Стиль
Впечатления Дневники «Кинотавра», день первый: матери и дети, гонки и преследования
Стиль
Впечатления Дневники «Кинотавра», день первый: матери и дети, гонки и преследования
Впечатления

Дневники «Кинотавра», день первый: матери и дети, гонки и преследования

Екатерина Шпица в окружении журналистов
Екатерина Шпица в окружении журналистов
В основном конкурсе киносмотра в Сочи показали две работы: «День мертвых» Виктора Рыжакова и «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. Рассказываем о впечатлениях от первого фестивального дня

Первый день «Кинотавра» начался привычно. Синонимом утреннего кофе из года в год здесь оказывается конкурс короткого метра, оценивает который на этот раз команда жюри в составе актера Юры Борисова, сценариста Андрея Золотарева, продюсера Натальи Дрозд, кинокритика Егора Москвитина и председателя жюри — актрисы Ингеборги Дапкунайте.

Девять фильмов, показанных за утро, уместили изрядный набор тем и жанров. Среди авторов оказались, к примеру, Александр Петров (фильм «Ангел»), решивший поиронизировать над тем, что есть в этой стране артисты, которых снимают больше, чем других (но его герой — как раз не из их числа); Роман Артемьев (фильм «По грибы»), придумавший комедийную историю о чувствах, парфюме и походе за грибами; Владислав Иконников («Уличное освещение»), взявшийся наблюдать за жизнью Митрофана — диспетчера с синдромом Дауна, ежедневно включающего свет во всем городе.

Впереди — еще 18 короткометражных работ, так что говорить об общей линии программы этого года преждевременно. Зато поразмышлять об этом можно в контексте первого дня основного конкурса, где показали фильмы «День мертвых» Виктора Рыжакова и «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. Оба, несмотря на разные жанры и режиссерские стремления, оказались связаны с темой семьи и попытками побега от нее, оба же утопали в зелени лесов и глубине озер.

Александр Паль и Агриппина Стеклова
Александр Паль и Агриппина Стеклова

«День мертвых» стал кинодебютом театрального режиссера, худрука «Современника» и профессора школы-студии МХАТ Виктора Рыжакова. На сцену Зимнего театра он поднимался не раз, приезжая в Сочи с гастролями и репетируя на ней спектакли, но впервые вышел на нее в новом для себя статусе. Его первый фильм, снятый по пьесе Алексея Еньшина «Родительский день», по форме — роуд-муви по череде кладбищ, по сути — разговор и размышление о семье, а значит, о попытках научиться слушать, слышать и прощать.

Екатерина Шпица
Екатерина Шпица
Равшана Куркова
Равшана Куркова

В кадре — двое. Агриппина Стеклова и Александр Паль, мать и сын, решившие за один день — Родительскую субботу — совершить тур по могилам ушедших родственников. Он везет, она возмущается. Причин для того — бессчетное множество (ну а какая мать думает иначе?). Машина — не та, скорость — тоже, и даже ни пирожка, ни банана он не хочет. Эта поездка обернется для обоих возможностью наконец-то поговорить или хотя бы попытаться, а для зрителей — со стороны понаблюдать за тем, как часто все мы (или, как минимум, многие) предпочитаем промолчать, пропустить, не ответить. Как часто из чувства страха сделать что-то не так не делаем совсем ничего или, наоборот, не хотим просто послушать того, другого, кто сидит всего в паре десятков сантиметров от нас.

Варвара Шмыкова
Варвара Шмыкова
Ингеборга Дапкунайте
Ингеборга Дапкунайте

Невозможность сделать счастливым того, кто рядом, о которой вслед за драматургом Алексеем Еньшиным размышляет Виктор Рыжаков, стала темой и второго конкурсного фильма.

В «Оторви и выбрось» режиссер Кирилл Соколов продолжил жанровое своеобразие, заданное его предыдущими работами (к примеру, «Папа, сдохни»). Много крови, черный юмор, драки и погони в избытке — вот рецепт криминальной драмы с участием Анны Михалковой, Александра Яценко, Виктории Коротковой, Ольги Лапшиной и Данилы Стеклова, стремительно несущейся к развязке сквозь лесной валежник и прочие приметы российской действительности.

Две истории разных интонаций и сюжетных устремлений, показанные в первый конкурсный день, оказались соединены темой побега и погони. Не только от кого-то и куда-то, но в то же время и от себя, и к себе самим.

Фестивальные дневники: Как открылся 32-й «Кинотавр».