого и бунтарского стиля.
Лев — вечный образ
Современную визуальную культуру XXI века часто критикуют за то, что она не может дать миру ничего нового — все уже придумано до нас. Хорошо, что такие доводы не смущали античных авторов, которые смело перерабатывали наследие более древних, восточных цивилизаций, а также архитекторов и художников XV–XVIII веков, которые в свою очередь опирались на греко-римских предшественников. Есть тенденции, которые живут год, несколько лет, а есть такие, которые переходят с нами из эпохи в эпоху. Так произошло и со «львами Медичи», одним из сильнейших образов власти и благородства, который остался с нами и в XXI веке.
В клубном доме класса делюкс «Космо 4/22» от «Галс-Девелопмент» мраморные львы стали частью контекста новой архитектуры Москвы: снаружи — парадный фасад здания на первой линии набережной, с элементами доходного дома начала XX века в духе купеческого Замоскворечья, внутри — атмосфера закрытого клубного дома, которую создает тайный сад-патио с фонтаном. Именно там жителей комплекса встречают «львы Медичи», созданные из уральского мрамора коелга, очень похожего на каррарский, из которого сделаны «прародители». Скульптуры размещены не на улице у парадного входа, как это было в средневековой Италии, а в месте, скрытом от глаз посторонних. Это и есть признак времени: не демонстрировать статус, а наслаждаться вечной красотой, тем более что вокруг этого дома ее достаточно: тихий центр Москвы с видом на Котельническую набережную и Кремль одновременно.

«Львы Медичи», созданные для клубного дома «Космо 4/22»
На месте «Космо 4/22» находился доходный дом, построенный в 1901 году мастером поздней эклектики Николаем Благовещенским, создателем первого проекта московского кинотеатра «Художественный». При строительстве парадный фасад дома восстановили, укрепили и органично вписали в проект. Так получился дом с оригинальным фасадом ручной работы. При этом оснащение дома ультрасовременное, со всеми элементами комфорта класса делюкс: системой умного здания с бесконтактным доступом, высококлассным консьерж-сервисом 24/7, видеонаблюдением, подземным двухуровневым паркингом с датчиками движения, бесконтактным доступом и зарядными станциями для электрокаров. Воздух в квартирах увлажнен и очищен, а вода из крана по качеству равна бутилированной. Для резидентов также доступна переговорная комната на первом этаже, где также удобно собраться с небольшим кругом гостей. Особенность дома — роскошные двухуровневые пентхаусы с потолками до 7,6 м и террасами, откуда открываются панорамные виды на Москву-реку, Кремль и высотку на Котельнической.

Клубный дом «Космо 4/22»
Но самое главное — абсолютная приватность комплекса в сердце города благодаря расположению на камерной набережной, внутреннему двору за изящной кованой оградой и тем самым особым стражам. Благородные львы оберегают покой дома — как это и было две тысячи лет назад.
Реклама. ООО "СЗ "ГАЛС-КОСМОДАМИАНСКАЯ", erid: 2SDnjdk3deN









