Стиль
Впечатления Остросоциальный Берлинский фестиваль: какие фильмы ждать в прокате
Стиль
Впечатления Остросоциальный Берлинский фестиваль: какие фильмы ждать в прокате
Впечатления

Остросоциальный Берлинский фестиваль: какие фильмы ждать в прокате

Остросоциальный Берлинский фестиваль: какие фильмы ждать в прокате
В субботу 69-й Берлинский кинофестиваль раздал лауреатам «медведей». Разбираемся, какие фильмы из программы Берлинале ждать в прокате, даже если о дате релиза пока ничего не известно.

«Синонимы»

Израильский режиссер Надав Лапид, снявший в 2014 году картину «Воспитательница», которая успела получить голливудский ремейк с Мэгги Джилленхол, забрал главную награду фестиваля. Жюри единодушно симпатизировало ленте «Синонимы» — о переселенце из Израиля, который отчаянно хочет стать французом. Ради этого он покидает родину и переезжает в поэтичный Париж, отказываясь от прошлого и всего, что в него входит, в том числе иврита и общения с семьей.

Актерскую работу Тома Мерсье в один голос хвалят все критики, присутствовавшие на премьере. Фильм характеризуют не иначе как «претенциозный», «полностью обнаженный», «притягательный и одновременно отталкивающий», «странный и страстный». Политический контекст здесь раскрывается через личный опыт, культурный — оммажами к Бертолуччи и Годару.

 

 

«Варда глазами Аньес»

90-летняя «бабушка французской новой волны» порадовала публику фестиваля документальным автопортретом «Варда глазами Аньес» (Varda by Agnès) вне конкурсной программы. Это путеводитель по творчеству режиссера, поставившей за свою жизнь более 40 картин, и завет начинающим кинематографистам. «Мне неинтересно быть женщиной-режиссером, я всегда гордилась этим, но моей целью было создавать другое кино. Я продолжаю выступать за права рабочих и женщины: как вы знаете, я феминистка. Для меня важно, чтобы женщины могли выбирать любую профессию в кино, присутствовать в отборочных комиссиях, организациях и принимать решения наряду с мужчинами», — рассказала 90-летняя обладательница «Оскара» за выдающиеся заслуги в кинематографе на пресс-конференции.

Кино можно считать как игровым, так и документальным, предлагающим зрителю уникальную возможность приобщиться к взгляду Аньес на мир.​

 

 

«По воле Божьей»

Франсуа Озон привез на Берлинале остросоциальную драму о педофилии в католической церкви. Эта шокирующая история случилась во Франции три года назад: уважаемый священник Бернар Прейно попал под подозрение в совращении малолетних. Жертвы долго не решались на публичную исповедь, но в конце концов организовались в объединение La Parole Libérée и собрали десятки свидетельств преступлений, убедив пострадавших не замалчивать свои истории. В результате к расследованию подключились прокуратура и Ватикан. Прейно обвинили в сексуальных домогательствах в отношении 70 мальчиков.

«История о сложных мужчинах» от Озона, который, по собственному признанию, много лет снимал истории о сильных женщинах, косвенно перекликается с идеологией движения #MeToo. Жюри посчитало необходимым наградить картину Гран-при. В российский прокат фильм выходит 4 апреля.

 

 

«Крушитель системы»

История белокурого ангела с неконтролируемыми приступами агрессии завоевала «Серебряного медведя». Режиссер Нора Финшелдт исследует проблему «крушителей системы» — systemsprenger — детей, чье поведение не поддается регуляции, детей, с которыми не справляются ни приемные семьи, ни воспитатели в детских домах.

В центре сюжета драмы, буквально кричащей о системе воспитания, — девятилетняя Бонни, которая очень хочет вернуться в семью, но сделать это не представляется возможным. Бонни принимает медикаменты, приглушающие приступы агрессии, но взрослым людям, окружающим дитя, от их незаметного воздействия не становится спокойнее. Картина получила приз Альфреда Бауэра за открытие новых горизонтов в кинематографе.

 

 

«Я была дома, но»

Приз Берлинале за режиссуру получила немецкий режиссер Ангела Шанелек. Ее драма «Я была дома, но» вряд ли похвастается захватывающим сюжетом — его, на первый взгляд, практически нет.

Шанелек — представитель берлинской школы или, на французский манер, новой немецкой волны. Это некоммерческое кино, возникшее в конце 1990-х, принципиально не поддающееся мейнстриму и уходящее в оппозицию к общепринятым представлениям об успешном кинопродукте. Жанр не имеет значения, сюжет — тоже. Важнее всего позиция режиссера — наблюдателя за течением жизни. Фильм «Я была дома, но» — ярчайший пример берлинской школы, набор картинок из жизни женщины, справляющейся с трудностями. Уследить за развитием сюжета неискушенному зрителю будет сложно, но это будет определенно необычный опыт.

 

 

«Середина 90-х»

Режиссерский дебют голливудского актера Джоны Хилла не участвовал в программах фестиваля, но был показан в его рамках для европейской аудитории, которая наконец дождалась картину после премьеры на международном кинофестивале в Торонто в начале сентября. С тех пор «Середина 90-х» побывала еще на двух фестивалях в США и удостоилась если не восторженных, то приятно удивленных отзывов от кинокритиков. В российском прокате драма о взрослении в скейтерской тусовке появится 14 марта.

 

 

«Золотая перчатка»
Загримированный до неузнаваемости Йонас Дасслер исполняет роль Фрица Хонки, рабочего, страдающего алкоголизмом и страстью к изощренным убийствам. Это немецкий Джек Потрошитель, реально существовавший маньяк, о котором писатель Хайнц Штрунка написал роман-бестселлер несколько лет назад. Собственно, «Золотая перчатка» — это название до сих пор функционирующего паба в гамбургском районе Санкт-Паули, куда в 70-е захаживал Хонка. В картине это заведение наполнено хтоническими персонажами, в числе которых и сам маньяк, нацеленный на нетрезвых посетительниц паба.

Режиссер Фатих Акин перевоплощается вместе с Дасслером, впервые демонстрируя столь ужасающее зрелище, чтобы правдиво и без прикрас раскрыть уродство существования на дне. Кинорежиссер выступил в этой картине немецкой версией Ларса фон Триера. Только фильм Акина сделан гораздо откровеннее и, если точнее, отвратительнее, чем притча его датского коллеги «Дом, который построил Джек», которая была посвящена природе искусства и широко обсуждалась в 2018 году. В новый, 2019-й, «высокие» триллеры-хорроры въезжают на натурализме, гротеске и уродстве, помахивая «Золотой перчаткой».

 

 

«Пираньи Неаполя»

Криминальная драма, основанная на реальных событиях, в создании которой участвовали три автора — Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези и Роберто Савиано. Фильм о мафии, снятый человеком, который вынужден существовать под охраной спецслужб из-за угроз той самой мафии, исследует жизнь подростков в Неаполе. Жизнь эта несладкая и трудновыносимая, а подростки в ней, в лучших традициях максимализма, как рыбы в воде — учатся грабить, убивать и покупать проституток. Жюри фестиваля наградило картину «Серебряным медведем» за лучший сценарий. В российский прокат фильм выйдет 4 апреля.

 

 

«Гарет Джонс»

Советские 1930-е в прочтении польского режиссера Агнешки Холланд уже получили от российских критиков клеймо антисоветской клюквы и упреки в слишком вольном отношении к историческим событиям. Фильм рассказывает о захватывающих приключениях американского журналиста Гарета Джонса в СССР 30-х годов, где экспаты устраивают опиумные вечеринки в гостинице «Метрополь», а коррумпированные чиновники творят беспредел. Все это вынуждает Джонса сбежать с поезда в Харьков и заняться расследованием фактов голодомора среди украинских степей.

На упрек «Афиши Daily» в том, что русские в фильме показаны стереотипно, Холланд отвечает, что специально пошла на такой шаг, рассказывая историю с позиции главного героя — американца, который олицетворяет стереотипы о России. Клише стало необходимым элементом, однако результат получился спорным. Вряд ли картина удостоится чести побывать в российских кинотеатрах. Но, если это и случится, страстей вокруг премьеры не избежать.