Стиль
Впечатления Тайны великих: белые пятна в биографиях Шекспира, Да Винчи и Маяковского
Стиль
Впечатления Тайны великих: белые пятна в биографиях Шекспира, Да Винчи и Маяковского
Впечатления
Тайны великих: белые пятна в биографиях Шекспира, Да Винчи и Маяковского
© ru.wikipedia.org; ITAR-TASS
Ученые намерены выяснить, как выглядел Леонардо да Винчи. Для этого они соберут сохранившиеся на полотнах художника и в его записных книжках частички кожи и волос, и сделают анализ ДНК. «РБК Стиль» вспомнил, какие еще секреты хранят биографии великих.

Внешность Леонардо да Винчи

Споры вокруг знаменитого «Туринского автопортрета», принадлежащего кисти Леонардо да Винчи, не утихают долгие годы. Одни уверены, что мастер изобразил на нем самого себя, другие — что портрет не имеет к великому Леонардо никакого отношения.

 

Современники художника и изобретателя нередко описывали его внешность: немалый рост, пышная борода и недюжая физическая сила в молодые годы. Сегодня ученые по-прежнему пытаются пролить свет на облик Леонардо, в том числе при помощи анализа ДНК. В мае этого года ученые из калифорнийского Института Крейга Вентера объявили о новой попытке восстановления внешности мастера Возрождения. С его полотен и сохранившихся записных книжек они соберут частички кожи и волос, которые далее сравнят с генетическим материалом ныне живущих родственников Леонардо. Ученые считают, что они смогут не только составить «генетический портрет» Да Винчи, но и восстановить конкретные черты его облика. Начать исследование генетики собираются с анализа картины «Поклонение волхвов», хранящейся во Флоренции.

 

 

Личность Уильяма Шекспира

«Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем Уильям Шекспир», — отмечал британский историк Хью Тревор Роупер. Действительно, вопросом: «А был ли Шекспир?» ученые задаются уже не одно столетие. Имя британского драматурга называют псевдонимом, под которым скрывался другой автор или даже целая группа лиц. Основанием для подобных утверждений служит почти полное отсутствие подлинных документов, связанных с Шекспиром.

 

В церковных книгах нет записи о рождении драматурга, а от него самого не осталось ни одной рукописи. Зато есть документы, свидетельствующие о том, что некто по имени Шекспир из Стратфорда занимался мелким ростовщичеством и упорно преследовал своих соседей — кузнеца и аптекаря — по судам за долги. Почти все, что известно о лондонском периоде жизни драматурга, также почерпнуто из легенд, пересказанных третьими лицами.

Загадки, связанные с именем Шекспира, продолжают появляться и в XXI веке. Так, в марте 2016 года стали известны результаты исследования могилы драматурга, которое проводилось впервые в истории. Ученые обнаружили, что в захоронении отсутствует череп. Это открытие подтвердило версию о его похищении, появившуюся еще в конце XIX века.

 

Исследование могилы Шекспира в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне
© пресс-материалы Channel 4

 

Загадка смерти царя Александра I

«Всю жизнь провел в дороге и умер в Таганроге». Такой эпитафией на смерть императора Александра I отреагировал Пушкин. Правда, внезапная кончина царя в возрасте 47 лет породила немало слухов о ее инсценировке. Говорили, что император решил провести остаток жизни в странствиях и молитвах, «спрятавшись» за именем старца Федора Кузьмича.

 

Такой действительно появился в Сибири через несколько лет после смерти Александра I. Федор Кузьмич ездил по окрестным селам, учил детей и вел разговоры о вере. Кроме этого, порой он рассказывал истории о войне с Наполеоном, подробности которых могли знать лишь приближенные к императору люди или он сам. Уже находясь на смертном одре, томский купец Семен Хромов спросил у старца, верна ли молва, что он и есть император Александр. На это Кузьмич ответил: «Чудны дела твои, Господи. Нет тайны, которая бы не открылась».

 

 

Самоубийство Маяковского

14 апреля 1930 года по Москве разлетелась новость о том, что Владимир Маяковский покончил с собой. Последним человеком, который видел поэта живым, стала его возлюбленная Вероника Полонская. «Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей... Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно», — позднее вспоминала Полонская.

 

Самоубийство Маяковского стало официальной версией. Но с ней согласились и в нее поверили далеко не все. Писатель Михаил Зощенко говорил, что смерть поэта остается загадкой. А режиссер Сергей Эйзенштейн и вовсе заявлял: «Его надо было убрать. И его убрали».

Сомнения в самоубийстве вызывало то, что предсмертная записка была датирована 12 апреля, хотя спустя два дня Маяковский уговаривал любовницу уйти к нему от мужа. Кроме того, тело уже мертвого поэта свидетели видели лежащим на полу в разных положениях — так, словно его перекладывали.