Стиль
Впечатления «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам
Стиль
Впечатления «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам
Впечатления

«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

Слева: Станислав Жуковский. «Осень. Терраса», 1910-е. Частное собрание, Москва. Справа: Николай Богданов-Бельский. «Лето», 1911. Собрание Музея русского импрессионизма

Слева: Станислав Жуковский. «Осень. Терраса», 1910-е. Частное собрание, Москва. Справа: Николай Богданов-Бельский. «Лето», 1911. Собрание Музея русского импрессионизма

14 февраля в Музее русского импрессионизма открывается выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». История этого явления — это история одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для «освобождения руки» и экспериментов

Пленэр и этюдность: как в России появился воздух импрессионизма

Еще совсем недавно исследователи сомневались, что импрессионизм в России вообще был. Сегодня тот факт, что русское искусство прошло этап импрессионизма, представляется неоспоримым — все больше ведущих специалистов и учреждений посвящают выставочные и издательские проекты этому явлению. Его действительно невозможно вписать в классические рамки художественных направлений. Историк Дмитрий Сарабьянов в своей работе «Русская живопись ХIХ века среди европейских школ» говорит о «смазанности» импрессионизма как этапа в русской живописи. Он стал стилистическим импульсом, который «промыл глаза» художникам и дал дорогу авангардным направлениям.

В каталоге выставки искусствовед Ирина Вакар отмечает, что русский импрессионизм действительно не является прямым заимствованием французского. Первые русские художники, использующие приемы импрессионизма, — Репин, Поленов, Серов и Коровин — учились у французских мастеров не через прямые копии, а через переосмысление метода. Они вдохновлялись пленэрными композициями Моне и Ренуара, но адаптировали их под собственное видение мира, в котором отражалась русская природа, воздух и свет.

Константин Коровин. «Цветы и вазы», 1915. Частное собрание, Москва

Константин Коровин. «Цветы и вазы», 1915. Частное собрание, Москва

Но если во Франции импрессионизм стал вызовом академической системе и объединением единомышленников, то русские художники осваивали его разрозненно, не создавая устойчивых групп и не провозглашая манифестов. Первые пленэрные опыты Репина и Поленова не привели к появлению школы: их ученики также развивали импрессионизм независимо, опираясь уже на личный художественный опыт.

Следующее поколение русских импрессионистов — Борисов-Мусатов, Грабарь, Ларионов — формировалось в Европе или знакомилось с течением через коллекции Щукина и Морозова, но не через диалог с предшественниками.

Для русских художников импрессионизм стал методом не только для исследования света и цвета, но и для решения собственных художественных задач. Коровин с его этюдной живописью искал свободу мазка. Серов использовал пленэрные эффекты для передачи психологической глубины портрета. Ларионов быстро ушел в авангард, а Сомов сочетал импрессионизм с символизмом. Каждый двигался по своему пути, а потому история русского импрессионизма — это скорее мозаика отдельных блестящих фрагментов, чем целостная картина самостоятельного направления.

«Эти художники любят»: взлет и падение «Нового общества художников»

Адаптация к реальности

В России художники адаптировали импрессионизм к особенностям северного света и климата, который по сравнению с мягким французским отличался резкими сезонными контрастами. Если Моне или Ренуар акцентировали яркие рефлексы и теплые оттенки, передавая энергию южного солнца, то русские мастера сосредоточились на рассеянном освещении, холодных тенях, туманах и снегопадах. Отличный пример — «Пароход» Дмитрия Щербиновского или «Лунная ночь» Николая Мещерина. Их палитра строилась на сложных градациях серого, голубого и сиреневого, что помогало передать специфику северной природы: хрупкий иней, влажный воздух, затяжные сумерки.

Свет в русском импрессионизме не заливал пространство, а мягко растворялся в воздухе, создавая ощущение глубины и изменчивости. Это особенно заметно в пейзажах Игоря Грабаря, где свет преломляется в кристаллах снега.

Игорь Грабарь. «Иней», 1904. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Игорь Грабарь. «Иней», 1904. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Французские импрессионисты стремились передать движение и ритм города, заполняя холст вибрацией мазка. В России этот метод трансформировался: композиции стали более фрагментарными, с размытыми границами и смещенным фокусом. Художники отказывались от четкого центра, как в «Кафе ночью» Сергея Виноградова, где внимание переключается на свет и бушующее пространство. Воздух и цветовые переливы сами становились частью композиции, создавая эффект растворенности формы, как в «Цветущем саду» Давида Бурлюка.

Сергей Виноградов. «Кафе ночью», 1901. Тульский музей изобразительных искусств.Тульское музейное объединение

Сергей Виноградов. «Кафе ночью», 1901. Тульский музей изобразительных искусств.Тульское музейное объединение

Сюжетно русский импрессионизм был более созерцательным. Вместо парижских бульваров и кафе — дачные веранды Жуковского, парки Бродского, заснеженные улицы Архипова. Вместо суеты современного города — уединение и личное переживание момента, как в «Летнем дне» Левитана, где природа превращается в медитацию.

Исаак Левитан. «Летний день», 1880-е. Музей-заповедник «Абрамцево»

Исаак Левитан. «Летний день», 1880-е. Музей-заповедник «Абрамцево»

Художники сочетали пленэр с традицией передвижников: например, Филипп Малявин в этюде «Женщина с ребенком» сохранил социальный подтекст, а Николай Фешин в портретах соединил импрессионистическую легкость с психологизмом.

Филипп Малявин. «Женщина с ребенком». Этюд, конец XIX — начало XX века. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Филипп Малявин. «Женщина с ребенком». Этюд, конец XIX — начало XX века. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Если французские мастера воспевали энергию современной жизни, то русские художники фиксировали тишину и атмосферу уходящего времени. Это отражало не только климатические, но и культурные особенности: ностальгию по усадебной культуре, интерес к национальным мотивам, философское восприятие природы. Как писал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, русский импрессионизм — это «воздух, ставший живописью», где свет и климат превратились в метафору мироощущения.

Дорога в авангард

В 1910-х годах русский импрессионизм стал платформой для радикальных экспериментов, которые привели к рождению авангарда. Художники начали деконструировать форму, цвет и пространство, превращая импрессионистические приемы в инструменты нового искусства.

Михаил Ларионов, начав с мягких световых рефлексов в «Волах на отдыхе», пришел к лучизму, где свет перестал быть имитацией и превратился в чистую энергию.

Михаил Ларионов. «Волы на отдыхе», 1908. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов. «Волы на отдыхе», 1908. Государственная Третьяковская галерея

Роберт Фальк заимствовал у кубистов интерес к геометрии, но сохранил импрессионистическую палитру. Наталья Гончарова в ранних работах сочетала дробные мазки с декоративными узорами, что напоминает этюдную манеру Коровина. Позже она упростила формы до геометрических фигур, сохраняя динамику, которую импрессионисты находили в движении. Если импрессионисты учились видеть свет, то авангардисты начали видеть в нем идею.

Между искусством и коммерцией

Не собрав единую школу, импрессионизм из революционного метода превратился в рыночный продукт, ценимый за декоративность, но лишенный новаторского заряда. В отличие от радикального авангарда, он не шокировал публику. Его «натюрная» красота — солнечные блики, цветущие сады, уютные интерьеры — идеально дополняли домашнюю обстановку.

Например, на выставках Союза русских художников демонстрировали работы, где импрессионистические приемы использовались для изображения «милых» сценок — чаепитий, катаний на лодках, что контрастировало с психологизмом первого поколения художников. Многие повторяли одни и те же приемы, превращая их в шаблон. Этюдность, которая изначально считалась символом свободы, больше ассоциировалась с незавершенностью.

При этом именно импрессионистские работы позволяли авангардным художникам впоследствии финансировать свои эксперименты. Импрессионизм дал им метод и освободил руки, вдохновив на поиск своего языка за пределами классических форм и смыслов.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма будет работать с 14 февраля по 1 июня.