Впечатления, 05 дек, 18:19

Декабрьские чудеса: какой получилась ярмарка «Обертон» в Круговом депо

В Москве открылся первый выпуск ярмарки графики «Обертон», которая проходит с 5 по 7 декабря в отреставрированном Круговом депо на Комсомольской площади. Искусство на ярмарке собрали под стать уникальной площадке
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба «Обертон»

Новость о том, что команда Cosmoscow запускает ярмарку «Обертон», появилась неожиданно. Галеристам пришлось готовиться к смотру так, как коммунальные службы обычно реагируют на первый сильный снегопад. Времени на создание концептуальных стендов, очевидно, не было, а искусство зачастую доставалось из запасников. Благодаря этому на стендах до 7 декабря можно встретить множество приятных и редких сюрпризов. Первый выпуск «Обертона» получился уютно-камерным, ламповым и запоминающимся.

Новые «стойла» для локомотивов современного искусства

Стандартное для таких случаев клише, что ярмарка собрала «под одной крышей» 29 галерей, тут категорически не работает. «Крышей» в самом хорошем смысле этого слова стал величественный, хоть и не исторический купол отреставрированного Кругового депо на задворках «Площади трех вокзалов». В середине XIX века вдоль строящейся Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург, возникло девять таких строений. Вместе с двумя вокзалами на конечных точках они составляли единый архитектурный ансамбль. Оба вокзала, как и московское Круговое депо, проектировал Константин Тон.

«ТОН-Центр» (Фото: пресс-служба «Обертон»)

Во второй половине ХХ века московское депо медленно приходило в упадок. К началу 2010-х его неоднократно порывались снести, несмотря на статус объекта культурного наследия. В итоге были утрачены несколько локомотивных ячеек (на железнодорожном жаргоне их называют «стойлами»). Потом здание предлагали передвинуть или переоборудовать под музей, но последние лет десять оно в основном пустовало. Свое имя — «ТОН-Центр» — арт-пространство на месте бывшего депо получило в память о Константине Тоне. Созвучное ему название новой ярмарки позволяет предполагать, что ее сотрудничество с площадкой планируется долгосрочным.

Для формата ярмарки отреставрированное девелопером MR здание с планировкой, напоминающей нарезанный торт, подошло как нельзя лучше. Большинство галерей выстроились по основному круговому периметру, остальные участники сформировали внешний контур. В центре красуется лаундж-зона, из которой всю ярмарку можно окинуть единым взором, что для такого собирательного проекта — несомненный плюс. Раньше здесь находился поворотный круг, направлявший локомотивы, каждый — в свое «стойло». Теперь из этой точки посетитель «Обертона» может выбрать, с какой галереи начать знакомство с ярмаркой. Выбирать есть из чего.

Алюминиевая графика по резине и акварель с дождевой водой

К графике принято относить работы на бумаге, будь то карандашный рисунок, акварель или изображение в технике авторской печати. Такие правила игры на «Обертоне» соблюдаются строже, чем на нижегородской ярмарке «Контур», где, несмотря на формальный уклон в графику, сочетание «холст, масло» на этикетках встречается часто. На «Обертоне» подобные исключения обыгрываются крайне изобретательно.

Работы Ивана Горшкова на стенде галереи «Х.Л.А.М.» (Фото: пресс-служба «Обертон»)

Самый яркий пример — новые работы Ивана Горшкова на стенде воронежской галереи «Х.Л.А.М.», в которых вместо бумаги используются раскатанные в черные «листы» фрагменты найденной советской резины. Художник «рисует» по ним алюминиевым и силиконовым литьем, формируя на необычной поверхности графические по своей сути и очень фактурные штрихи и кляксы. Результат — брутальная абстракция, которая эффектно контрастирует с чувственными по форме, но едкими по смыслу листами Михаила Добровольского на противоположной стене.

Московская PA Gallery встречает посетителей объектами умершей в этом году Ани Желудь из металлических прутьев. Сама художница при жизни настаивала на том, что эти объемные вещи — логичное продолжение ее графических экспериментов, то есть графика, сошедшая с бумаги и получившая объемное воплощение. По схожему принципу выстроена и часть экспозиции Set Projects, которая завлекает гостей блеском латуни. На других ярмарках плоские фигурки Полины Уваровой — едва ли не главный хит продаж галереи, а здесь — лишь напоминание об их графической родословной. Свидетельство тому — висящие рядом акварели с теми же персонажами.

Стенд PA Gallery (Фото: пресс-служба «Обертон»)

На стенде петербургской Anna Nova Gallery одна из художниц — Александра Гарт — представлена не только аскетичными черно-белыми линогравюрами, но и двумя напоминающими странные телевизоры объектами. За основу художница взяла найденные лайтбоксы с подзвучкой и движущимся изображением. Поверх него она нанесла фактурно наклеенную кальку, местами с добавлением акрила и графита. Получившееся изображение таинственно мерцает под звуки щебечущих птиц. Одним из авторов на стенде Artwin Gallery стал Дима Ребус, который создает свои акварели с использованием дождевой воды, собранной по всему миру.

Петербургская Jessica Gallery, которая впервые публично заявила о себе в рамках |catalog| полтора года назад, с тех пор участвует в арт-ярмарках исключительно с тотальными инсталляциями. За плечами галереи — стенды, стилизованные под гигантский будуар и парижское кафе начала ХХ века. На этот раз получилось высказывание, посвященное проходческому щиту «Надежда», прорывавшему тоннели петербургского метро. Одноименный проект Веры Светловой состоит из похожих на линолеумный узор графических листов с разводами проявителя на архивной фотобумаге, гипсовых слепков со снежного покрова и видеоработ. Все они продаются как единое целое. По словам галеристки, ей не хочется собирать проект по крупицам в преддверии музейной ретроспективы художницы, загодя намеченной на 2027 год.

Тараканы-бунтари и предновогоднее настроение

Подавляющее большинство стендов «Обертона» завсегдатаи ярмарок могут читать как открытую книгу: название галереи зачастую угадывается с первой же работы, благо почти все арт-дилеры сделали ставку на своих хедлайнеров. Но есть на ярмарке и показательные исключения. Например, галерея a-s-t-r-a, которая львиную долю своего стенда посвятила наследию ушедших из жизни классиков современного искусства, таких как Анатолий Зверев или Алексей Каменский. В первый час предпоказа 3 декабря со стенда была продана превосходная работа Евгения Чубарова, а в запасниках галереи своего покупателя дожидался триптих Наталии Гончаровой. Галерея Deep List, которая пару месяцев назад удивляла гостей Cosmoscow подвесным стеклянным динозавром, отвела половину стенда под яркие минималистичные работы основателя Новой Академии Тимура Новикова.

Новым именем в репертуаре Seréne Gallery стал Артем Ляпин — создающий объекты из металлической проволоки в технике коклюшечного кружева молодой художник, без работ которого в последнее время не обходится ни одна групповая выставка современного искусства. На стенде Seréne он представлен в первую очередь отпечатками своих кружевных работ на обожженной бумаге. В день предпоказа эти листы уходили со стенда так же бойко, как и графика Александра Гордеева, исследующая тему эмоциональной ранимости современного человека. Пул авторов галереи ARTZIP недавно пополнил сибирский художник Александр Гребенщиков. Его медитативные пастели с киргизскими пейзажами одновременно напоминают полароидные кадры и мистическую живопись Николая Рериха.

Что касается работ, появившихся на ярмарке из галерейных закромов, к ним стоит отнести последние три листа из серии Никиты Алексеева «Диалектические рисунки» на стенде Iragui Gallery и немногие оставшиеся литографии с разноцветными пустыми интерьерами Александры Паперно у Set Projects. На стенде последней можно увидеть триптих Игоря Макаревича, центральный лист которого под названием «Сито», по замыслу художника, позволяет очистить сознание смотрящего от смыслового мусора.

«Коля! Куда ты положил брюки? Уже восемь часов я не могу их найти», — с такими словами художник Борис Матросов обращается к зрителю со стилизованной под банальное объявление работы 1993 года на стенде «Е.К.АртБюро». Пилотный выпуск «Обертона», не в пример другим ярмаркам этого года, отличается обилием ироничных художественных высказываний. Чего стоят хотя бы тараканы-бунтари Evsti Bomse у нижегородской галереи «9Б», Дэвид Боуи в образе советского пионера и работы Сони Кобозевой, висящие как белье на просушке на стенде 11.12 Gallery. Там же выделяются графические работы Рината Волигамси, которые кажутся гораздо более нежными и чувственными, чем его довольно мрачная живопись. Со стенда Anna Nova Gallery на зрителя лукаво смотрят грибоподобные человечки Федора Хиросиге.

К разряду иронии следовало бы отнести и пародию на брейгелевских «Охотников на снегу» у Pogodina Gallery, где вместо людей на фоне узнаваемого зимнего пейзажа изображены муравьи. Концептуально весь стенд галереи — большой новогодний проект из работ-открыток, которые художники создавали как подарки для близких. Новогодняя тема на ярмарке представлена органично и ненавязчиво: лобовых предпраздничных решений почти не встречается. Самый элегантный ход предприняла галерея сцена/szena, отдав половину стенда под работы Анастасии Рыбаковой с образами свечей, зеркал и предощущением рождественского чуда.

По словам директора-основателя Cosmoscow Маргариты Пушкиной, новая ярмарка органично вписалась в экосистему арт-бренда, лишь выиграв от соседства с исторической архитектурой. Cмотреть на современное искусство в «ТОН-Центре» действительно легко и приятно. Достаточно на пару минут увести глаза наверх, под сводчатый купол, и вновь появляются силы глубже погружаться в пучину художественных образов. Как стало известно на открытии ярмарки, «Обертон» — один из первых поп-ап проектов, которые должны вернуть историческую площадку к жизни. Второй этап ее реновации предусматривает превращение в полноценный арт-кластер всей прилегающей территории, включая соседнюю водонапорную башню.