Стиль
Впечатления Что смотреть на выставке «Авангард. На телеге в ХХI век» в Ельцин-центре
Стиль
Впечатления Что смотреть на выставке «Авангард. На телеге в ХХI век» в Ельцин-центре
Впечатления

Что смотреть на выставке «Авангард. На телеге в ХХI век» в Ельцин-центре

Фото: предоставлено «Энциклопедией русского авангарда»
17 сентября в екатеринбургском Ельцин-центре открывается выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Рассказываем, чем она примечательна

«Авангард. На телеге в XXI век» — первая выставка за все время изучения отечественного искусства, отражающая историю показа современного искусства за пределами Москвы. В проекте собраны почти 150 произведений 51 одного художника из фондов Вятского художественного музея (Киров), Слободского краеведческого музея и Яранского краеведческого музея (Кировская область).

Например, «Энциклопедия русского авангарда» отреставрировала в Москве три картины из последнего: «Лежащую женщину» Георгия Лазарева (1920), «Площадь. Эскиз декорации к «Хованщине» Федора Федоровского (1915) и «Эскиз декорации» Александра Родченко (до 1915). Но речь об экспозиции впереди. Сначала — предыстория.

Постреволюционная Россия 1918-1921 годов отряхнулась от переломных событий и начала понемногу изучать новые возможности искусства и условия, в которых его можно было показывать зрителям. Государственная комиссия чуть ли не оптом закупала работы авангардистов: 1100 произведений разлетелись по 32-м населенным пунктам, где имелись государственные свободные художественные мастерские. На базе этих художественных школ планировали открыть сеть музеев современного искусства и воспитать талантливую поросль, способную на культурную революцию. На деле это выглядело так же утопично, как звучало. Проект свернули не начав, но трем выставкам суждено было случиться. За них отвечал Главмузей города Советска Вятской губернии. В октябре 1921-го года там открылась Третья передвижная выставка (две предыдущих состоялись годом ранее с легкой руки местных энтузиастов). Случился — ни много ни мало — фурор: 322 картины прямиком из Вятки, Москвы, Петрограда, Казани, 55 художников во главе с Кандинским, Родченко, Степановой и Удальцовой. Если бы публику не смущала смелость авангардистов, очередь бы не рассасывалась столько же, сколько в московский Манеж на выставку Дали зимой 2020-го.

После Советска организаторы хотели провезти картины по другим городам губернии: Яранску, Царево-Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. В телегах по бездорожью удалось доехать лишь до Яранска, где работы и остались до 1965-го года. Затем их передали в Вятский художественный музей.

Спустя почти 100 лет некоторые работы дождались возможности быть увиденными вновь и рассказать зрителям историю сложного, но важного времени, в котором они были написаны.

Что посмотреть

Хоть до Ельцин-центра и добралось чуть больше половины первоначальной выставки, посмотреть все за один раз вряд ли удастся. Вот у каких работ точно следует остановиться.

«Пейзаж» Ильи Машкова

Один из основателей общества «Бубновый валет» (самого крупного объединения раннего авангарда, существовавшего с 1911 по 1917 годы) отразил в этом пейзаже увлечение фовизмом, к которому пристрастился во время путешествия по Европе. Едва ли натуральные цветовые решения сочлись здесь с примитивизмом: ярко-оранжевое небо, пронзительно синее море и розовые горы как бы намекают на жадность художника к краскам.

Илья Машков, «Пейзаж»
Илья Машков, «Пейзаж»

«Трефовый король» Ольги Розановой

Картина из раскритикованной прессой серии «Игральные карты», выполненной между 1912 и 1914 годами. Знатоки изящного не поняли рвения художницы изуродовать карты, но признали, что в этом есть «хоть какая-то новая идея в отличие от остальных участников выставки» (речь об апрельском показе в Художественном бюро Н.Е.Добычиной в Петрограде). До сих пор неизвестно, почему Розанова посвятила картам целую серию: скорее всего, сказалось свойственное авангардистам увлечение лубком и городским фольклором, а лубочные и карточные рисунки в то время пересекались. Интересно, что герои Розановой не безликие персонажи — за масками угадываются художники ее круга. Так, трефовый король, эдакий авторитет колоды, похож на художника и музыканта Михаила Матюшина. А в червовом валете угадывался поэт Алексей Крученых, которого в шутку называли «перекрученых» и которого связывали с Розановой сложные, запутанные отношения. Искусная художественная насмешка: в конце XIX века червонными валетами называли непорядочных мужчин, разбивающих сердца порядочным женщинам.

Ольга Розанова, «Трефовый король»
Ольга Розанова, «Трефовый король»

«Городской пейзаж (Композиция)» Александры Экстер

Визионер русского авангарда после выпуска из Киевского художественного училища поступила в парижскую Академию де ля Гран Шомьер и сдружилась с Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо. Вскоре художница сменила натюрморты на эксперименты с кубизмом. «Городской пейзаж» — одно из знаковых произведений Экстер, написанных в стиле кубофутуризм. Приверженцы этого направления стремились соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета во времени). Экстер рассыпала по холсту, как по ковру, разобранные на части дома и заводы.

Александра Экстер, «Городской пейзаж (Композиция)»
Александра Экстер, «Городской пейзаж (Композиция)»

«Монгольский лама» Сергея Колесникова

Колесников, не слишком известный широкой аудитории, — один из немногих художников начала XX века, писавших Азию и ее жителей (чем и покорил сердца европейских зрителей). У монгольских народов красный цвет олицетворяет образ древнейшего объекта почитания — Солнца  — и связанных с ним огня, света и тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Художник облачил ламу в красную накидку.

Сергей Колесников, «Монгольский лама»
Сергей Колесников, «Монгольский лама»

«За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой» Николая Фешина

Лучший живописец России по версии Ильи Репина написал свои лучшие работы в Казани. Вот и с героиней портрета — Ясеневой — он познакомился, когда девушка приехала поступать на Высшие женские курсы. По ее воспоминаниям, художник очень требовательно относился к своему труду. Огорчался, что не может выразить то, что задумал, и часто смывал или смазывал часть полотна и начинал снова. Но так и не закончил его: у девушки начались экзамены.

Николай Фешин, «За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой»
Николай Фешин, «За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой»

«Две фигуры» Варвары Степановой

Картина еще одной амазонки русского авангарда представляет условное изображение мужской и женской фигур. Продолжая конструктивистские открытия, сделанные совместно с Родченко, Степанова исследовала основные положения, схемы и повороты фигуры человека в динамике. Ценно, что работа выполнена в технике станковой живописи, которой художница посвятила всего три года.

Варвара Степанова, «Две фигуры»
Варвара Степанова, «Две фигуры»

«Живописная архитектоника» Любови Поповой

Живописными архитектониками Любовь Попова называла геометрические композиции, написанные в 1916–1918 годах. Это был ее собственный вариант беспредметной живописи, связанный с супрематизмом Казимира Малевича.

В 1917 году художница усложняла архитектонику посредством пересечения и взаимопроникновения цветовых плоскостей. В заметке «Разбор вещей по фотографиям» она писала: «Живописное пространство строится кулисным взаимоотношением плоскостей. Линия вводится независимо от объема в своем чистом виде, как графическое начертание. Цвет играет роль фактурную и [его] напряжением определяется построение пространства».

Любовь Попова, «Живописная архитектоника»
Любовь Попова, «Живописная архитектоника»

Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» Федора Федоровского

Классик русской сценографии и многолетний сценограф Большого театра обращался к «Хованщине» трижды. Первый раз он оформил оперу Модеста Мусоргского в 1913-м по заказу Сергея Дягилева в Театре на Елисейских полях. Потом работал над «Хованщиной» для Театра советов (1918) и Большого театра (1949).

Историческая основа оперы — стрелецкие бунты 1682, 1689 и 1698 годов, в результате которых власть перешла к Петру I, — позволила художнику проявить себя как большого мастера массовых сцен. Последователь московской живописной школы (Федоровский учился в Строгановском училище у Валентина Серова, Константина Коровина и Михаила Врубеля) работал в манере «Бубнового валета» и привносил в традиционную сценографию дух нового искусства. Свободная и мощная живопись Федоровского воссоздает историческую реальность, но при этом не отвлекает зрителя мелкими деталями и излишним декоративизмом.

Федор Федоровский, эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина»
Федор Федоровский, эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина»

Об умении Федора Федоровского с размахом осваивать большие сцены свидетельствует эскиз декорации «Площадь», который может быть воспринят как самостоятельное станковое произведение.

Выставка «Авангард. На телеге в XXI век» проходит с 17 сентября 2020 по 10 января 2021 года в Ельцин-центре (Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 3). Соорганизатором выступает культурно-издательский проект «Энциклопедия русского авангарда».