Стиль
Впечатления «Эпидемия» и «Лучше, чем люди»: какие российские сериалы продали на Запад
Стиль
Впечатления «Эпидемия» и «Лучше, чем люди»: какие российские сериалы продали на Запад
Впечатления

«Эпидемия» и «Лучше, чем люди»: какие российские сериалы продали на Запад

Фото: kinopoisk.ru
Netflix купил «Эпидемию» за $1,5 млн — триллер Павла Костомарова стал самым дорогим отечественным сериалом, приобретенным стриминговой платформой. «РБК Стиль» вспомнил, какие проекты мигрировали на Запад раньше

«Лучше, чем люди»

Сумма сделки: $1 млн

Адаптированное название: «Better Than Us»

До «Эпидемии» самым дорогим отечественным приобретением Netflix был фантастический сериал «Лучше, чем люди» с Паулиной Андреевой и Кириллом Кяро в главных ролях. И понятно: сериал сам по себе не из дешевых — один эпизод обходился продюсерам в 20 млн руб. Источники «Коммерсанта» сообщили, что сумма сделки достигла $1 млн. Научно-фантастическая драма об андроидах — совместный проект студии YBW, онлайн-платформы Start и «Первого канала» — вышла в 2019 году под брендом Netflix Original с локальным дубляжем (ее перевели на 25 языков).

«Хождение по мукам»

Сумма сделки: $500 тыс.

Адаптированное название: «The Road to Calvary»

В 2018 году самой крупной сделкой считалась покупка сериала «Хождение по мукам» производства телеканала НТВ. Односезонная экранизация романа Алексея Толстого с Аней Чиповской и Юлией Снигирь получила «Золотого орла», а Netflix привлекла историчностью.

«Мажор», «Метод», «Фарца» и другие

Сумма сделки: не разглашается

Продюсерская компания «Среда» Александра Цекало наладила бесперебойные поставки сериалов на Запад еще в 2016 году. Первым в копилку Netflix попал «Мажор» (в адаптации превратившийся в «Silver Spoon») — беспроигрышный, с точки зрения жанра, по крайней мере, для России, сериал про полицейских с Павлом Прилучным в главной роли. Следом на экспорт отправилась эротическая драма «Саранча» («Locust») о больной любви поэта и девушки из обеспеченной семьи. Затем Netflix приобрел две многосерийки с Константином Хабенским: «Метод» и «Троцкий». Первый сразу нарекли отечественным «Декстером» и похвалили за смелость: прежде в эфире «Первого канала» не было принято в прайм-тайм выкалывать преступникам глаза карандашом. Да и образцового следователя-социопата в русских детективах прежде не показывали. «Троцкий» же «улетел» на стриминг в 2018-м: подкупила не свойственная жанру биографической драмы психологичность и даже кровожадность (на кровь в кадре продюсеры не скупились). Самым неожиданным приобретением стал, пожалуй, сериал «Фарца» с восходящей на тот момент звездой — Александром Петровым. Неожиданным, во-первых, потому что транслитерация «Fartsa» кажется умышленной лингвистической пыткой иностранных зрителей, а во-вторых, поди объясни западному человеку, чем промышляют главные герои в перерывах между романами (фарцовка — понятие на Западе не то чтобы расхожее, в английском языке ближайшим понятием можно считать black marketing).

«Маша и Медведь»

Cумма сделки: не разглашается

Netflix с удовольствием приобрел хитовый российский мультфильм анимационной студии Animaccord. Кстати, произошло это за несколько месяцев до сделки по «Мажору», поэтому именно Animaccord, а не «Среда», как принято считать, прорубила окно в мировой стриминг.

В декабре 2019-го неугомонная девочка и медведь совершили экспансию в Китай — права на мультик приобрел Bytedance.

«Папины дочки», «Кухня»

Сумма сделки: около 5,4 млн руб. за эпизод

Студия Yellow, Black & White, успевшая даже в нелегком 2020-м сорвать куш на рекордсмене кинопроката «Холопе», десять лет назад продавала не готовые сериалы, но права на адаптацию. Первым отечественным ситкомом, переснятым за рубежом, стали долгоиграющие (шесть лет в эфире) «Папины дочки»: в 2009 году на пике популярности права на ремейк истории о пяти девочках, живущих с непутевым отцом, купил немецкий канал Das Vierte, некогда принадлежавший одному из основателей Рен-ТВ Дмитрию Лесневскому. Семья Васнецовых, переименованная в Фогель, не запала в душу немецкого зрителя: телепоказы прекратили в 2010-м из-за низких рейтингов.

Самым интернационально успешным оказался сериал «Кухня», чьи, кажется, бесконечные спин-оффы («Отель Элеон», «Гранд») популярны в России до сих пор. В 2013 году компания CBS International купила права на международную дистрибуцию проекта — беспрецедентная по тем временам сделка для российского рынка. «Кухонь» стало шесть — греческая, эстонская, грузинская, словацкая, португальская и хорватская. Сделка была имиджевой: съемки одного эпизода «Кухни» стоили $200 тыс. (6,5 млн руб. по курсу на начало съемок). Сериал снимался по инвестиционной модели с целью сохранить права, объяснял РБК генеральный директор YBW Эдуард Илоян.

Стивен Кинг оставил отзыв о российском сериале «Эпидемия» на Netflix.