Впечатления Почему нужно увидеть выставку «Жемчуг: сокровища морей и рек» в Москве
Впечатления Почему нужно увидеть выставку «Жемчуг: сокровища морей и рек» в Москве
Партнерский материал
Почему нужно увидеть выставку «Жемчуг: сокровища морей и рек» в Москве
© пресс-служба
Выставка Музеев Катара проводится Всемирным алмазным музеем в Государственном историческом музее до 1 октября. Среди более 100 уникальных изделий — тиара леди Розбери, ожерелье «Тысячелетие» Cartier и украшения Элизабет Тейлор.

Не только песчинка

Жемчуг — один из немногих драгоценных камней, не требующих сложного оформления. Ювелир старается максимально подчеркнуть красоту восхитительной жемчужины, созданной природой. И неважно, какого она размера.

Музеи Катара и Всемирный алмазный музей представили в Москве на выставке «Жемчуг: сокровища морей и рек» полную историю этого удивительного создания природы с наглядными примерами со всего мира.

Знакомство с сокровищами морей и рек начинается в первом зале с экспонатов, повествующих об образовании жемчуга. Здесь развеяли главный миф, связанный с рождением жемчужины: оказывается, все начинается не с песчинки. Все моллюски, обладающие раковиной, создают жемчуг, когда в их створки попадают любые «непрошеные» гости — от личинок до мелких рыбок. Впечатляющие примеры представлены тут же: начиная с небольшой испещренной морскими жителями раковины до крупной ракушки, в которой под перламутровым наростом застыла целая рыба.

Тиара леди Розбери с бриллиантами и 13 крупными жемчужинами формы «груша» и «пуговица». Тиару можно носить как ожерелье (Лондон, Англия, 1878 г) ​

© Фото предоставлено Музеями Катара

Рядом можно увидеть рентгеновские снимки моллюска с зачатками будущей жемчужины, разновидность «мело», которых в мире не больше 500 штук. Они, как правило, достигают крупных размеров. А также раковины с жемчужинами самых разных и редких оттенков: от привычных белого и молочного до редких черного, бордового, ярко-оранжевого и оттенка морской волны. Интересно, что цвет всегда зависит от окраса раковины, в которой они родились. Чтобы найти идеально сформированную круглую жемчужину, ловцу порой нужно выловить и перебрать тысячи раковин.

 

Коллекция

Во втором большом зале разместились 30 открытых черных сейфов-витрин. В каждом из них, привезенном специально из Индонезии, выставлено более 100 украшений, 50 из которых были специально отобраны по всему миру для российской публики.

Под толщей стекла сверкают тиары — вот, например, принадлежавшая эрцгерцогине Марии-Валерии Австрийской, дочери императрицы Елизаветы Баварской (более известной под именем Сисси), была изготовлена в 1913 году из крупных жемчужин, бриллиантов, золота и серебра. Еще один интересный экспонат — великолепная тиара с 13 крупными жемчужинами, которую носила графиня Розбери, дочь барона Майера де Ротшильда. На самом деле, это украшение-трансформер: ее легко можно превратить в ожерелье.

Тиара Chaumet из золота, серебра, бриллиантов и жемчуга. Выполнена по заказу маркиза Керуатца, можно носить в виде ожерелья (Париж, Франция, 1879 г.)
© Фото предоставлено Музеями Катара

Ювелиры часто обыгрывают формы этого драгоценного камня. Яркий пример — «Кулон в форме льва», где фигурка животного собрана из походящих по форме барочных жемчужин.

Мелкий бисерный жемчуг представлен парой нежных украшений конца XIX века: викторианский ларец для венчальных драгоценностей и ожерелье с окантовкой из окрашенного бледно-фиолетового жемчуга.

Кроме старинных украшений, на выставке есть и более современные экземпляры: брошь в виде приоткрытого рта, эскиз которой создал Сальвадор Дали, а воплотил в жизнь ювелир Генрик Кастон. Кольцо Элизабет Тейлор с жемчужиной диаметром 14,5 мм и набор «Тысячелетие» Cartier с жемчугом и крупным изумрудом: камни ожерелья и серег были огранены в Индии в XVIII веке.

Наконец, в третьем зале представлена экспозиция культивированного жемчуга. Здесь можно увидеть видео об истории создания таких камней и несколько современных украшений, например, композицию «Иней», созданную вьетнамским мастером Сам Тхо Дуонгом. Ювелир с помощью нескольких тысяч мелких жемчужин словно воссоздал кристаллы льда на обледеневших ветках дерева.

Ожерелье «Иней» из серебра и несколько тысяч крошечных культивированных жемчужин. Художник Сам Тхо Дуонг (2011 г.)
© Фото предоставлено Музеями Катара

Повод

Выставка «Жемчуг: сокровища морей и рек» приурочена к перекрестному Году культуры Катара и России. Экспозиция появилась в Государственном историческом музее в Москве благодаря Музеям Катара и Всемирному алмазному музею — исследовательскому образовательно-культурному проекту. Он представляет собой живой виртуальный алмазный музей, собирающий информацию, изображения и истории о значимых бриллиантах и украшениях со всего света.

Экспозиция путешествует по всему миру в течение шести лет и уже успела побывать в Великобритании, Китае, Японии, Бразилии и Турции.

Ожерелье «Тысячелетие» Cartier из жемчуга и изумруда (2000 г.) 

© Фото предоставлено Музеями Катара

Куратор выставки доктор Юбер Бари заметил: «Жемчуг издавна привлекал художников своим сдержанным изяществом и таинственностью. Наша разносторонняя экспозиция ответит на многие вопросы, связанные с этим природным чудом, в то же время увлекая посетителей в захватывающее путешествие по истории добычи жемчуга и торговли им в Катаре».