Стиль
Впечатления Время футбола: каким получился фильм «Стрельцов»
Стиль
Впечатления Время футбола: каким получился фильм «Стрельцов»
Впечатления

Время футбола: каким получился фильм «Стрельцов»

Кадр из фильма «Стрельцов»
Кадр из фильма «Стрельцов»
По просьбе «РБК Стиль» Ярослав Забалуев размышляет, осталось ли в фильме «Стрельцов» что-то от настоящего Эдуарда Стрельцова

А знаете что? Хватит ругать русское кино. Нет, серьезно — довольно. Праведный гнев и слезы бессилия — вещи энергозатратные и пустые. В конце концов, мы все соскучились по кинозалам и готовы ходить туда даже при условии шахматной рассадки. «Стрельцов» Ильи Учителя выходит в прокат в сложный период — даже у Кристофера Нолана, кажется, не получилось вернуть людей в кинозалы. А тут — спортивная драма, названная именем легендарного футболиста, дорогие съемки. Александр Петров, в конце-то концов — артист хороший, обладающий и харизмой, и исходящим от него ощущением притягательной опасности. С первых же сцен «Стрельцов» способен подкупить даже самых скептически настроенных по отношению к российскому кинопрому зрителей. Всего семь лет прошло с момента, когда «Легенда № 17» задала новый тренд на спортивное кино, и фильм Учителя убедительно демонстрирует, чего в этом смысле удалось добиться.

Нет смысла спорить о том, насколько реалистичными получились экранные матчи, но совершенно очевидно, что сделаны они мощно и зрелищно. Во многом, это заслуга выдающегося оператора Морада Абдель Фаттаха, который каждой своей работой (среди них есть, правда, «Непрощенный» Сарика Андреасяна) доказывает, что и на нашей территории умеют снимать красиво. Полетами мяча, игровыми комбинациями и тем, как тени ложатся на лица героев, в «Стрельцове» можно наслаждаться по-настоящему. Проще говоря, дела давно минувших дней здесь представлены в крайне уместном (хоть и требующем мастерства) живописном жанре фрески. Уместен он потому, что не требует правдоподобия. Свидетели спортивных подвигов Эдуарда Стрельцова, конечно, живы, а его именем назван московский стадион, но память здесь, пожалуй, важнее достоверности. Тем более, всю информацию можно легко проверить при помощи мобильного интернета прямо на выходе из кинозала.

Кадр из фильма «Стрельцов»
Кадр из фильма «Стрельцов»

Впрочем, фреска (как и сказка) предполагает, что взамен возвышающей лжи полагается какой-никакой, но урок подрастающему поколению. И с ложью здесь все в порядке. Москвичам обязательно ударит по глазам кадр, в котором на фронтоне Театра Армии почему-то красуется надпись «Музей революции» (который никогда в этом здании не располагался). С точки зрения почитателей героя, самые большие вопросы еще до выхода картины в прокат касались, разумеется, эпизода с изнасилованием на даче, за которое Стрельцов получил тюремный срок. Что именно произошло той ночью, доподлинно неизвестно до сих пор, но авторы фильма сумели придумать совсем уж невероятную версию. И проблема заключается, пожалуй, даже не в том, что кинематографисты опять все переврали — байопик (как, кстати, и экранизация) является художественным произведением и не обязан следовать факту или букве. Чувства верующих в этом смысле вещь тоже понятная, но их успокоение — дело самих верующих.

Кадр из фильма «Стрельцов»
Кадр из фильма «Стрельцов»

Проблема в мотивациях, в том, почему авторы решают перекомпоновать и отредактировать историческую действительность. Иногда реальные события сами по себе не слишком поддаются переводу на киноязык и нуждаются в переосмыслении, которое, в свою очередь, отразит не факт, но дух происходящего. Жизнь Эдуарда Стрельцова неслучайно уже не впервые манит кинематографистов (несколько лет назад выходил сериал «В созвездии Стрельца»). Судьба гения советского футбола драматична и даже трагична, в ней можно разглядеть многое — не только о природе таланта или психологии спорта, но и об обстоятельствах, в которых Стрельцову довелось прожить жизнь.

Фильм Учителя — зрелищный и яркий, но от реального Стрельцова в нем лишь несколько опорных точек. Безусловной победой, повторимся, стали эпизоды на поле, в которых чисто кинематографическими методами показано, как Эдуард Анатольевич умел «видеть поле», что он (как и его заочный соперник Пеле) был буквально создан для футбола. В том же, что касается биографии, скажем так, царят огромные лакуны и правит бал авторская фантазия. Причем временами до такой степени, что кажется, будто героя и фильм лучше было бы назвать каким-нибудь другим именем.

Кадр из фильма «Стрельцов»
Кадр из фильма «Стрельцов»

И даже это было бы не страшно — в конце концов, история, рассказанная, допустим, в «Высоцком», тоже по большей части выдумана (правда, сыном Владимира Семеновича, что до известной степени избавляет от претензий). Хуже всего то, что авторы «Стрельцова» не искали художественных решений, а сглаживали углы. Биография футболиста-рок-звезды здесь превращена даже не в парадный портрет, а в какую-то комсомольскую байку. Стрельцов — гений, настоящий патриот (пусть и стихийный), пылкий влюбленный. Комсомолец Постников, сыгранный Александром Яценко, напротив — настоящий подонок, но он олицетворяет не систему, отправившую лучшего футболиста страны по лагерям. Постников — «плохой комсомолец» — типаж из советского кино, последняя преграда для победы коммунизма. В советском кино, безусловно, случались примеры удачной реализации такого конфликта, но сегодня в нем нет никакой интриги, за ним просто неинтересно наблюдать. То же касается и самого Стрельцова — сложнейшей фигуры, которую лишили даже намеков на острые углы. Ну да, он пьет — а кто не пьет?

Кадр из фильма «Стрельцов»
Кадр из фильма «Стрельцов»

Понятно, что для российского кино сегодня спорт это, грубо говоря, новая война. От бесконечных фильмов о победах на фронтах Великой Отечественной устали даже самые стойкие зрители, но и в спорте за 70 лет советской власти случилось немало, так что материала предостаточно. И все это, возможно, работало бы, если бы до российского зрителя не добирались картины вроде «Тоня против всех», «Борга/Макинроя» или «Жертвуя пешкой» про поединок Бобби Фишера и Бориса Спасского. Эти фильмы — примеры того, что при современном уровне технологий спортивное кино может быть не только зрелищным духоподъемным аттракционом, но и полноценной драмой, трагикомедией, триллером. Впрочем, мы изначально условились не ругать, так что вспомним, что аттракцион «Стрельцову» уже удался. Может быть, в обозримом будущем мы дождемся и настоящего фильма об Эдуарде Стрельцове — без всяких кавычек.

Как фильм про Стрельцова с Петровым в главной роли приняли в мире спорта.