Музыка и архитектура: как прошла премьера симфонии Ильи Демуцкого Nicole

Театр (в нашем случае — Большой зал Московской государственной консерватории) уж полон, ложи (точнее — фойе, партер и амфитеатр) блещут. Блещут бабочками и строгими костюмами мужчин, вечерними платьями с открытыми плечами и голыми спинами женщин, игристым и вспышками фотоаппаратов. Мелькают знакомые лица. Среди тех, кто пришел на мировую премьеру симфонии Nicole композитора Ильи Демуцкого в исполнении оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса, — Олег Меньшиков, Михаил Куснирович, Тереза Мавика, Зельфира Трегулова, Ксения Соловьева и другие.









Илья Демуцкий родился в Ленинграде, учился хоровому дирижированию в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и композиции в Консерватории Сан-Франциско. Его симфония Nicole посвящена трансформации исторического центра Москвы, Китай-городу и Никольской улице.
Ход, которым пошел Демуцкий, известен почти шесть веков: взять за основу музыкальной композиции архитектурную структуру придумал Гийом Дюфаи в 1436 году. Его мотет Nuper rosarum flores, написанный по случаю освящения флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в своей музыкальной форме повторяет строение купола храма. В XX веке пример синергии музыки и архитектуры продемонстрировал Ле Корбюзье, спроектировавший павильон для Международной выставки в Брюсселе вместе с Янисом Ксенакисом, композитором и архитектором. И вот коллаборация музыки и архитектуры появилась уже и в наши дни.

В симфонии Ильи Демуцкого Nicole три разнохарактерные части. Трехчастная структура и у квартала Niсole, который девелопер MR строит неподалеку от Красной площади. Амбициозный проект предполагает соединение ультрасовременной архитектуры и исторического контекста старой Москвы, — это обстоятельство композитор и осмыслил в новом произведении.
«Моя симфония Nicole — это музыкальный собор, возведенный из звуков, где каждая нота подобна камню в стремлении к гармонии, — говорит Илья Демуцкий. — Меня вдохновила сама суть архитектуры — ее способность застыть во времени, оставаясь вечной».






Трудно, точнее — практически невозможно придумать лучшего исполнителя для премьеры симфонии, чем оркестр musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Курентзиса любят в том числе за умение превращать дирижирование в перформанс, а выступления оркестра — в ритуал. Симфония Nicole звучит чисто и прозрачно, как будто пытается компенсировать пришедшим запоздавшую весну. Да, это музыка весны, музыка нового начала, обещающая и торжество, и гармонию, и волшебство.
За Демуцким без антракта следует Чайковский — «Франческа да Римини» и концертная сюита из балета «Щелкунчик» на бис. И даже аплодисменты, раздавшиеся на первых, таких знакомых, аккордах бисов, не разрушают магии, которую умеет создавать на своих концертах Курентзис.

Если квартал Nicole получится таким же, как прошедший концерт, то это будет не просто «музыка, застывшая в камне» (именно так называл архитектуру Гете), а величайшая музыка, застывшая в камне.
Жилой проект, который займет огромную территорию в переулках Китай-города, будет состоять из трех частей: Nicole Club, Nicole Residence и Nicole Collection. Первая станет общественным пространством, открытым для всех желающих; здесь появятся модные кафе, шоурумы и расположатся культурные институции. Другие две резиденции останутся местами спокойствия и единения, которым не помешает и сердце Москвы по соседству — Красная площадь, расположенная в пяти минутах пешком.
Автор проекта, архитектурное бюро Heatherwick Studio, органично впишет квартал в контекст объектов культурного наследия, среди которых — Торговый дом А.Г. Хаджи-Консты, единственная сохранившаяся в Китай-городе боярская городская усадьба XVIII века и другие памятники архитектуры.





Nicole не единственный проект в коллекции эксклюзивной недвижимости MR Private. Кроме него, прямо сейчас строятся еще девять жилых кварталов — разных по географии и архитектуре, но объединенных единой концепцией современного элитного дома.
Среди них: фамильный дом Luce в Крестовоздвиженском переулке, задуманный как синтез двух культур — итальянской и русской, новая архитектурная доминанта Садового кольца Forum, клубный дом в Староваганьковском переулке по соседству с Luce; усадьба «Дом Демидова» на Новой Басманной, где за основу взят знаменитый московский классицизм, и новый проект на улице Климашкина, в котором ультрасовременная архитектура встречается с фасадом XIX века авторства Эрнста-Рихарда Нирнзее. В новом камерном проекте на улице Машкова авторы обыграли знаковую архитектуру московского модерна, а дом на Раушской набережной и ансамбль особняков в Казачьем переулке завершают этот список, являясь яркими представителями замоскворецкой архитектуры, которая в их случае дополнена премиальным содержанием, — принцип, во многом сформировавший коллекцию MR Private.


Проектная декларация — на сайте «Наш дом РФ»
Реклама. ООО СЗ «Б-ХОЛДИНГ», erid: 2SDnjeNyuoT