Рената Латыпова, основатель бренда украшений Baggira
- В 2023 году оказалась в числе номинантов рейтинга Forbes «30 до 30» и победила в категории «Мода и дизайн».
- Украшения Baggira приглянулись певице Дуа Липа и попали в подборку британского Vogue: в 2022 году издание опубликовало материал со списком независимых и популярных у звезд марок.
- Вывела локальный бренд на международный рынок, в первую очередь заполучив любовь селебрити А-листа — на бренд обратили внимание стилисты Кайли Дженнер, Билли Айлиш и Бейонсе.
РБК и «Сбер» продолжают развивать тему визионерства. Проект «РБК Визионеры. Новое поколение» посвящен героям до 30 лет — людям, которые уже успели продемонстрировать незаурядный подход к любимому делу.
В поиске и отборе героев участвуют экспертный совет и партнеры проекта — Surf Coffee®, «Суперметалл», Высшая школа экономики и «Золотое яблоко». Команда Surf Coffee® предложила Ренату Латыпову как визионера в категории «Мода».
В свои 28 лет Рената смогла не только влюбить в себя модный локальный и зарубежный рынок, но и заручиться поддержкой признанных стилистов и медиа. Но ее украшения из гончарной глины стали результатом не столько внешнего запроса, сколько внутреннего — на поиск себя, масштаба и возможностей для созидания.
На старт, внимание
С раннего возраста Рената Латыпова искала свой путь: после школы уехала в Петербург, чтобы разобраться в управлении малым и средним бизнесом, и параллельно работала в фитнес-клубе, но почувствовала, что предназначена для чего-то более масштабного. «Я много размышляла, рефлексировала, — рассказывает дизайнер. — И именно в этот момент начала работать со станком ЧПУ (числовое программное управление — автоматизированный станок, который выполняет операции обработки по заданной компьютером программе). Это точка, с которой начался творческий путь и все, что потом стало Baggira».
Тот самый станок Рената заприметила пылящимся в доме семьи близкого человека. Девушка решила вдохнуть в него новую жизнь и смастерить фигурки из дерева. Но сперва взяла в руки глину для лепки макета. Она признается: в тот период поиска себя материал неожиданно стал отдушиной. «Первый макет — символ «инь-ян», две половинки, создающие единое целое, — рассказывает Рената. — Затем стала лепить цветы, миниатюры, кулоны, а следом соединять глину с деревом, листьями и живыми растениями». Так появился «первенец», бренд Issunboshi — в честь детского прозвища основателя. «Так звали героя японской сказки — книгу о нем я очень любила за иллюстрации и атмосферу», — объясняет она.
По мере освоения материалов украшений становилось все больше. Продать первые из них помогла сестра Ренаты Алина, на тот момент основатель собственного бренда Nina Albu, предложив разместить украшения на ее сайте. На них обратили внимание зарубежные селебрити: лондонский стилист Джейми-Мари Шиптон, Александра и Маккензи Гранквист, которые отвечают за образы семейства Кардашьян, команда креативного директора Анны Тревелян, а следом — Дуа Липа.
Успех дебютных украшений подтолкнул Ренату к запуску Baggira в 2019 году. «Название родилось, когда я пересматривала «Маугли». Пантера Багира всегда вызывала у меня ассоциацию с грацией, глубиной и внутренней силой. И вся эта история — про природу, цвета, движение — мне была очень близка». Чтобы погрузиться в процесс создания украшений, дизайнер отправилась на курсы по 3D-моделированию: от идеи и восковой модели до литья и работы с металлами и камнями. Латыпова отмечает, что все шесть лет существования бренда она не следила за трендами. Каждая коллекция рождалась из внутреннего отклика — не из анализа, а из чувств.
Две стороны одной медали
Baggira — марка, в которой не просто живут, а гармонично сосуществуют новые технологии и природа в ее первозданном виде, то, что современный мир изо дня в день пытается соединить. Оттого интереснее, что Рената этих противоречий не наблюдает, поскольку уверена: все, что создано, «уже является частью одного замысла». Для дизайнера мир держится не на противоположностях, а на единстве. Она прибегает к современным технологиям и 3D-моделированию не ради вау-эффекта, а чтобы продемонстрировать эту идею.
«Меня вдохновляют природа, люди, искусство, атмосфера мест, где бываю, особенно поход в горы. Иногда наблюдения за собой, мое настроение, состояние, переживание», — рассказывает Рената. Поймав нужный «ритм», она предпочитает пожить с ним какое-то время, задать себе вопрос: «Это действительно то, что я хочу создать?» Если ответ утвердительный, дизайнер рисует эскиз и передает его мастерам по 3D-моделированию. Форму и детали украшения команда дорабатывает с фокусом на изначальную идею. «Когда результат полностью откликается, снимаем лукбук — и украшение появляется в онлайн-магазине. Весь цикл занимает примерно два месяца в зависимости от сложности и задумки», — резюмирует она.
За маркой, помимо самой Ренаты, стоят мастерицы по глине и стеклу, 3D-моделировщики, ювелиры, инженер-технолог, а также инхаус-команда, полностью отвечающая за визуальную составляющую бренда и социальные сети. Съемки основатель предпочитает делать как в России, так и за ее пределами — например, во Франции, где сегодня проживает фотограф бренда. «Я объясняю команде, какими должны быть концепция и визуал, но в основе — совместное творчество. В Baggira нет случайных людей, и в этом наша сила», — комментирует Латыпова.
Сейчас на официальном сайте бренда 11 украшений, но Рената пересматривает ритм работы и концепцию релизов. Говоря о движении вперед, она в том числе упоминает планы открыть офлайн-пространство, которое бы помогло прочувствовать атмосферу Baggira.
Сами мы местные
Пока локальный модный рынок в широком смысле слова только знакомится с творчеством Ренаты (впервые об украшениях девушки заговорила в 2020 году стилист Эля Гаевская, а следом — стилисты Ксюша Смо и братья Хованские), мировая индустрия уже успела отметить бренд. Так, британский Vogue внес Baggirra в список независимых и популярных среди звезд марок. Такое положение дел Латыпова объясняет тем, что изначально позиционировала проект как международный, основной фокус был на аудиторию за пределами страны. «Baggira с 2019 года не имела второго направления — только зарубежное. Начинали просто: запустили онлайн-магазин, развивали Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), акцентировали внимание на съемках и присутствии в диджитале. Благодаря этому на нас сразу стали обращать внимание зарубежные стилисты и приглашать в проекты».
Дизайнер признается, что без нюансов, безусловно, никуда: у каждой страны свой менталитет, рабочий темп и стиль коммуникации. И чтобы эффективно работать вне ее, важно иметь представительство или склад. «Многие съемки подтверждают за один-два дня, и, чтобы не упустить возможность, украшения должны быть физически доступны. Со временем учишься вести деловую переписку, понимать, какие предложения подходят бренду, а от каких можно отказаться. Иногда вовремя сказанное «нет» гораздо важнее, чем сомнительное «да», — добавляет Рената.
До 2022 года бренд активно развивался, но после начались трудности. «Почта России» почти не работала со странами, где ждали украшения Baggira, и логистика стала практически невозможной. Команда спаслась через представительства за рубежом. Самым сложным оказался вопрос оплаты: полностью отключенные международные платежные системы парализовали работу марки. «Мы решили переждать бурю, — говорит Латыпова, — переосмыслить все, что происходит, и заново выстроить процессы. Сейчас система оплат настроена, международные заказы снова возможны — и мы возвращаемся к активной работе. Можно сказать, что это было вынужденное временное молчание, которое в итоге помогло нам подготовиться к новому этапу».
Иногда вовремя сказанное «нет» гораздо важнее, чем сомнительное «да».
Сейчас Ренате важно закрепиться и на российской модной арене. «Мы искренне хотим наладить этот диалог, делиться философией и эстетикой не только за рубежом, но и дома. Для меня это естественный и важный этап развития Baggira», — говорит дизайнер и добавляет, что, по ее личному убеждению, люди в России стали свободнее в самовыражении и меньше боятся показывать себя. В ответ на этот запрос появляются новые интересные бренды. «Думаю, самое важное сейчас — не оглядываться на зарубежный рынок и не пытаться кого-то повторить. Настоящая ценность в том, чтобы создавать из внутреннего интереса, не потому, что «так модно» или «так надо», а потому, что ты действительно хочешь этим поделиться», — заключает Рената.
Латыпова уже готовит новые коллекции на 2026 год. «Каждая станет отражением моего отношения к миру, семье, природе, детству, родине. Baggira станет моим личным дневником, мемуарами. Ведь за каждым брендом всегда стоит личность и ее путь — и именно в этом заключается самое настоящее и ценное».