Стиль
Впечатления Попытка номер пять: почему Spotify долго не приходил в Россию
Впечатления

Попытка номер пять: почему Spotify долго не приходил в Россию

Фото:  Anadolu Agency/Getty Images
15 июля легендарный стриминговый сервис Spotify наконец-то станет доступным в России. Рассказываем, какой тернистый путь преодолел музыкальный гигант из Швеции.

«РБК Стиль» подробно разбирал крупнейший стриминговый сервис (110 млн платных пользователей) в 2019 году, тоже аккурат перед запуском в России — вскоре в очередной раз отложенным. Надеемся, сейчас у шведов все получится.

Пожалуй, основная миссия Spotify — поддержка молодых артистов: так, за 500 тыс. прослушиваний трека сервис отчисляет музыканту $1600. Например, белорусскую постпанк-группу «Молчат дома», не так давно завирусившуюся в TikTok, только в мае прослушали 1 млн раз — по примерным подсчетам, выручка за месяц от Spotify должна составить больше $3 тыс. При этом сервис в Беларуси тоже официально недоступен, но юрлицо Spotify AB зарегистрировано в налоговой.

Что, впрочем, ни о чем не говорит: в России ООО «Спотифай» существует с 13 января 2014 года и зарегистрировано по адресу: Ленинградский проспект, 16А с1. Спустя четыре года, согласно «Интефаксу», у компании появился генеральный директор — Илья Алексеев, бывший менеджер по продажам Facebook.

Пока ничего удивительного: впервые Spotify пытался «обрусеть» как раз в 2014-м, потом — осенью 2015-го, но, по информации РБК, свернул предприятие из-за политической и экономической ситуации в стране, а главное, из-за закона о персональных данных, обязывающего хранить данные россиян на территории России (облачный сервис не позволяет удерживать данные внутри одной страны).

Даниэль Эк: «Spotify прекрасно функционирует и без меня»

Следующие четыре года шведы натурально танцевали летку-енку — то выдвигались на российский рынок, то поворачивали обратно. По данным «РБК Стиль», у хэдофиса, помимо прочего, были неувязки с маркетинговой составляющей запуска — кажется, за эти годы не осталось ни одного коммуникационного агентства, не участвующего в тендере. Плюс есть версия, что Spotify долго вели переговоры с потенциальными партнерами — мобильными операторами. В итоге выбрали МТС.

Кто отвечает за запуск в целом — на сто процентов не известно. Подтвердился лишь ответственный за работу с артистами и музыкальными лейблами — Рустам Киреев, покинувший кресло главного музыкального редактора MTV еще в прошлом июле. От комментариев Рустам отказался — Spotify конспирируется до последнего.

Офис WeWork на «Белорусской»
Офис WeWork на «Белорусской»

Интересно, что, по данным Forbes, офис Spotify в составе десяти человек работает в России с декабря 2019-го — в коворкинге WeWork на «Белорусской», вовсе не по адресу регистрации юрлица.

И, пожалуй, последняя странность в долгожданном запуске стриминга — некорректный вид основной деятельности на сайте ФНС: «Исследование конъюнктуры рынка», что, согласитесь, не особо вяжется с масштабной торговлей и стримингом музыки. Для сравнения: у одного из конкурентов Spotify на российском рынке, ООО «Яндекс.Медиасервисы», включающем в себя «Яндекс. Музыку», прописано следующее: «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет» и «Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений». Соответственно, ООО «Спотифай» хорошо было бы обновить информацию. Почему это до сих пор не сделано — вопрос.

Spotify: готовимся к приходу стримингового сервиса в Россию.