Стиль
Впечатления «Лучшее, что могло с нами произойти». Рестораторы — о QR-кодах на входе
Стиль
Впечатления «Лучшее, что могло с нами произойти». Рестораторы — о QR-кодах на входе
Впечатления

«Лучшее, что могло с нами произойти». Рестораторы — о QR-кодах на входе

Фото:  AsiaVision / Getty
«РБК Стиль» расспросил владельцев московских баров и ресторанов, в которых уже работает обязательная авторизация посетителей по QR-коду, о плюсах и минусах нововведения

С 19 октября по 29 ноября в более чем тысяче московских барах и клубах, работающих с полуночи до 6.00, действует система QR-кодов: посетители чекинятся с помощью смс или на сайте mos.ru. Если у кого-то из них затем подтверждается COVID-19, остальным людям, бывшим с этим человеком в одном заведении, приходят предупредительные сообщения. В первые дни работы к нововведению относились скептически: рестораторы не спешили комментировать внедрение QR-кодов, а некоторые гости откровенно приходили в бешенство.

Ко второй неделе жизни с кодами пришло и их принятие. Владельцы заведений единодушны: это куда лучше комендантского часа, как, например, во Франции и многих городах России, в том числе Санкт-Петербурге, и полного закрытия, как при первой волне пандемии. Тем более система не нова: она вполне прижилась в Южной Корее и Австрии еще весной.

28 октября в мэрии Москвы подумывали ввести со 2 ноября QR-коды в кафе и ресторанах, работающих днем. Об этом писал РБК. Рестораторы не имели ничего против. «Чтобы эта система эффективно работала, нужно, чтобы она распространялась на все пространства. Как альтернатива закрытию. Я однозначно поддерживаю эту систему. Логично распространить QR-код на заведения, которые работают днем», — прокомментировал ТАСС основатель и совладелец ресторанов «Уголек», Pinch, Uilliam's и «Северяне» Илья Тютенков. Но уже 29 ноября руководитель департамента товаров и услуг Алексей Немерюк заверил Интерфакс, что коды не будут работать днем. «РБК Стиль» расспросил владельцев баров и ресторанов о новой, пусть и временной реальности.

Основатель компании Pinskiy&Co и совладелец холдинга Sagrado Антон Пинский лаконичен: «Все познается в сравнении. QR-коды — лучшее, что могло с нами произойти, особенно после мартовских закрытий». Сергей Гаспаров, основатель GasK Bro Group, владеющий многими барами, в том числе «Моряк и чайка», Prscco Bar, Parka, Los Banditos, солидарен: «Мне лично хочется выразить благодарность градоначальнику и всем, кто участвовал в согласовании введения этой меры, а не полной остановки работы предприятий, которая окончательно утопит бизнес».

Prscco bar

Prscco bar

Хотя, по его мнению, не лишним будет доработать систему, чтобы быстро отслеживать передвижение и контакты зараженного, оповещать его близких и снижать таким образом количество контактов. Гаспаров обнаружил и другие недоработки. Например, из-за того, что чекин кода и последующая авторизация на сайте занимает время, в первые дни работы нововведения бары Сергея потеряли 20% гостей. Также Сергей справедливо полагает, что привязывать тест на коронавирус к номеру посетителя нелогично: человек с положительным результатом может проходить в заведения по другому, «не засвеченному» в базе, номеру телефона. «Еще одна проблема для бизнеса — обеспечить контроль регистрации гостями QR-кодов. Для клубов и заведений с охраной и фейс-контролем это не проблема. Для большинства баров же это дополнительные затраты на охрану и проверяющего в это и без того тяжелое время. Также до сих пор нет четкого понимания законодательных актов, которые обязывают проверять коды. В какой момент нарушается закон? Как только гость перешагнул порог заведения или сделал заказ?» — заключил ресторатор.

«Моряк и чайка»
«Моряк и чайка»

Подтверждает упадок посещаемости в первые выходные и ресторатор Дмитрий Соколов (Help Bar, Lawson Bar, Black Hat, Stay True): «Гости напрягались, ругали власть в процессе регистрации. Многим свойственны панические настроения, связанные с необходимостью оставлять данные. Это весомая причина просто не ходить в бары». После паузы Дмитрий справедливо заметил: «Вообще, хочется, чтобы прошла уже паника, она больше, чем сам вирус, разрушает бизнес».

Президент компании Novikov Group Диляра Макарова заметила, что гости бара «Simach в Недальнем» быстро свыклись с новыми мерами предосторожности: «Для них 30-секундная регистрация не становится отталкивающим фактором. А образование очереди из-за этой "заминки" на входе мы смогли избежать, огородив его специальным лабиринтом. Конечно, есть гости, которые предпочли бы лишний раз не чекиниться из-за соображений информационной безопасности, но таких немного». Диляра вместе с Аркадием Новиковым отрезают: «Как только QR-коды распространятся на рестораны — введем в заведения холдинга незамедлительно. Это ведь делается исключительно ради безопасности гостей».

Simach в Недальнем
Simach в Недальнем

Основатель и идейный вдохновитель винного гастробара Blush Даниил Шитов согласен: речь идет о контроле над распространением инфекции, а не над владельцами бизнесов. «Определенный контроль со стороны местной управы присутствует на протяжении всего времени работы ресторанов с момента открытия в июне после "первой волны" — госструктуры периодически проверяют в баре соблюдение общих рекомендаций, но, так как мы изначально следуем обозначенным правилам, проверки носят корректировочный характер», — поясняет Шитов и добавляет, что за две недели на входе в бар не возникло ни одной конфликтной ситуации, равно как и не было подтверждено ни одного случая заражения COVID-19. Не приходили «письма счастья» и посетителям Noor Bar, хотя некоторые гости ругали персонал на чем свет стоит за QR на входе.

Винный гастробар Blush
Винный гастробар Blush

Вера Садовникова, операционный директор холдинга Gourmet Alliance, подводит черту: «Нужно понимать, что рестораторы сами заинтересованы в том, чтобы посещение ресторанов было максимально безопасным. Поэтому мы, например, сами отказались от работы после полуночи, на время отменили детские программы. От элементарной заботы о здоровье гостей на деле куда больше пользы, чем от тех инструментов, которые создают неудобства для людей в надежде на то, что они будут сидеть дома».

Напомним, что во время вспышки первой волны коронавируса 28 марта, по распоряжению мэра Сергея Собянина, были закрыты все точки общественного питания (при этом работала доставка). Ограничительные меры сохранялись до 16 июня.

О том, как ресторанный бизнес пережил весенне-летний локдаун, читайте в сюжете «РБК Стиль».