Стиль
Впечатления Продюсер «Кинопоиска» — о народных сериалах, творчестве и бюджетах
Стиль
Впечатления Продюсер «Кинопоиска» — о народных сериалах, творчестве и бюджетах
Впечатления

Продюсер «Кинопоиска» — о народных сериалах, творчестве и бюджетах

Кадр из сериала «Последний министр»
Кадр из сериала «Последний министр»
На «Кинопоиске» продолжается сериал Александра Незлобина «Конец света», шоураннером которого выступил продюсер Дмитрий Нелидов. Мы попросили его рассказать о загадочном для многих понятии, а вместе с тем и о самом устройстве индустрии

Хорошо знакомое западной киноиндустрии и ее зрителям понятие «шоураннер» до сих пор вызывает у многих вопросы в контексте отечественного кинопроизводства. Дмитрий Нелидов — шоураннер и продюсер проектов «Кинопоиска», среди которых, к примеру, «Последний министр», «Конец света», «Король и Шут» — однако уверен, что все может работать точно и четко. Мы попросили его вспомнить собственный опыт и поразмышлять о том, как творческое соединяется с продюсерским и что из этого получается.

Продюсер «Кинопоиска» — о народных сериалах, творчестве и бюджетах

Дмитрий Нелидов, шоураннер, продюсер

О том, с чего все начиналось

Продюсером я начал работать еще в музыкальном бизнесе, в компании Real Records. Это было начало нулевых, и в то время «Первый канал» занимался производством сериала «Ледниковый период» и там была музыка ДДТ. А мы как раз выпускали альбом ДТТ «Единочество», я был в контакте с группой и общался с Шевчуком. Так познакомился с Анатолием Максимовым, мне понравилось с ним работать. И когда в Real Records начали происходить пертурбации, я перешел в дирекцию кино и кинопроизводства «Первого канала» под руководством Максимова и Джаника Файзиева.

О том, какие бывают продюсеры и кто такой шоураннер

В России есть исполнительный продюсер — это тот, кто отвечает за производство. Есть генеральные продюсеры, которые отвечают за то, где найти деньги и как монетизировать проект, ну и вообще принимают решение о запуске проекта. Не так давно появились креативные продюсеры — те, кто отвечают за творчество. В Советском Союзе за творчество отвечал режиссер, и эта традиция перенеслась и в российское кинопроизводство. Но продакшен сериала — это длительный процесс, в котором задействованы много людей и департаментов. Чтобы все процессы свести воедино, появились шоураннеры, которые сейчас отвечают и за творчество, и за качество.

Шоураннер — сердце любого проекта, потому что на стадии, когда еще нет режиссера и исполнительного продюсера, у него в голове уже есть идея сериала. Под эту идею шоураннер ищет исполнителей. Это человек, который четко определяет, каким образом, с кем и за какие деньги проект будет сделан. Как выходить из сложных ситуаций? Как вести себя при ограниченном бюджете? В какие сцены или эпизоды надо дополнительно вложиться? На мой взгляд, на разных стадиях производства шоураннер может вести в год не более трех проектов. Если проектов больше, то погружение в материал уже не такое глубокое. 50% успеха проекта зависит от сценария, и шоураннер включается во все процессы — от разгона идеи до фабулы и реализации проекта на площадке. Ну и весь постпродакшен тоже на нем.

Кадр из сериала «Проект «Анна Николаевна»
Кадр из сериала «Проект «Анна Николаевна»

О столкновении творческого и продюсерского

Режиссер всегда хочет и массовки побольше, и актеров получше. В этом он абсолютно прав, но мы все существуем в рамках бизнес-схем, и нельзя вложить в проект больше, чем он может в итоге собрать. Исполнительный продюсер стремится, чтобы проект оставался в рамках бюджета. Смета формируется в момент подготовки, но иногда все идет не так. И аппетиты режиссера растут, и параллельно объекты порой меняются, и ковид нападает на съемочную площадку или еще какие-то обстоятельства вмешиваются. Вот в эти моменты и рождаются конфликты.

Условно, отношения режиссера и исполнительного продюсера — это зона нормального рабочего конфликта, а вот шоураннер — это единственный человек, который может взять на себя ответственность и срезать траты. Правда, в моей практике чаще наоборот: ставки, скорее, увеличиваются и увеличиваются. Из последнего — съемки «Короля и Шута». Это особенный проект, вокруг которого собралась и особенная группа, они все фанаты этого сериала. Эти заряженные люди приходят — художник, режиссер, оператор — и рассказывают, как они хотят что-то сделать, но злобный исполнительный не дает еще полмиллиона рублей. Ты смотришь, и действительно, ведь красота! И говоришь: «Давай. Еще смену надо? Давай». А потом ночь не спишь и переживаешь.

Съемки сериала «Король и Шут»
Съемки сериала «Король и Шут»

Об аудитории и индустрии

Когда «Кинопоиск» выпускал «Проект «Анна Николаевна» и «Последнего министра», и то, и другое было в жанре комедии, при этом они отличались по аудитории. Иногда люди хотят посмотреть что-то попроще, вот и все. То есть одно дело, ты выбираешь что-то, тебя развлекающее именно сейчас, легкое, не заставляющее сильно напрягаться, а другое — проекты, которые вызывают у тебя более сложные чувства, например, мысли о жизни и смерти, может быть даже тревогу, и этого тоже можно добиться через комедию. Вот, например, наш недавний релиз «Конец света» — это очень непростой проект, который поднимает серьезные вопросы, а Саша Незлобин придумал, как их подать комедийно. Мы с Сашей знакомы давно, и я знаю, как он работает, видел, как он снимает, как он все придумывает. Вообще, в принципе, нести какие-то хорошие вещи контрабандой через юмор — это здорово.

Кадр из сериала «Последний министр»
Кадр из сериала «Последний министр»

Пример хорошей контрабанды — «Закрыть гештальт», очень умный, классный проект, там обсуждаются простые и житейские темы, а за счет юмора и линии семейных отношений его можно назвать даже народным, но при этом там есть и более сложные вещи: жизнь, смерть, что ты сделал, чего ты не сделал, как за это будешь отвечать. Или «Король и Шут», который мы сейчас активно готовим к премьере, — мне кажется, это довольно удивительное сочетание народности, которая нам досталась в наследство от группы (ведь у нее огромная фанатская база), с непростой, скажем так, формой, в которой он сделан, — это для фанатов кино, и все это, возможно, объединит самую широкую аудиторию.

Но даже в случае «Короля и Шута» ты поначалу задаешься вопросом, а почему не про «Гражданскую оборону», или «Сектор Газа», или «На-На»? Понятно, что любая из этих групп бьет в разную аудиторию, и вопрос не в том, к какому зрителю ты хочешь пойти, а какой концепт ты хочешь развить. На «Короле и Шуте» удалось родить концепт, когда мы делаем не просто очередной байопик, а какой-то движок с фэнтези, который уже сам по себе интересен.

Мне кажется, что индустрия у нас одна из лучших. Европу, по крайней мере, мы давно сделали, как минимум по часам производства, и качество последнее время у нас очень сильно растет. Появление платформ — шаг для индустрии, который расширил творческие границы и помог поменять подход. Будет ли продолжаться рост дальше или нет? Я не знаю, слишком много вокруг неопределенности, но пока все хорошо.

Кадр из сериала «Закрыть гештальт»
Кадр из сериала «Закрыть гештальт»

О разнице между работой над фильмами и сериалами

Продюсировать фильм — это одна задача, ты понимаешь, что должен что-то сделать в рамках полутора часов. Сериал — долгая история как минимум на шесть-восемь серий, желательно с продолжением на второй сезон. И, соответственно, задачи, которые ты ставишь перед собой, уже другие. Важнейший критерий для сериала — досматриваемость. Удержать внимание аудитории на шесть, восемь, иногда и 16 серий очень сложно. Мы после каждой премьеры получаем аналитику и изучаем, как вела себя аудитория, на какой серии отваливалась, сколько процентов досмотрели сериал до конца, какой портрет демографический и тому подобное.

Об авторах

Во-первых, без хорошего автора все блестящие идеи шоураннеров не сработают. По «Концу света» у нас было несколько драфтов с разными авторами пилотной серии, и они не подходили, пока мы не нашли именно тех, кто написал то, что нужно. А идея была, концепт никуда не делся. У «Кинопоиска» есть свой пул авторов, которых мы пытаемся держать рядом с собой и все время загружать работой.

Кадр из сериала «Конец света»
Кадр из сериала «Конец света»

Во-вторых, если у продюсеров и шоураннеров получается работать с авторами, они находят общий язык, это тоже зона совместного творчества. Если люди друг другу не подходят, тяжело работать и творить. Но это не отменяет постоянный поиск новых кадров, за которыми гоняются абсолютно все в любые времена.

О комедиях и юморе

Чтобы работать с комедией, нужны крепкие нервы — это слишком волнительно. Потому что работать с юмором все тяжелее и тяжелее, он сильно индивидуализирован. Кому-то нравится шутка, а кому-то нет. Читаешь потом рецензии, одни пишут, что не смешно, ни одной шутки, другие, что плакали со смеху. Сейчас нам везет. Но может ведь перестать везти, люди меняются, как и их вкусы. Так что это все какая-то нервотрепка — тем более когда ты прошелся по тексту десятки раз, а потом столько же посмотрел монтаж, уже не понимаешь, смешно или не смешно.

Сложный жанр эта комедия: и шутить сейчас особо не хочется, и людей и сфер, над которыми шутить можно, становится все меньше и меньше. При этом свои просмотры они собирают, до миллиона зрителей с разной скоростью добрались и «Последний министр», и «Проект «Анна Николаевна», и «Закрыть гештальт», и «Конец света». К слову, второй сезон «Конца света» мы уже пишем.