Стиль
Впечатления Культурные события марта: куда пойти в Москве
Стиль
Впечатления Культурные события марта: куда пойти в Москве
Впечатления

Культурные события марта: куда пойти в Москве

Культурные события марта: куда пойти в Москве
События первого месяца весны предлагают множество путешествий — от странствий по временам года и Москве 1920-х до изучения характеров и душ. Отправляемся исследовать их

Билл Виола. Путешествие души

2 марта — 30 мая
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Порой определения вроде «живой классик» выглядят штампованными и слегка избитыми. В случае же с Биллом Виолой синонимом такой правомерной сполна формулировке может послужить уже сам факт, что под его персональную (и первую для страны) выставку Пушкинский музей отдает главные залы своего главного здания, превращая их в настоящее царство видеоарта. Здесь можно разобраться, с чего начинался и чем продолжился путь Виолы в искусстве, а заодно удивиться масштабу создаваемых им работ.

Серия «Страсти»
Серия «Страсти»

Новые выставки Cube.Moscow

3 марта — 4 апреля
Пространство Cube.Moscow

Пространство Cube.Moscow встречает весну целой чередой новых экспозиций, среди которых, к примеру, персональная выставка южнокорейской художницы Хан Аэ Канг (галерея BOCCARA ART Moscow). Эти масштабные работы в Москве (да и вообще в России) оказываются впервые и сразу для того, чтобы посвятить нас в национальное направление абстрактной живописи — тансэкхва — и новую, связанную как раз с Хан Аэ Канг, главу его истории. Ее полотна оказываются не монохромными, как предполагает традиция, а, напротив, многослойными и цветными, что рождает диалог между поколениями — знаменательный и конструктивный, убедиться в чем можно, вглядевшись в эти отвлеченные, но «разговорчивые» своей образностью оттенки и сюжеты. Другая галерея — PA Gallery — вместе с художником Андреем Сяйлевым пускается в размышления, каким бы был мир искусства, окажись он супермаркетом, а сами произведения — товарами в нем. Получается иронично и злободневно настолько, что впору смеяться и пускать слезу одновременно. Галерея Window project, в свою очередь, отдает сцену, а вернее стены, теме женственности. Групповая выставка под названием «Что-то поменялось» утверждает, что задул ветер перемен, а какой именно — рассказывают работы Нателы Григалашвили, Кати Любавской, Элене Метревели и Русудан Хизанишвили.

 Благотворительный «АУ-КЦИОН»

14 марта

Бистро-бар «ладо», Кривоколенный пер., 9, стр. 2

Дизайнеры Мастерской Бориса Трофимова организуют благотворительный аукцион и маркет печатной графики, авторских книг, фотографии и живописи в поддержку художницы, иконописца и искусствоведа Жени Колесниковой, которой сейчас необходимы средства на лечение. С 12:00 развернется маркет графики, в 19:00 стартует сам аукцион под руководством актера и дизайнера Андроника Хачияна. Он представит работы из онлайн-каталога. Вечернюю программу захватят диджеи Полина Кукушкина и Коля Радченко с музыкальными сетами. Бармены приготовят особенные коктейли.

Студия A-2-O
(Алина Родионова, Ольга Пожарова)
Студия A-2-O
(Алина Родионова, Ольга Пожарова)

«Бойцовский клуб»

19, 31 марта
Секретное место (объявляется за день до спектакля)

Помните первое правило Бойцовского клуба? Ну так вот прямо сейчас мы временно его нарушим, чтобы внести некоторую ясность в то, как, зачем и при каких обстоятельствах можно записаться в подопечные Тайлера Дердена из романа Чака Паланика. «Бойцовский клуб» в новом (не литературном и не кинематографическом, а театральном) своем воплощении — спектакль без сцены и зрительного зала, а значит, каждому на нем оказавшемуся предстоит следовать неизведанными маршрутами, ведущими от завязки к финалу. Иначе говоря, вам предстоит примерить роль ничего не понимающего новичка, которая со временем сменится другой.

Фото: пресс-служба

«023Ч»

5–21 марта
Культурный центр ЗИЛ

Выставка «023Ч» — это Москва, Берлин и Париж, соединенные своими будничными делами, неприметными (а значит, весомыми) мелочами, другими словами — повседневностью. Уличное искусство давно стало для нас привычной и выразительной ее частью, задающей вопросы и пытающейся отыскать ответы на них. Название экспозиции напоминает о поезде, который проходит через все три города, оказываясь своеобразным наблюдателем характеров и настроений. Каких именно, расскажут работы художников трех столиц.

Hervé Rigody
Hervé Rigody

«Благоволительницы»

16 марта
На сцене «Дворца на Яузе»

Режиссер-дебютант Микита Ильинчик взялся за объемный, сложный и многосоставный роман Джонатана Литтела с легкостью, знакомой первопроходцам. Итогом стала камерная постановка, ведущая зрителей прямиком на сцену грузноватого в своей помпезности зала «Дворца на Яузе» мимо приглушенных ламп, погашенных люстр и зачехленного партера. Там и будет рассказывать свою историю Максимилиан Ауэ — обычный человек со сложными отношениями с матерью, окружающими и с самим собой с той только разницей, что он не просто оказывается свидетелем Второй мировой войны и предшествующим ей обстоятельствам, а принимает в происходящем самое действенное участие как офицер СС. Воплощение зла, от зла же страдающее, — Ауэ подвержен панике, наваждениям и нервным срывам, которые на театральной территории получают собственные олицетворения. Кстати, Театр на Малой Бронной продолжает расширять пространство экспериментов и предлагает или купить билет, или заполнить заявку, которая, возможно, обеспечит место на спектакле.

Фото: mbronnaya.ru

«Распад»

12, 13, 26, 27 марта
Музей русского импрессионизма

Новый спектакль независимого режиссера Елены Ненашевой чутко, бережно и в то же время оглушительно берется за исследование темы хрупкости человеческой психики и состояний, которые мы привыкли описывать как «на пределе». В случае героини пьесы Олжаса Жанайдарова это не просто состояние, а подтвержденный врачом диагноз. Он и становится первой падающей костяшкой домино, влекущей за собой все другие.

Фото: raspad-art.ru

«Ходжа Насреддин»

12, 13, 14 марта
Театр Наций

Проворный плут, способный уболтать любого, оживает под светом софитов в обличии марионетки. «Ходжа Насреддин» — первый кукольный спектакль Театра Наций и первый же подобный опыт для режиссера Тимура Бекмамбетова, давно мечтавшего рассказать историю героя. Персонажи здесь говорят голосами Константина Хабенского, Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой, Виктора Вержбицкого, Елизаветы Боярской, Инги Оболдиной и Игоря Золотовицкого, а сюжет полнится размышлениями о свободе и любви.

Фото: theatreofnations.ru

«Нос, или Заговор "не таких"»

В прокате с 11 марта

Полнометражный мультфильм Андрея Хржановского — целая опера «в трех снах» — ведет нас из XIX века в век XXI, а маяком выступает чуткий голос самого автора, смотрящего на своих героев с неизменной нежностью. Тут и оживший нос коллежского асессора Ковалева, и Николай Васильевич Гоголь собственной персоной, пришедший на встречу к Шостаковичу и Мейерхольду, и образы с картин Шагала, Малевича и Пикассо. Эпохи соединяются, юмор цветет, а исключительное мастерство Хржановского так и льется с экрана.

Концерт ансамбля Questa Musica и дирижера Филиппа Чижевского

15 марта
Большой зал консерватории

Не то чтобы нужен какой-то специальный повод для того, чтобы послушать «Времена года» Антонио Вивальди, но каждая новая смена сезона — причина вполне подходящая. На концерте в Большом зале консерватории именитый цикл исполнит ансамбль Questa Musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского, никогда не боявшийся собственных авторских импровизаций, исправно соединяющихся с чуткостью по отношению к выбранному материалу.

Фото: mosconsv.ru

«Никто»

В прокате с 18 марта

Много — очень много — выстрелов, погонь, драк и стальной драматический стержень в основе — вот что такое «Никто» режиссера Ильи Найшуллера. В этом экшен-триллере герой Боба Оденкерка давно променял сомнительную с точки зрения закона работу на тихую, спокойную жизнь с семьей, но жанр намекает: события начнут разворачиваться именно в тот момент, когда она окажется под угрозой.

«Приоткрытый микрофон»

22 марта
Театр «Практика»
 

Не спектакль, а настоящий стендап-концерт студентов мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе стал итогом странного, обеспеченного пандемией семестра, когда привычные занятия сменились заточением дома и многочисленными «зумами» в качестве эрзац-варианта. Впрочем, что бы ни происходило — для артиста это предмет исследования и наблюдений, а важный урок можно вынести даже из изучения собственных четырех стен, рассудил педагог Мастерской Григорий Добрыгин и предложил студентам заняться поисками материала для стендап-монологов. Из темы «Я и моя семья на карантине» родились самые разные сюжеты, оценить которые теперь можно на концерте в театре «Практика». К слову, в марте можно успеть и на другой спектакль той же мастерской и тоже в постановке Григория Добрыгина. Пока «Приоткрытый микрофон» исследует царство юмора и стендапа, «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании» предлагает тотальное погружение в мир академической музыки, так что на одной сцене оказывается череда видных дирижеров современности — с самыми разными характерами, акцентами и творческими подходами.

Фото: praktikatheatre.ru

 «Красный вольфрам»

Весь март
Электрозавод

Билет на спектакль «Красный вольфрам» — это пропуск в Москву начала 1920-х, где появлялась на свет лампочка с вольфрамовой нитью, своеобразное чудо своего времени. Как и при каких обстоятельствах оно оказалось возможным, и выяснят зрители, которые не станут наблюдать за историей со стороны, а будут вовлечены в действие самым прямым образом — им предстоит пройтись по цехам Электрозавода, попасть на митинг, домашнее застолье, а также выступить свидетелями эпохи и судеб инженеров.

«Доктор Живаго»

16, 23 марта
Мастерская Петра Фоменко

О своем романе Борис Пастернак писал, что тот обнимает 1903–1945 годы. Другими словами, почти полвека, в которые уместились переживания внутренние и внешние, разворачивающиеся на фоне стремительно (и трагично) менявшейся страны. Художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко Евгений Каменькович, взявшись за постановку «Доктора Живаго», сразу сообщил, что это не перенос книги на сцену, а «игра в людей» по ее мотивам. В игре этой найдутся не только проза и стихи, но также «всякая всячина», на выдумки которой театр не скупился никогда.

Фото: Лена Юнина / fomenki.ru

«Москва, Черемушки»

25–28 марта
Большой театр, Камерная сцена им. Б.А. Покровского

В единственной оперетте, написанной Дмитрием Шостаковичем, музыка — как и положено в этом «легком» жанре — пускается во всевозможные проказы, устраивая вокруг советского во всех смыслах сюжета талантливый и вычурный танец. Черемушки из названия не просто район, а обещание новой жизни. Туда стремительно и радостно переселяются, покидая насиженные коммуналки, москвичи, даря сюжету череду комичных ситуаций. В Большом театре оперетту ставит Иван Поповски — ученик Петра Фоменко, режиссер его театра и большой мастер на всяческие визуальные и смысловые параллели.

Фото: bolshoi.ru

13 главных фильмов весны.