Канны-2025: Де Ниро, Ди Каприо и старые песни о главном

Программа основного конкурса, которую начнут показывать сегодня, выглядит на бумаге весьма удивительно. Классики в этот раз явно не успели ничего снять, поэтому каннскую номенклатуру представляют в конкурсе только братья Дарденны (в прошлом году были — с нелучшими своими творениями — Коппола, Кроненберг, Шредер). Но влиятельные бельгийские братья пока не превратились в монументы самим себе, в связи с чем можно утверждать, что сердцевину фестиваля составляет исключительно актуальное кино. Будем надеяться, что оно окажется хорошим.
Дебютов в основном конкурсе нет, но есть имена, известные только профессионалам и лютым синефилам, — в основном тех, которых «повысили» после участия во второй по значению программе «Особый взгляд». Это примерно половина конкурса. Вторую половину конкурсантов составляют известные режиссеры, в данный момент находящиеся в самом расцвете творческих сил: Уэс Андерсон, Ари Астер (автор «Солнцестояния» и «Всех страхов Бо» участвует в каннском конкурсе впервые), Сергей Лозница (со снятыми на русском языке «Двумя прокурорами»), Ричард Линклейтер (со снятой на французском языке «Новой волной»), датчанин Йоаким Триер (чей «Худший человек на свете» понравился многим несколько лет назад), француженка Жюлия Дюкурно (чей «Титан» не понравился многим несколько лет назад, хотя и удостоился «Золотой пальмы») и репрессированный иранец Джафар Панахи, которому за заслуги перед отечеством будут весь фестиваль прочить главный приз, который он в итоге не получит, как Мохаммад Расулоф в прошлом году.

Кадр из фильма «Финикийская схема»
22 конкурсные картины будет оценивать жюри под предводительством актрисы Жюльет Бинош. Также в жюри еще две актрисы Холли Берри и Альба Рорвахер (они будут отлично выглядеть все десять дней на красной дорожке), голливудский актер Джереми Стронг (сериал «Наследники»), писательница Лейла Слимани, индийская женщина-режиссер Паял Кападиа (чей фильм «Все, что нам кажется светом» в прошлом году удостоился каннского Гран-при), ее коллега из Конго Дюдо Амади, мексиканский автор «крутого артхауса» Карлос Рейгадас и южнокорейский режиссер Хон Сан-су, без присутствия которого не обходится ни один уважающий себя фестиваль.

Жюри 78-го Каннского кинофестиваля: Карлос Рейгадас, Пайал Кападиа, Дюдо Амади, Джереми Стронг, Жюльет Бинош (председатель жюри), Альба Рорвахер, Лейла Слимани, Холли Берри и Хон Сан-су
Чтобы Альбе Рорвахер не скучать в Каннах, ее сестра, отличный итальянский режиссер Аличе Рорвахер («Химера»), получила должность президента жюри конкурса дебютов, собранных из всех фестивальных программ. Тем временем жюри конкурса «Особый взгляд» возглавила в этом году сильно уступающая ей 31-летняя британская режиссер Молли Мэннинг Уокер, снявшая всего один довольно средненький фильм, «Как заниматься сексом» (он выиграл в этом конкурсе два года назад). Может быть, учли ее более обширный опыт в качестве оператора, в том числе фильм «Задира» с Харрисом Дикинсоном в одной из главных ролей. Звезда «Треугольника печали» Дикинсон, а также Скарлетт Йоханссон и Кристен Стюарт представят в «Особом взгляде» свои режиссерские дебюты, поэтому второму по значению каннскому конкурсу, где обычно показывают работы молодых и малоизвестных авторов, будет уделено первостепенное внимание.
Звезда «Треугольника печали» Дикинсон, а также Скарлетт Йоханссон и Кристен Стюарт представят в «Особом взгляде» свои режиссерские дебюты.
Что касается внеконкурсной программы, то ее хайлайтами станут последняя серия франшизы «Миссия: невыполнима» с нестареющим Томом Крузом, ремейк фильма Акиры Куросавы «Рай и ад» (Highest 2 Lowest) в исполнении Спайка Ли и новое свершение брата Коэна (Итана) под названием «Дорогая, не надо!» (Honey Don't!). Во внеконкурсную секцию «Каннские премьеры», чья основная задача — не допустить миграции пригретых Каннами авторов на другие фестивали, определены, среди других, новые фильмы Фатиха Акина, Лава Диаса и Кирилла Серебренникова.

Особый интерес представляют собой случаи «непрохождения» фильмов через прихотливое сито каннской селекции. Наблюдатели удивились, не обнаружив в списках, например, долгожданной новой работы Джима Джармуша — неоднократного участника и победителя фестиваля в прошлом. Джармуш, вероятно, тоже этому удивился, в связи с чем опубликовал в соцсетях фотку, на которой он с Игги Попом показывают фестивалю «факи» — впрочем, провисела она недолго. Трудно допустить, что фильм Джармуша «Отец, мать, сестра, брат» с Кейт Бланшетт, Адамом Драйвером, Томом Уэйтсом, Шарлоттой Рэмплинг и т.д. хуже, чем, например, прошлогодний «Мегалополис» Ф.Ф. Копполы. Поэтому мы наверняка обнаружим его в программе предстоящей Венеции в хорошей компании Пола Томаса Андерсона, Терренса Малика, Луки Гуаданьино, Йоргоса Лантимоса, чьи новые картины либо не готовы, либо берегут себя для венецианской лагуны, откуда сподручнее брать приступом «Оскары». Джармуш, кстати, не впервые не проходит отбор в Канны: когда-то, тоже с большим скандалом, фестиваль отказался от его фильма «Предел контроля» — виртуозного и почти абстрактного произведения современного искусства. Иногда фильмы просто не вписываются в схемы, которые заранее рисуют себе отборщики.
На открытии чествовали Роберта Де Ниро: почетную «Пальмовую ветвь» ему вручал другой знаменитый итало-американский актер, Леонардо Ди Каприо, в ранней юности снимавшийся в его режиссерском фильме и считающийся едва ли не правопреемником Де Ниро. Вместе с ним на сцене персонифицировалась мощь и слава большого мирового кино прежде всего ХХ века — не только голливудского, ведь Де Ниро снимался и у Бертолуччи, и у Серджо Леоне. Речь, которую произнес этот по-настоящему великий актер, была честной, прямой, благородной и острополитической, и мне стало интересно: впечатление от какого нового каннского фильма превзойдет и эту речь, и мизансцену, в которой Ди Каприо, сам произнесший в честь Де Ниро прекрасную речь, покорно нес за «крестным отцом» коробку с престижной наградой.
«Уехать однажды» Амели Боннен
Таким фильмом точно не оказалась вещь под названием «Уехать однажды» (Partir un jour), которой почему-то открылся фестиваль. Впервые в его истории фильмом открытия стал дебют — французский, само собой. Поддержкой местных производителей только и можно объяснить этот странный выбор. По регламенту Каннского фестиваля картина, его открывающая, обязана выйти на следующий день в национальный прокат — именно это и произойдет с произведением некоей Амели Боннен с плеядой малоизвестных французских актеров. Действие происходит в провинции в рабочей среде, куда — в связи с постигшим отца инфарктом — возвращается героиня, продолжательница династии поваров и участница кулинарного шоу, прославившего ее на всю страну. Она принимается помогать родителям в приготовлении беф бургиньона и спагетти алле вонголе, попутно встречаясь с бывшими одноклассниками и выясняя отношения с оставшимся в Париже бойфрендом.
Время от времени, когда героев захлестывают чувства, они принимаются, как могут, исполнять французские «старые песни о главном», самая известная из которых «Parole parole» из репертуара Далиды. Этот прием, мягко говоря, не назовешь большим откровением (кто его только не использовал с несравненно большим успехом — от Жан-Люка Годара и Жака Деми до Алена Рене и т.д.) — как и сам фильм, пытающийся повенчать жанр мюзикла с сермяжным соцреализмом: и процессы приготовления пищи, и акты исполнения популярных песен выглядят в нем нарочито неаппетитно. То, что на утопающем в бриллиантах Каннском фестивале понимают, что иногда и у самых простых людей от радости или боли поет сердце, конечно, весьма похвально, но это зрелище вызывает, увы, только чувство неловкости.
