Стиль
Впечатления Почему фанаты возненавидели финал «Игры престолов»
Стиль
Впечатления Почему фанаты возненавидели финал «Игры престолов»
Впечатления
Почему фанаты возненавидели финал «Игры престолов»
Кадр из финальной 6 серии 8 сезона «Игры престолов»
© HBO
Один из главных сериалов десятилетия завершился не так, как ожидали фанаты. Разбираемся, почему финал «Игры престолов» разочаровал миллионы поклонников. Осторожно: в тексте есть спойлеры.

За несколько дней до выхода последнего, шестого эпизода на сайте Change.org появилась петиция от неизвестного поклонника шоу с требованием к телеканалу HBO уволить исполнительных продюсеров, отвечающих за основное направление и развитие телепроекта, и переснять весь сезон. «Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс доказали свою крайнюю некомпетентность как продюсеры в отсутствие исходных материалов (то есть книг), на которые можно было бы опереться. Этот сериал заслуживает финального сезона, который будет иметь смысл», — гласил текст документа. Под обращением уже поставили подписи более 1 млн человек, и число подписантов продолжает увеличиваться.

 

«Причина, почему Арья уплыла на Запад: она отправилась в Америку, потому что в ее листе смертников появились два новых человека — Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс».

 

На киносайтах и форумах, а также в соцсетях авторов сериала неустанно осуждают за «скомканную» и «нелогичную» концовку культовой истории. Она завершилась совсем не так, как предполагали зрители в течение почти двух лет (не считая четырех месяцев), пока снимался финальный сезон. Новости о процессе съемок, особенно касающиеся финансовых затрат ($15 млн за эпизод), а также удивительные рассказы актеров о строжайшей секретности на площадке не столько подогревали интерес, сколько провоцировали предвкушение по меньшей мере грандиозного завершения «Престолов». Его ожидали, как ждут главный спортивный матч года.

 

 

 

«У продюсеров закончились идеи, и шоу завершилось худшим финалом в истории телевидения. Позор! Власть уничтожает людей, и концовка этого шоу отлично показывает, что бывает, когда продюсеры позволяют своему эго разрушить окончание эпической истории. Позор!» — это один из самых «милосердных» комментариев от поклонников.

Истории главных героев, продолжавшиеся на протяжении девяти лет, завершились вопреки предсказаниям, которыми утешались фанаты в ожидании финала. Авторы закольцевали сюжет так, что в плюсе оказались лишь игроки, сделавшие букмекерские ставки на самого маловероятного правителя Вестероса. Ради эффектной концовки историю тщательно очистили от самых привлекательных ингредиентов — магии и религиозных конфликтов — и сфокусировались на ключевых, земных персонажах, оставив за пределами повествования множество деталей. Поклонники, которых за семь сезонов приручили к подробностям, недоумевают: что с долгом Вестероса Железному банку? Как случившееся воспримет Миэрин, в котором Дейенерис оставила своего человека? Почему Бран согласился на предложение лордов? Почему Железные острова не потребовали независимости? Зачем одичалым в долгую зиму отправляться за Стену, туда, где пустоши и холод?

 

«9 лет. 8 сезонов. 73 эпизода. Ты заслуживал лучшего, Джон Сноу».

 

«Эти персонажи заслужили лучший сезон».

 

Зато финал понравился знаменитостям, например писателю Стивену Кингу, который приятельствует с Джорджем Мартином, и актеру Педро Паскалю, исполнителю роли Оберина Мартелла. Музыкант и диджей Diplo заметил, что предсказывал подобный исход.

В оправдание сценаристам напомним, что они не впервые идут наперекор зрительским надеждам — этот принцип помогает сохранить нетривиальность повествования. Но, кажется, в этот раз фанаты не смогли смириться с поворотами сюжета, придуманными Бениоффом и Уайссом. По словам последнего, вместе с коллегой они были готовы к негативной реакции: «Мы знаем, что, независимо от того, что мы сделаем, даже если это будет оптимальная версия концовки, определенная часть людей возненавидит лучшую из всех возможных версий».

 

«Все: "Игра престолов" — величайшее шоу в истории. Восьмой сезон:».

 

Виражи любви и ненависти прекрасно просматриваются в зрительских рейтингах ключевых эпизодов сериала на протяжении всех сезонов. Например, «Рейны из Кастамере» в третьем сезоне, печально известный как «Красная свадьба», заработал рейтинг 9,9 — рекордный на iMDb. Несмотря на шокирующую судьбу всех присутствовавших в этом эпизоде, поклонники не отвернулись от сериала, тогда за продюсерами стоял первоисточник — книги Джорджа Р. Р. Мартина.

Следующий рекордсмен — «Суровый дом» в пятом сезоне, где дозорные и одичалые впервые близко познакомились с армией Короля Ночи и едва унесли ноги. За зрелищность этой серии отвечал Мигель Сапочник — режиссер, о котором впоследствии будут говорить с восторгом. «Битва бастардов», закончившая шестой сезон, стала легендарной.

 

«Мелисандра: "Джона Сноу вернул к жизни Владыка Света..." Но вот для чего конкретно?»

 

Ее тоже снял Мигель Сапочник, получив зрительский кредит доверия. К слову, сценарий этой серии создавался совместно с Джорджем Мартином, и все получилось. В седьмой сезон авторы шоу въехали под аплодисменты зрителей. Рейтинги показывают, что Бениофф и Уайсс справились и без остросюжетных поворотов: Дейенерис, как и должно было быть, приплыла в Вестерос, подружилась с Джоном Сноу и отправилась с ним на Север, чтобы противостоять армии мертвецов.

 

 

Восьмой сезон стартовал с рейтингом 8.0. Он оказался ниже, чем у предыдущих, тем не менее ничего не предвещало беды: тысячи фанатских теорий ждали своего часа, обещанный Мартином и додуманный поклонниками горько-сладкий финал почти показался на горизонте. И тут опустилась ночь. Камнем преткновения стала битва с армией мертвецов в эпизоде «Долгая ночь». Она разделила аудиторию на два лагеря: первые возмущались, что ничего не смогли разглядеть, вторые доказывали, что ночное сражение, очевидно, должно быть сумбурным. Сражение за Винтерфелл поставил прославленный Мигель Сапочник, и это во многом повлияло на рейтинг кульминационного эпизода.

 

«Грандиозный эпизод удерживает рекорд среди самых продолжительных батальных сцен в истории кино и телевидения. Эпизод снимали 55 ночей подряд с участием 750 человек и под руководством Мигеля Сапочника».

 

Мигелю доверили еще одну серию — «Колокола». Режиссеру предстояло показать шокирующее и ужасающее падение Королевской гавани и превращение некогда самого обожаемого персонажа в массового убийцу. Сапочник наполнил серию поэтичными кадрами и фирменными сценами без монтажных склеек, умудрившись придать огненному хаосу хореографическую структуру. Доверие зрителей к режиссеру спасло эпизод от разрушительной критики, хотя его рейтинг опустился до 6.0. Но по иной, «летающей на драконе», причине.

 

«Давайте еще раз отметим блестящую работу Мигеля Сапочника, пожалуйста. Не считая сценария, "Колокола" получились визуальной режиссерской эпопеей, которая присоединится к другим эпизодам "Игры престолов"».

 

 

В материале New York Times о зрительских рейтингах приводятся примеры сериалов, финальные сезоны которых разозлили поклонников: похоже, «Игра престолов» встала в ряд с «Декстером», «Настоящей кровью», «Клиникой» и «Как я встретил вашу маму». Это особенно печально, потому что все девять лет существования «Престолы» сравнивались с такими проектами, как «Во все тяжкие» и «Клан сопрано», финальные рейтинги которых в полном порядке. С другой стороны, и «Клиника», и «Декстер» завоевали абсолютную любовь аудитории за счет грамотно и обаятельно прописанных персонажей, с которыми зрители выстроили прочную связь, а потому не смогли расстаться безболезненно.

 

«Сценаристы и создатели заслуживают всех критических отзывов, но операторы и специалисты по визуальным эффектам заслуживают всех "Эмми"».

 

Впечатление от финала подпортили и производственные моменты. Сперва в кадре четвертого эпизода «Последний Старк» показался кофейный стаканчик, оставленный на столе в Винтерфелле рядом с Матерью драконов. Телеканал HBO предпринял меры: вырезал досадную неприятность, перезалил серию и остроумно пошутил в соцсетях, что Дейенерис заказывала травяной чай, а не латте. Однако это не помогло избежать осуждения. Поклонники заметили, что у съемочной группы и монтажеров было почти два года, чтобы исключить «ляпы». В итоге в финальном эпизоде особенно зоркие зрители засекли пластиковую бутылку, выглядывающую из-за сапога Джона Брэдли-Уэста (Сэмвела Тарли). Обиднее всего, что вестеросский пластик мелькнул в ключевой сцене.

 

«Если бы "Игра престолов" была каким-то другим шоу, то все могло закончиться так».

 

Не последнюю роль в негодовании поклонников, возмущенных решениями авторов шоу, сыграли спецвыпуски HBO о съемочном процессе, сопровождающие каждый эпизод. В них поклонников последовательно убеждали, что команда сериала самоотверженно трудится над каждой деталью. Другая причина резкой неприязни к работе продюсеров — оторванность телесюжета от книг. К несчастью, Джордж Мартин успел дописать только пять книг из задуманных семи и заканчивать труд не спешит. Поэтому финал «Престолов» существует только в телеверсии. Приведение книжного сюжета к сериальной развязке легло на плечи Уайсса и Бениоффа вместе с ожиданиями миллионов поклонников не только самого шоу, но и всей саги.

После почти 10 лет путешествия через пламя и кровь, сталь и лед они вынуждены принять на себя удар за обожаемое во всем мире фэнтезийное произведение. Каковы шансы на то, что HBO возьмется за пересъемку восьмого сезона? Они минимальны — ведь у фанатов есть только гнев, но нет драконьего пламени.