Стиль
Впечатления Страсть, магия, минимализм: культурная афиша апреля
Стиль
Впечатления Страсть, магия, минимализм: культурная афиша апреля
Впечатления

Страсть, магия, минимализм: культурная афиша апреля

Фото: Пресс-служба
Большие фестивали, спектакли, концерты, а также щепотка магии — рассказываем, что ждет нас в апреле в театрах и кино

Modanse

11, 12 апреля
Большой театр

Вечер, соединяющий два одноактных балета, будет целиком и полностью посвящен Светлане Захаровой. И если в первом спектакле («Как дыхание») прозвучит музыка Георга Фридриха Генделя, то во втором («Габриэль Шанель») — композитора Ильи Демуцкого, написанная специально для постановки. Так эпоха барокко сплетется со временем совсем иным, ставшим фоном для рождения той самой мадемуазель Коко. Танец для Шанель всегда был синонимом свободы, и новое ее воплощение Светлана Захарова представит на сцене Большого театра.

Фестиваль Dance Open

10–18 апреля
Александринский театр, Петербург

Большой и уже традиционный для Санкт-Петербурга фестиваль балета предваряет в этом году не менее масштабная, чем его программа, цифра — XXII. Танцоры, как водится, едут со всего света, что в новых реалиях кажется если не чудом, то большим достижением команды. То самое «вопреки» окажется лейтмотивом многих постановок. Среди них, к примеру, брейк-данс-комедия «Лобби», которая откроет хореографический смотр. Она отличный способ убедиться, что мир современного танца широк и многообразен, знает толк в иронии, импровизации и соединении жанров и территорий.

Дни Александринского театра в Москве

1–8 апреля
МХТ имени А.П. Чехова

Очередные дни Александринского театра в Москве пройдут под знаменем трех спектаклей: это «Отелло» Николая Рощина, «Процесс» Аттилы Виднянского, «Тварь» Никиты Кобелева, никогда до этих пор на московских сценах не бывавшие. Лишь большой формой дело не ограничится, гастроли Александринки традиционно включают не только результаты труда, но и размышления о них, принимающие форму лекций, обсуждений и мастер-классов.

Non/fiction. Весна

6–9 апреля
Гостиный двор

Международная ярмарка интеллектуальной литературы решила явить свое новое — весеннее — воплощение, чтобы собрать в Гостином дворе всех любителей современной литературы по обе стороны страниц и форзацев. Издатели, редакторы, писатели, литературоведы и читатели, как обычно, не удержатся от бесед и дискуссий, а издательства привезут все новинки. Кроме того, по обещаниям организаторов, одним из смысловых центров Non/fiction станет искусство, которому будет отдан целый павильон. На практике это означает, что в одном месте обнаружится множество книг самых разных тем и жанров, предлагающих взглянуть на исследуемый предмет с десятков разных сторон.

Фото: Пресс-служба

«Летучий голландец»

1–5 апреля
Пермский театр оперы и балета

«Летучий голландец» — уже второй (после «Кармен» Бизе) совместный спектакль режиссера Константина Богомолова, дирижера Филиппа Чижевского и художника Ларисы Ломакиной на сцене Пермского театра оперы и балета. Опера Рихарда Вагнера полнится страстностью и дерзостью чувств, которые соединяются с глубокой философичностью. Все это материал, как никакой другой, подходящий для выбранной театром группы постановщиков, больших знатоков неожиданных и даже рискованных трактовок.

Фото: Андрей и Никита Чунтомовы/Пресс-служба

Концерт Алексея Любимова

20 апреля
Галерея «Нико»

Пианист Алексей Любимов посвящает программу Иоганнесу Брамсу и называет ее «Брамс — осторожная страстность». Какова ее природа и в чем ее скрытность, расскажут рапсодии, интермеццо, пьесы-фантазии и другие сочинения немецкого композитора-романтика. Интерпретации Алексея Любимова всегда отличались одновременно свободолюбием и следованием авторскому замыслу, так что каждый новый его концерт оказывается для публики открытием и возможностью погрузиться в новые миры — композиторские и исполнительские.

Фото: АлександраПанова/Пресс-служба

Пианист Алексей Любимов: «Для людей искусства никаких приказов нет»

«После импрессионизма»

18 апреля — 20 августа
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Под увеличительным стеклом новая выставка Пушкинского музея берется рассматривать, как русское искусство взаимодействовало с искусством западным в период становления авангарда и модернизма. Важной точкой в этих размышлениях оказывается момент, в который русские художники, почувствовав достаточные силы собственной насмотренности, перешли от этапа повторения к более вольным интерпретациям. Так появились неопримитивизм, абстрактное искусство и другие художественные течения, о которых расскажет экспозиция. Также внимательно она посмотрит, к примеру, и на пуантилизм как направление, в значительной степени повлиявшее на Наталию Гончарову и Казимира Малевича.

«Вероника»

28, 29, 30 апреля
Театр на Бронной

Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» нашла свое киновоплощение в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли», настолько для русской культуры значительном, что в пересказе сюжет ничуть не нуждается. В апреле история об изломанных войной судьбах заживет новой жизнью в театре на Бронной, где к премьере ее готовит режиссер Константин Богомолов вместе со своим постоянным соавтором — художником-постановщиком Ларисой Ломакиной. Для театра оглядка на советское прошлое — материал скорее традиционный, чем неожиданный: на Бронной уже идут «Таня» (по одноименной пьесе Алексея Арбузова) и «Дядя Лева» (по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота»).

Фото: Пресс-служба

«Бюро магических услуг»

В прокате с 6 апреля

Люди ходят на работу, сидят в кафе, выбирают продукты в магазине и думают, что все решения они принимают сами. Молодой человек по имени Пол, однако, совсем недавно убедился, что все устроено не так уж просто. С некоторых пор он трудится в бюро, вся деятельность которого связана с природой магического. Здесь знают толк в заклинаниях и парадоксах, в которых Пол пока не наловчился. Впрочем, как водится в подобных сюжетах, именно ему предстоит разобраться во всех перипетиях и не дать свой мир в обиду. Фильм, снятый по роману британца Тома Холта «Переносная дверь», обещает привычный для текстов писателя юмор, помноженный на актерские таланты Кристофа Вальца, Сэма Нила, Патрика Гибсона и других причастных к экранизации.

Фестиваль новой музыки Sound Up

26 апреля
Пространство Zoodepo

Новая программа фестиваля Sound Up носит название «Reich/Richter» и посвящена сразу двум большим именам современной культуры. Стив Райх и Герхард Рихтер — люди, не боящиеся идти своими собственными дорогами вместо проторенных тропинок. Композитор и художник находятся в постоянном поиске, который легко уловить в их работах, — не важно, примут ли они форму нот или живописи. Sound Up orchestra под управлением дирижера Станислава Малышева исполнит премьерное сочинение Райха, а мир Рихтера раскинется вокруг и расцветет полным цветом.

«Звезды в полдень»

В прокате с 13 апреля

Фильм Клер Дени — практически дословная, но с оговорками экранизация романа Дениса Джонсона. Его действие перенесено из 1980-х в сегодняшний день, однако сюжета это совсем не меняет. Американская журналистка все так же встречает в Никарагуа английского бизнесмена. Их судьбы переплетаются, что, увы, не избавляет обоих от проблем. С Каннского фестиваля история увезла гран-при жюри, и есть ощущение, что отечественный кинопрокат тоже окажется покоренным, — так убедительна игра Маргарет Куэлли и ее напарника Джо Элвина.